Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".
методическая разработка по теме
Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обучения и воспитания здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_panshinskaya_sosh.doc | 747.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Паньшинская СОШ»
Программа утверждена
«______» __________ 2011 г.
________________________
кем
__________________________
где
Школа здорового образа жизни
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей от 6,6 до 11 лет.
Срок реализации дополнительной программы: 4 года
Х. Паньшино 2011 г.
Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: данная образовательная программа по Базисному образовательному плану имеет спортивно – оздоровительное направление.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить её поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего детства. Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Но важно помнить, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического. Интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен человек. Обладающий здоровьетворческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.
Данная программа является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 6,5 до 11 лет призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Цель дополнительной образовательной программы: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою малую Родину.
Задачи дополнительной образовательной программы:
- расширять знания о строение организма человека;
- научить соблюдать правила личной гигиены, правильно строить режим дня;
- расширять знания об основных причинах возникновения чрезвычайных ситуаций;
- сформировать знания о правилах рационального питания с учётом возраста и особенностями казачьей кухни;
- развить умение взаимодействия с окружающей средой с позиции экологической безопасности;
- сформировать представления о значении двигательной активности для развития здорового организма;
- создавать представления у детей о здоровом образе жизни казаков, разных видах народных спортивных состязаний;
- расширять знания о детских забавах казачат, народных методах лечения болезней.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- участие в ежегодных районных конкурсах, акциях, марафонах:
- Осенний марафон: « Осенние километры здоровья» (Сентябрь)
- Операция «Внимание, дети!» (Сентябрь)
- Конкурс по ПДД «Светофор» (Октябрь)
- Конкурс рисунка: «Знаем правила движения, как таблицу умножения» (Ноябрь)
- Акция: Нет, наркотикам» (Декабрь).
- День здоровья (Апрель).
- Неделя добра (Апрель).
- составление индивидуального паспорта здоровья детей;
- создание памяток «Полезные привычки»;
- спортивные соревнования детских команд;
- проведение выставок работ учащихся в классе, в школе, в Городищенском ДЦТ.
Определение результативности реализации дополнительной образовательной программы: программа считается усвоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий за год и принял участие в 5-6 зачетных мероприятиях.
Список зачетных мероприятий
1 класс
1. Инсценировка «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».
2. Ролевая игра: « Как сказать «нет» вредным привычкам»?
3. Игра – путешествие «Поведение в школе».
4. Праздник с родителями: «Старших надо уважать».
5. Праздник: «Друзья Мойдодыра».
6. Праздник: «Казачьи посиделки».
2 класс
1. Праздник. «Вместе весело шагать».
2. Устный журнал: «Что такое хорошо и что такое плохо».
3.Итоговое занятие – игра: «Человек среди людей».
4. КВН «Все работы хороши – выбирай на вкус».
5. Праздник: «В здоровом теле – здоровый дух».
6. Праздник: « В казачьей семье».
3 класс
1. Занятие – игра: «Любознательность – путь к знаниям».
2. Тренинг: «Что значит быть дисциплинированным».
3. Праздник: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
4. Конкурс рисунков: «Расти здоровым».
5. Спортивное соревнование: А ну- ка, мальчики!»
4 класс
- Круглый стол: «Колесо жизни».
- Игровое занятие: «Как стать счастливым».
- Деловая игра: «Основные права и свободы человека».
- Итоговое мероприятие: «Веселые старты».
5. Игровое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй».
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключается в том, что в её содержание введены элементы регионального этнокультурного казачьего компонента: детские забавы казачат, народные методы лечения болезней, спортивные состязания казаков, казачья кухня. Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обучения и воспитания здорового образа жизни.
Формы занятий:
- игра-путешествие: «Наш край», «Поведение в школе»
- театрализованное представление: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».
- КВН;
«Все работы хороши – выбирай на вкус».
- спортивные соревнования детских команд :
- Спортивные соревнования: «А ну – ка , мальчики»!
- «В гостях у олимпийцев».
- Веселые старты.
- Ролевая игра:
- Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра).
- Основные права и свободы человека (ролевая игра).
- Тренинги:
- «Мои достоинства и недостатки».
- «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми».
- «Правила поведения в классе».
- «Формирование коммуникативных умений и навыков».
- «Что значит быть дисциплинированным».
- Беседы на этические, психологические, правовые и гигиенические темы.
Режим занятий: 1 час в неделю в течение 4-х лет.
Ожидаемые результаты
Личностный результат:
- каждый ребёнок должен осознать в чем заключается ценность здоровья – состояние полного физического и психического и социального благополучия;
Метапредметный результат:
- научиться наблюдать за развитием своего организма, за состоянием здоровья;
Предметные результаты:
1 уровень:
-система знаний о гигиене, профилактике болезней казаков, о мире, о жизни, о правах и обязанностях человека, реализации здорового образа жизни в казачьей семье;
-знание особенностей казачьей кухни, казачьими праздниками, особенностями воспитания в казачьей семье, детскими забавами казачат.
2 уровень:
- уметь составлять индивидуальную программу оздоровления на летний и зимний сезоны года, выполнять творческие работы здоровьесбергающей направленности на этнокультурном материале.
3 уровень
- уметь представлять собственные разработки в форме: газет, устных журналов, памяток;
- принимать активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
1 класс
№ п/п | Тема | Всего | Часы | |||
Теория | Практика | Зачетное занятие | ||||
1. | Этический блок | 7 | 3 | 3 | 1 | |
1.1 | Такой разный мир людей. | 1 | ||||
1.2 | Я и мои поступки. | 1 | ||||
1.3 | Тест: «Что такое воспитание себя». | 1 | ||||
1.4 | Правила этикета Как вести себя в театре? | 1 | ||||
1.5 | Как беседовать по телефону? | 1 | ||||
1.6 | Правила поведения в классе (занятие – тренинг). | 1 | ||||
1.7 | Инсценировка «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным». | 1 | ||||
2. | Психологический блок. | 6 | 4 | 1 | ||
2.1 | Игры «Ага!», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания). | 1 | ||||
2.2 | Игры «Ага», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания). | 1 | ||||
2.3 | Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай, исполняй» (для развития памяти). | 1 | ||||
2.4 | Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай – исполняй». (для развития внимания). | 1 | ||||
2.5 | Игра «Древо мудрости» (для развития воображения и мышления). | 1 | ||||
2.6 | Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра). | 1 | ||||
3. | Правовой блок. | 6 | 3 | 2 | 1 | |
3.1 | Что такое «насилие». | 1 | ||||
3.2 | Насильственное и ненасильственное решение проблем. | 1 | ||||
3.3 | Анализ опасных ситуаций. | 1 | ||||
3.4 | Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг). | 1 | ||||
3.5 | Поведение в общественных местах. | 1 | ||||
3.6 | Поведение в школе ( Игра – путешествие). | 1 | ||||
4. | Семьеведческий блок. | 4 | 1 | 2 | 1 | |
4.1 | Папа, мама, я – дружная семья. | 1 | ||||
4.2 | Как быть папой? Как быть мамой? (Особенности ролевых взаимоотношений в семье). | 1 | ||||
4.3 | Наши дедушки, наши бабушки.(Беседа). | 1 | ||||
4.4 | Старших надо уважать. Праздник вместе с родителями (Спектакль, дискуссия). | 1 | ||||
5. | Медико-гигиенический блок. | 7 | 2 | 4 | 1 | |
5.1 | Как устроена кожа человека | 1 | ||||
5.2 | Банные сражения (игра) | 1 | ||||
5.3 | Что мы знаем о глазах? | 1 | ||||
5.4 | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | ||||
5.5 | «Как Медведь трубку нашел» (инсценировка) | 1 | ||||
5.6 | Внутренняя кухня человека (Пищеварительная и выделительная системы) | 1 | ||||
5.7 | Друзья Мойдодыра (Праздник) | 1 | ||||
6. | Краеведческий блок. | 3 | 1 | 2 | 1 | |
6.1 | Воспитание в казачьей семье. | 1 | ||||
6.2 | Казачьи праздники. | 1 | ||||
6.3 | Праздник «Казачьи посиделки». | 1 | ||||
7. | Спортивный блок. | 2 | 1 | 1 | ||
7.1 | Знакомство с правилами проведения подвижных и настольных игр. | 1 | ||||
7.2 | Подвижные игры | 1 | ||||
2 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Часы | ||
Теория | Практика | Зачет | |||
1. | Этический блок | 4 | 1 | 2 | 1 |
1.1 | Красота окружающего мира . | 1 | |||
1.2 | Мир вокруг нас. Тесты. | 1 | |||
1.3 | Как? Что? Почему? | 1 | |||
1.4 | Итоговое занятие. Праздник «Вместе весело шагать». | 1 | |||
2. | Психологический блок. | 5 | 1 | 3 | 1 |
2.1 | Развитие познавательной сферы | 1 | |||
2.2 | Развитие эмоциональной сферы. Тест | 1 | |||
2.3 | Развитие навыков общения | 1 | |||
2.4 | Полезные привычки. Как их создать? | 1 | |||
2.5 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Устный журнал. | 1 | |||
3. | Правовой блок | 4 | 1 | 2 | 1 |
3.1 | Правила поведения | 1 | |||
3.2 | Правила поведения и здоровья. (Беседа) | 1 | |||
3.3 | Опасные ситуации. Ситуативные задачи. | 1 | |||
3.4 | Итоговое занятие. «Человек среди людей». | 1 | |||
4. | Семьеведческий блок | 5 | 2 | 2 | 1 |
4.1 | Чистота в доме и в школе | 1 | |||
4.2 | Как делают уборку в доме и в школе | 1 | |||
4.3 | «Мужские» и «женские» обязанности | 1 | |||
4.4 | Школа вежливости. Беседа – игра. | 1 | |||
4.5 | Итоговое занятие КВН «Все работы хороши – выбирай на вкус». | 1 | |||
5. | Медико-гигиенический блок | 9 | 3 | 5 | 1 |
5.1 | Мой организм – целая планета | 1 | |||
5.2 | Дыхание. Осанка и движение – ритмы суть жизни | 1 | |||
5.3 | Основные правила правильного питания | 1 | |||
5.4 | Если хочешь быть здоров | 1 | |||
5.5 | Самые полезные продукты | 1 | |||
5.6 | Паспорт здоровья | 1 | |||
5.7 | Методы простейших зрительно-координационных тренажей. | 1 | |||
5.8 | Растем здоровыми. Игровой практикум. | 1 | |||
5.9 | Итоговое занятие. Праздник «В здоровом теле - здоровый дух». | 1 | |||
6. | Краеведческий блок | 4 | 2 | 2 | 1 |
6.1 | Народные методы лечения казачьего народа. | 1 | |||
6.2 | В гостях у казаков. Экскурсия в музей Паньшинского с/п. | 1 | |||
6.3 | Мои предки – казаки. | 1 | |||
6.4 | Праздник, итоговое занятие. «В казачьей семье». | 1 | |||
7. | Спортивный блок | 3 | 1 | 1 | 1 |
7.1 | Правила ТБ в спорте. | 1 | |||
7.2 | Веселые эстафеты. Веселые старты. | 1 | |||
7.3 | Итоговое занятие «В гостях у олимпийцев». | 1 | |||
3 класс
№ | Тема | Всего часов | Часы | ||
Теория | Практика | Зачет | |||
1. | Этический блок | 5 | 1 | 3 | 1 |
1.1 | Забота и ответственность | 1 | |||
1.2 | Проявление заботы в окружающем мире | 1 | |||
1.3 | О равнодушии и добре | 1 | |||
1.4 | Душа народа к добру зовёт | 1 | |||
1.5 | Жить с достоинством – что это значит ? | 1 | |||
2. | Психологический блок. | 6 | 2 | 3 | 1 |
2.1 | Развитие познавательной сферы. | 1 | |||
2.2 | Развитие эмоциональной сферы | 1 | |||
2.3 | Красивое начало в человеке | 1 | |||
2.4 | О наблюдательности и внимательности | 1 | |||
2.5 | Каждый видит мир по-своему | 1 | |||
2.6 | Любознательность-путь к знаниям. (Занятие – игра) | 1 | |||
3. | Правовой блок | 6 | 2 | 3 | 1 |
3.1 | Правила безопасного поведения. | 1 | |||
3.2 | Ответственность за безопасное поведение | 1 | |||
3.3 | Правила поведения в школе и на улице | 1 | |||
3.4 | Права ребёнка в новом веке. | 1 | |||
3.5 | Я-гражданин | 1 | |||
3.6 | Что значит быть дисциплинированным? (тренинг) | 1 | |||
4. | Семьеведческий блок. | 5 | 1 | 3 | 1 |
4.1 | Труд в моей семье | 1 | |||
4.2 | Что я больше всего люблю делать | 1 | |||
4.3 | Мой труд каждый день дома. | 1 | |||
4.4 | Терпение и труд всё перетрут. (беседа) | 1 | |||
4.5 | Хвала рукам, что пахнут хлебом! (занятие – праздник) | 1 | |||
5. | Медико – гигиенический | 5 | 1 | 3 | |
5.1 | Вредные привычки | 1 | |||
5.2 | Вред применения наркотиков, алкоголя, никотинов, токсических веществ | 1 | |||
5.3 | Как можно создать здоровую среду вокруг себя? | 1 | |||
5.4 | Полезные привычки, как их создать ? | 1 | |||
5.5 | Беседа: «Расти здоровым». Конкурс рисунков «Я хочу быть здоровым». | 1 | |||
6. | Краеведческий блок. | 3 | 2 | ||
6.1 | Спортивные состязания в рамках календарных праздников казаков. | 2 | |||
6.2 | Наш край. (беседа) | 1 | |||
7. | Спортивный блок. | 4 | 1 | 2 | 1 |
7.1 | Малые спортивные игры. | 1 | 1 | ||
7.2 | Детские забавы казачат. | 1 | |||
7.3 | Растем здоровыми. | 1 | |||
7.4 | Спортивные соревнования « А ну – ка , мальчики!» |
4 класс
№ п/п | Тема. | Всего | Часы | ||
Теория | Практика | Зачет | |||
1. | Этический блок. | 4 | 1 | 2 | 1 |
1.1 | Представление о смысле жизни. | 1 | |||
1.2 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни. | 1 | |||
1.3 | Самоценность личности. | 1 | |||
1.4 | Колесо жизни (круглый стол). | 1 | |||
2. | Психологический блок. | 6 | 2 | 3 | 1 |
2.1 | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. | 1 | |||
2.2 | Мастерская общения. | 1 | |||
2.3 | Типы характеров. | 1 | |||
2.4 | Формирование коммуникативных умений и навыков. Тренинг. | 1 | |||
2.5 | Психологические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления. | 1 | |||
2.6 | Как стать счастливым. Игровое занятие. | 1 | |||
3. | Правовой блок. | 6 | 2 | 3 | 1 |
3.1 | Я и общество. Я – гражданин. | 1 | |||
3.2 | Манипуляции в общении. | 1 | |||
3.3 | Агрессия, формы проявления. | 1 | |||
3.4 | Что значит победить другого человека. | 1 | |||
3.5 | Как сказать «нет» и не потерять друзей. | 1 | |||
3.6 | Основные права и свободы человека (деловая игра). | 1 | |||
4. | Семьеведческий блок. | 5 | 2 | 2 | 2 |
4.1 | Семейный уклад разных народностей. | 1 | |||
4.2 | Истории создания праздников. | 1 | |||
4.3 | Календарь всех праздников. | 1 | |||
4.4 | Семья и семейные праздники в традициях народов. | 1 | |||
4.5 | Итоговое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй.( игровое занятие) | 1 | |||
5. | Медико – гигиенический блок. | 6 | 1 | 4 | 1 |
5.1 | Как оценить количество и качество своего здоровья. (мониторинг физического здоровья) | 1 | |||
5.2 | Что значит быть и жить в настоящем времени. Счастлив по собственному желанию. | 1 | |||
5.3 | Копилка витаминов. Здоровое питание. | 1 | |||
5.4 | Закаливание и оздоровление организма. | 1 | |||
5.5 | Беседа и занятие по теме: «Азбука здоровья». | 1 | |||
5.6 | Праздник «Чистота и здоровье». | 1 | |||
6. | Краеведческий блок. | 4 | |||
6.1 | Родной край – часть большой страны. | 1 | |||
6.2 | Исторические места, памятники, достопримечательности родного края. | 1 | |||
6.3 | Традиции здорового питания казаков. | 1 | |||
6.4 | Рецепты казачьей кухни. | 1 | |||
7. | Спортивный блок. | 3 | 1 | 1 | 1 |
7.1 | История развития спортивных игр. | 1 | |||
7.2 | Олимпийские игры. | 1 | |||
7.3 | «Веселые старты». Итоговое мероприятие. | 1 |
Содержание программы по классам
Класс | № | Тема | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 класс | 1. | Этический блок | Знать: правила этикета, положительные качества характера; Уметь: применять навыки культурного поведения в общественных местах, при общении по телефону; употреблять в речи вежливые слова; придерживаться нравственных правил общения. |
1.1 | Такой разный мир людей. | ||
1.2 | Я и мои поступки. | ||
1.3 | Тест: «Что такое воспитание себя». | ||
1.4 | Правила этикета Как вести себя в театре? | ||
1.5 | Как беседовать по телефону? | ||
1.6 | Правила поведения в классе (занятие – тренинг). | ||
1.7 | Инсценировка «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным». | ||
2. | Психологический блок. | Знать: правила игр на развитие внимания, памяти, воображения и мышления; Уметь: применять правила игр быстро и качественно, соблюдать правила, выполняя задания учителя. | |
2.1 | Игры «Ага!», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания). | ||
2.2 | Игры «Ага», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания). | ||
2.3 | Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай, исполняй» (для развития памяти). | ||
2.4 | Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай – исполняй». (для развития внимания). | ||
2.5 | Игра «Древо мудрости» (для развития воображения и мышления). | ||
2.6 | Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра). | ||
3. | Правовой блок. | ||
3.1 | Что такое «насилие». | Знать: знать, что такое «насилие», опасные ситуации; Уметь: анализировать сложившиеся опасные ситуации и применять ТБ. | |
3.2 | Насильственное и ненасильственное решение проблем. | ||
3.3 | Анализ опасных ситуаций. | ||
3.4 | Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг). | ||
3.5 | Поведение в общественных местах. | ||
3.6 | Поведение в школе (игра – путешествие). | ||
4. | Семьеведческий блок. | Знать: историю своего рода, своей семьи, своего народа; Уметь: общаться со старшими членами семьи, уважать ветеранов войны и труда, оказывать им посильную помощь. | |
4.1 | Папа, мама, я – дружная семья. | ||
4.2 | Как быть папой? Как быть мамой? (особенности ролевых взаимоотношений в семье). | ||
4.3 | Наши дедушки, наши бабушки.(Беседа). | ||
4.4 | Старших надо уважать. Праздник вместе с родителями (Спектакль, дискуссия). | ||
5. | Медико-гигиенический блок. | Знать: как устроен организм человека, правила личной гигиены; Уметь: применять важные и необходимые правила личной гигиены в повседневной жизни, пользоваться средствами личной гигиены. | |
5.1 | Как устроена кожа человека | ||
5.2 | Банные сражения (игра) | ||
5.3 | Что мы знаем о глазах? | ||
5.4 | Викторина «Что? Где? Когда?» | ||
5.5 | «Как Медведь трубку нашел» (инсценировка) | ||
5.6 | Внутренняя кухня человека (пищеварительная и выделительная системы) | ||
5.7 | Друзья Мойдодыра (Праздник) | ||
6. | Краеведческий блок. | Знать: историю родного хутора; кто такие казаки; их быт, как воспитывали казачат; Уметь: устраивать праздники и принимать в них участие. | |
6.1 | Воспитание в казачьей семье. | ||
6.2 | Казачьи праздники. | ||
6.3 | Праздник «Казачьи посиделки». | ||
7. | Спортивный блок. | Знать: занятия физкультурой залог здоровья, правила подвижных игр; Уметь: играть в подвижные игры и настольные игры, соблюдая правила проведения этих игр; воспитывать волю к победе, уважение к сопернику. | |
7.1 | Знакомство с правилами проведения подвижных и настольных игр. | ||
7.2 | Подвижные игры | ||
2 класс | 1. | Этический блок | |
1.1 | Красота окружающего мира. | Знать: общие условия, необходимые для жизни живых организмов, разнообразие животного мира и растений. Уметь: находить взаимосвязи живой и неживой природы. | |
1.2 | Мир вокруг нас. Тесты. | Уметь: видеть, понимать, оценивать красоту окружающего мира. | |
1.3 | Как? Что? Почему? | Знать: о значении природы для жизни человека. Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений, приводить примеры разнообразия живой и неживой природы. | |
1.4 | Итоговое занятие. Праздник «Вместе весело шагать». | Знать: произведения детских писателей. Уметь: читать стихи, петь песни, играть в подвижные игры, отгадывать загадки и шарады. | |
2. | Психологический блок. | ||
2.1 | Развитие познавательной сферы | Знать: понятия «память», «внимание», «эмоциональная память»; Уметь: выполнять упражнения, помогающие развивать память и внимание. | |
2.2 | Развитие эмоциональной сферы. Тест | Знать понятие: «эмоции», положительные и отрицательные эмоции; Уметь: решать тесты – выбирать правильный ответ. | |
2.3 | Развитие навыков общения | Знать: правила общения с людьми, правила культурного поведения; Уметь: выполнять упражнения, помогающие развивать навыки общения. | |
2.4 | Полезные привычки. Как их создать? | Знать: понятие «привычка»; Уметь: отличать полезные привычки от вредных, составлять правила развития полезных привычек. | |
2.5 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». (Устный журнал). | Знать: понятие «привычка»; Уметь: отличать полезные привычки от вредных, составлять правила развития полезных привычек. | |
3. | Правовой блок | ||
3.1 | Правила поведения | Знать: правила поведения человека с окружающими его предметами живой и неживой природы; Уметь: соблюдать правила безопасного поведения и формулировать их при обсуждении жизненных ситуаций. | |
3.2 | Правила поведения и здоровья. (Беседа) | Знать: правила укрепления своего здоровья; Уметь: конструировать ростомер в семье, составлять паспорт здоровья. | |
3.3 | Опасные ситуации. Ситуативные задачи. | Знать: правила ТБ на улице, дома; Уметь: тренировать поведенческие навыки по проблеме. | |
3.4 | Итоговое занятие. «Человек среди людей». | Знать: правила здорового образа жизни; Уметь: играть в игру «Доскажи словечко», «Вежливые прятки», отгадывать загадки – шутки. | |
4. | Семьеведческий блок | ||
4.1 | Чистота в доме и в школе. | Знать: понятия «порядок» и «чистота»; Уметь: составлять памятку для ученика. | |
4.2 | Как делают уборку в доме и в школе. | Знать: понятия «дежурный», правила ТБ при выполнении уборки дома и в школе; Уметь: пользоваться веником, савком и тряпкой, пылесосом. | |
4.3 | «Мужские» и «женские» обязанности. | Знать: понятия «мужские» и «женские» обязанности; Уметь: выполнять простейшие задания для девочек и мальчиков. | |
4.4 | Школа вежливости. Беседа – игра. | Знать: правила культурного поведения при общении с людьми; Уметь: играть в игру «Совет наоборот». | |
4.5 | Итоговое занятие КВН «Все работы хороши – выбирай на вкус». | Знать: профессии мужчин и женщин; Уметь: уважительно относиться к людям разных профессий. | |
5. | Медико-гигиенический блок | ||
5.1 | Мой организм – целая планета. | Знать: понятие «организм», сходство и различие людей друг от друга, понятие «здоровье»; Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений. | |
5.2 | Дыхание. Осанка и движение – ритмы суть жизни. | Знать: понятие «органы дыхания», «осанка», представления о строении человеческого организма; Уметь: соблюдать режим дня, правила красивой осанки при письме и т.д. | |
5.3 | Основные правила правильного питания. | Знать: правила правильного питания, правила поведения за столом; Уметь: соблюдать правила поведения за столом, пользоваться столовыми приборами. | |
5.4 | Если хочешь быть здоров. | Знать: понятие «ЗОЖ»; Уметь: выполнять и соблюдать правила ЗОЖ, составлять правильный режим дня. | |
5.5 | Самые полезные продукты. | Знать: понятие «полезные продукты»; Уметь: соблюдать и заполнять дневник «Правильное питание». | |
5.6 | Паспорт здоровья. | Знать: понятие «паспорт здоровья»; Уметь: составлять «паспорт здоровья». | |
5.7 | Методы простейших зрительно-координационных тренажей. | Знать: понятие «координация»; Уметь: выполнять упражнения, способствующие поддержанию зрительно-координационной функции, проводить динамические перемены. | |
5.8 | Растем здоровыми. Игровой практикум. | Знать : правила ТБ в подвижных играх; Уметь: играть в подвижные игры «Сторож», «Два мороза», «Карусель». | |
5.9 | Итоговое занятие. Праздник «В здоровом теле - здоровый дух». | Знать: правила ТБ при проведении подвижных игр; Уметь: выполнять упражнения с мячом, скакалкой, обручем. | |
6. | Краеведческий блок | ||
6.1 | Народные методы лечения казачьего народа. | Знать: понятия «народное лечение», «лекарственные травы». Уметь: составлять рецепты народного лечения. | |
6.2 | В гостях у казаков. Экскурсия в музей Паньшинского с/п. | Знать: происхождение и местонахождение села Паньшино; Уметь: работать с дополнительными источниками знаний. | |
6.3 | Мои предки – казаки. | Знать: историю жизни и развития донского казачества; Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений. | |
6.4 | Праздник, итоговое занятие. «В казачьей семье». | Знать: быт и народное творчество казаков; Уметь: исполнять песни и танцы казаков. | |
7. | Спортивный блок | ||
7.1 | Правила ТБ в спорте. | Знать: правила ТБ в спорте; Уметь: соблюдать правила ТБ в спорте. | |
7.2 | Веселые эстафеты. Веселые старты. | Знать правила ТБ в спорте и правила поведения в подвижных играх; Уметь: выполнять упражнения с мячом, скакалкой, обручем. | |
7.3 | Итоговое занятие «В гостях у олимпийцев». | Знать: понятия «Олимпийские игры», «состязание», «олимпийские рекорды», имена олимпийцев России; Уметь: выполнять физические упражнения в беге, прыжках, ходьбе и т.д. | |
3 класс | 1. | Этический блок | |
1.1 | Забота и ответственность. | Знать: понятия «забота» и «ответственность»; Уметь: проявлять заботу о пожилых людях, оказывать помощь младшим, нести ответственность за порученное дело. | |
1.2 | Проявление заботы в окружающем мире. | Знать: правила проявления заботы об окружающих; Уметь: общаться с окружающими, проявлять заботу и оказывать помощь. | |
1.3 | О равнодушии и добре. | Знать: понятия « равнодушие» и «добро»; Уметь: воспитывать в себе доброту и отзывчивость. | |
1.4 | Душа народа к добру зовёт. | Знать: понятия «народ», «народность», «душа народа»; Уметь: воспитывать в себе гуманистические и патриотические качества и чувства. | |
1.5 | Жить с достоинством – что это значит? | Знать: нравственное понятие «достоинство»; Уметь: жить с достоинством. | |
2. | Психологический блок. | ||
2.1 | Развитие познавательной сферы. | Знать: понятие «познавательная сфера»; Уметь: познавать мир и приобретать знания. | |
2.2 | Развитие эмоциональной сферы. | Знать: понятие «эмоциональная сфера»; Уметь: раскрывать потенциал души. | |
2.3 | Красивое начало в человеке. | Знать: понятия «красота», «душевность», «любовь»; Уметь: развивать природные чувства красоты. | |
2.4 | О наблюдательности и внимательности. | Знать: понятия «наблюдательность» и «внимательность»; Уметь: развивать в себе наблюдательность и внимательность. | |
2.5 | Каждый видит мир по-своему. | Знать: понятия «мысли», «желания», «чувства»; Уметь: понимать, что каждый человек видит мир по-своему | |
2.6 | Любознательность-путь к знаниям. (Занятие – игра) | Знать: понятия «любознательность», «круг знаний»; Уметь: воспитывать в себе трудолюбие, стремление к новым знаниям. | |
3. | Правовой блок | ||
3.1 | Правила безопасного поведения. | Знать: правила безопасного поведения; Уметь: быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональное решение. | |
3.2 | Ответственность за безопасное поведение. | Знать: понятие «ответственность»; Уметь: формировать в себе положительные черты характера, ответственность за свои поступки. | |
3.3 | Правила поведения в школе и на улице. | Знать: правила поведения в школе и дома; Уметь: правильно вести себя в школе, дома, в общественных местах. | |
3.4 | Права ребёнка в новом веке. | Знать: основные законы Конституцию России, Декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, знать понятие «право», основной закон – Конституция России; Уметь: широко использовать в игре знания об окружающем мире. | |
3.5 | Я – гражданин. | Знать: символику государства; Уметь: воспитывать в себе гражданские чувства. | |
3.6 | Что значит быть дисциплинированным? (тренинг) | Знать: понятия «дисциплина», «дисциплинированность»; Уметь: быть дисциплинированным. | |
4. | Семьеведческий блок. | ||
4.1 | Труд в моей семье. | Знать: понятия «труд», «трудолюбие»; Уметь: понимать важность и ценность их труда в семье. | |
4.2 | Что я больше всего люблю делать. | Знать: понятия «прилежный», «старательный»; Уметь: давать положительную оценку данным качествам. | |
4.3 | Мой труд каждый день дома. | Знать: о виде правил обязанностей по дому; Уметь: вырабатывать в себе привычку трудиться, трудовые умения. | |
4.4 | Терпение и труд всё перетрут. (Беседа) | Знать: понятие «терпение»; Уметь: выполнять правила удачного распределения времени. | |
4.5 | Хвала рукам, что пахнут хлебом! (занятие – праздник) | Знать: понятие «хлебороб»; Уметь: бережно относиться к хлебу, хлебобулочным изделиям. | |
5. | Медико – гигиенический | ||
5.1 | Вредные привычки | Знать: понятие «привычка»; Уметь: отличать полезные привычки от вредных. | |
5.2 | Вред применения наркотиков, алкоголя, никотинов, токсических веществ | Знать: о вреде наркотиков, курения, алкоголя, токсичных веществ; Уметь: тренировать поведенческие навыки по проблеме. | |
5.3 | Как можно создать здоровую среду вокруг себя? | Знать: о значении здоровой среды для здоровья человека; Уметь: отличать замечательные привычки от опасных | |
5.4 | Полезные привычки, как их создать? | Знать: о понятии «привычка»; Уметь: вырабатывать полезные привычки для сохранения своего здоровья. | |
5.5 | Беседа: «Расти здоровым». Конкурс рисунков «Я хочу быть здоровым». | Знать: о правилах закаливания, о пользе занятия спортом; Уметь: воспитывать в себе осознанное отношение к здоровому образу жизни. | |
6. | Краеведческий блок. | ||
6.1 | Спортивные состязания в рамках календарных праздников казаков. | Знать: календарные праздники казачества, различные подвижные игры; Уметь: развивать физические способности через спортивные игры. | |
6.2 | Наш край. (беседа) | Знать: историю родного края; Уметь: бережно относится к природе родного края, расширять кругозор о растительном и животном мире нашего края. | |
7. | Спортивный блок. | ||
7.1 | Малые спортивные игры. | Знать: различные подвижные игры; Уметь: развивать силу, скорость, сноровку, сообразительность. | |
7.2 | Детские забавы казачат. | Знать: правила детских игр казачат; Уметь: через игру формировать физическую сноровку, быстроту реакции. | |
7.3 | Растем здоровыми. | Знать: об Олимпиаде, о значении пяти переплетенных колец; Уметь: справляться с простудой, сохранять здоровье. | |
7.4 | Спортивные соревнования « А ну – ка, мальчики!» | Знать: о понятии «взаимовыручка»; Уметь: быть добрым, уступать, отстаивать свое мнение. | |
4 класс | 1. | Этический блок. | |
1.1 | Представление о смысле жизни. | Знать: о различных формах жизни, для чего и зачем живет человек, без смысла жизни человеку трудно жить; Уметь: определять свой смысл жизни, уметь познать себя, свои потребности, уметь понять свою «нужность». | |
1.2 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни. | Знать: о разнообразии и неповторимости всех форм жизни; Уметь: видеть это разнообразие и уметь уважать любую форму жизни как свою собственную | |
1.3 | Самоценность личности. | Знать: способы проявления своей личность, личности друзей; Уметь: давать самооценку своим интересам, видеть пользу от своих интересов для окружающих. | |
1.4 | Колесо жизни (круглый стол). | Знать: о смысле жизни человека; Уметь: видеть интересы и полезность других людей. | |
2. | Психологический блок. | ||
2.1 | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. | Знать: о важности добра и комфорта атмосферы, правила общения и вежливости, добра; Уметь: быть внимательными, вежливыми в общении с людьми. | |
2.2 | Мастерская общения. | Знать: различные ситуации, способы общения; Уметь: находить выход из различных представленных ситуаций. | |
2.3 | Типы характеров. | Знать: типы характеров людей, их отличительные особенности; Уметь: пользоваться методом распознавания и определения типа характера, соотносить поступки с типами характера. | |
2.4 | Формирование коммуникативных умений и навыков. Тренинг. | Знать: основные правила общения в человеческом обществе; Уметь: применять на практике правила общения, видеть отрицательное и положительное в различных формах поведения. | |
2.5 | Психологические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления. | Знать: уровень развития личных качеств личности; Уметь: пользоваться различными методами исследования, принимать и исправлять свои недостатки. | |
2.6 | Как стать счастливым. Игровое занятие. | Знать: понятие «личность»; Уметь: пользоваться советами психологов, педагогов, бороться с собственными комплексами. | |
3. | Правовой блок. | ||
3.1 | Я и общество. Я – гражданин. | Знать: понятия « декларация», «ООН», «статус»; Уметь: пользоваться своими правилами, выполнять обязанности и быть ответственными. | |
3.2 | Манипуляции в общении. | Знать: понятие «манипуляция», основные способы манипулятивного поведения; Уметь: определять манипуляции, сопротивляться манипуляциям, видеть плохие хорошие стороны людей. | |
3.3 | Агрессия, формы проявления. | Знать: понятие «агрессия», формы проявления агрессии; Уметь: бороться с факторами проявления агесии, жестокости. | |
3.4 | Что значит победить другого человека. | Знать: способы борьбы с самим собой; Уметь: использовать различные способы внушения, владеть собой. | |
3.5 | Как сказать «нет» и не потерять друзей. | Знать: о вреде и разрушительной силе вредных привычек, иметь представление о здоровом образе жизни; Уметь: оценивать ситуацию, выбирать правильный путь. | |
3.6 | Основные права и свободы человека (деловая игра). | Знать: о правах и свободах взрослых и детей; Уметь: быть ответственными. | |
4. | Семьеведческий блок. | ||
4.1 | Семейный уклад разных народностей. | Знать: семейные традиции народов мира, календарные праздники в нашей стране; Уметь: различать традиции разных народностей, хранить обычаи и традиции. | |
4.2 | Истории создания праздников. | Знать: понятие «праздник», происхождение этого слова, виды праздников; Уметь: владеть правилами поведения во время праздника. | |
4.3 | Календарь всех праздников. | Знать: календарные праздники, их особенности, роль праздников в жизни человека; Уметь: вести подготовку к празднику, владеть правилами поведения. | |
4.4 | Семья и семейные праздники в традициях народов. | Знать: виды семейных праздников: день рожденья, новоселье, свадьба и др.; Уметь: владеть правилами поведения на празднике, Уметь: преподносить подарок. | |
4.5 | Итоговое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй». (игровое занятие) | Знать: правила поведения во время игры. | |
5. | Медико – гигиенический блок. | ||
5.1 | Как оценить количество и качество своего здоровья. (Мониторинг физического здоровья) | Уметь: внимательно наблюдать за своим здоровьем, воспитывать желание заниматься укреплением здоровья. | |
5.2 | Что значит быть и жить в настоящем времени. Счастлив по собственному желанию. | Знать: понятие «счастье»; Уметь: ориентироваться и приспосабливаться к жизни в современных условиях. | |
5.3 | Копилка витаминов. Здоровое питание. | Знать: понятие «витамины»; Уметь: правильно питаться и соблюдать режим питания, правильно выбирать продукты питания, составлять ежедневный рацион. | |
5.4 | Закаливание и оздоровление организма. | Знать: природные факторы оздоровления, правила и формы закаливания; Уметь: ухаживать за своими волосами, воспитывать эстетический вкус. | |
5.5 | Беседа и занятие по теме: «Азбука здоровья». | Знать: правила ухода за волосами; Уметь: ухаживать за своими волосами, воспитывать эстетический вкус. | |
5.6 | Праздник «Чистота и здоровье». | Уметь: соблюдать чистоту и порядок, развивать в себе негативное отношение к беспорядку. | |
6. | Краеведческий блок. | ||
6.1 | Родной край – часть большой страны. | Знать: понятия «Родина», «родной край», историю родного края; Уметь: читать наизусть Государственный гимн России, читать стихи о родном крае. | |
6.2 | Исторические места, памятники, достопримечательности родного края. | Знать: исторические места, памятники, достопримечательности родного края; Уметь: рассказывать об истории создания памятников. | |
6.3 | Традиции здорового питания казаков. | Знать: понятие «здоровое питание»; Уметь: составлять рацион правильного питания, формировать привычку правильного питания. | |
6.4 | Рецепты казачьей кухни. | Знать: рецепты казачьей кухни; Уметь: активно применять рецепты казачьей кухни в повседневной жизни. | |
7. | Спортивный блок. | ||
7.1 | История развития спортивных игр. | Знать: историю спортивных игр. | |
7.2 | Олимпийские игры. | Знать: виды Олимпийских игр, историю их появления. | |
7.3 | «Веселые старты». Итоговое мероприятие. | Уметь: правильно выполнять задания, соблюдать ТБ во время эстафет. | |
Методическое обеспечение программы
1 класс
2 класс
№ | Тема | Методические пособия, интернет – ресурсы, электронные пособия. |
1.1 | Красота окружающего мира . | «Все обо всем» Ликум А.М. |
1.2 | Мир вокруг нас. Тесты. | Волина В.В. «Учимся играя» |
1.3 | Как? Что? Почему? | Т.Ф. Бондаренко «Классные часы» изд. «Учитель» Metod-uch@bk/ru |
1.4 | Итоговое занятие. Праздник «Вместе весело шагать». | «В гостях у праздника» Н.А. Богачкина изд. Глобус СD «Классные часы в начальной школе» |
2. | Психологический блок. | |
2.1 | Развитие познавательной сферы | Мищенкова Л.В. «Развивающие занятия в начальной школе» |
2.2 | Развитие эмоциональной сферы. Тест | |
2.3 | Развитие навыков общения | |
2.4 | Полезные привычки. Как их создать? | Богданова А.С. «Воспитание культуры поведения уч-ся 1-3 классов» |
2.5 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Устный журнал. | Досуг в школе, 2005г., №12, 2004г. №4 |
3. | Правовой блок | |
3.1 | Правила поведения | «Вредные привычки: профилактика зависимостей» Г.Г. Кулинич |
3.2 | Правила поведения и здоровья. (Беседа) | |
3.3 | Опасные ситуации. Ситуативные задачи. | Соколова О.А. «Мир общения» |
3.4 | Итоговое занятие. «Человек среди людей». | Г.П. Попова «Мы труд воспеваем и славим работу» |
4. | Семьеведческий блок | |
4.1 | Чистота в доме и в школе | Н.А. Максименко «Мой труд каждый день дома» |
4.2 | Как делают уборку в доме и в школе | |
4.3 | «Мужские» и «женские» обязанности | Коноплева Н.П. «Секреты домашнего хозяйства» |
4.4 | Школа вежливости. Беседа – игра. | Г.П. Попова «Учимся быть организованными» |
4.5 | Итоговое занятие КВН «Все работы хороши – выбирай на вкус». | «В гостях у праздника» Н.А. Богачкина изд. Глобус www.globus-kniga.ru |
5. | Медико-гигиенический блок | |
5.1 | Мой организм – целая планета | Канищева Л.В. «Растения и человек» |
5.2 | Дыхание. Осанка и движение – ритмы суть жизни | Брызгунов И.П. «Беседы о здоровье школьников» |
5.3 | Основные правила правильного питания | Безруких М., Филиппова Т. «Разговор о правильном питании» www.olmamedia.ru |
5.4 | Если хочешь быть здоров | Ковалько В.И. «Здоровье сберегающие технологии» |
5.5 | Самые полезные продукты | Безруких М., Филиппова Т. «Разговор о правильном питании» www.olmamedia.ru |
5.6 | Паспорт здоровья | Степанова О.А. «Игра и оздоровительная работа в нач. школе» |
5.7 | Методы простейших зрительно-координационных тренажей. | Строганова Л.В. «Уроки практической психологии в начальной школе» |
5.8 | Растем здоровыми. Игровой практикум. | Обухова Л.А. «Школа докторов природы» |
5.9 | Итоговое занятие. Праздник «В здоровом теле - здоровый дух». | «Калейдоскоп праздников» Виталева Т.И. СD «Классные часы в начальной школе» |
6. | Краеведческий блок | |
6.1 | Народные методы лечения казачьего народа. | Брязгунов И.П. «Беседы о здоровье» |
6.2 | В гостях у казаков. Экскурсия в музей Паньшинского с/п. | Е. Кательников «Историческое сведение Войска Донского» Изд. ВГАПК РО, 2008 |
6.3 | Мои предки – казаки. | |
6.4 | Праздник, итоговое занятие. «В казачьей семье». | Павлова О.В. «Тематические классные часы» |
7. | Спортивный блок | |
7.1 | Правила ТБ в спорте. | Инструкции по ТБ |
7.2 | Веселые эстафеты. Веселые старты. | «Калейдоскоп праздников» Виталева Т.И. |
7.3 | Итоговое занятие «В гостях у олимпийцев». |
3 класс
№ | Тема | Методическая литература, интернет-ресурсы, электронные пособия. |
1 | Этический блок | |
1.1 | Забота и ответственность | Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков». |
1.2 | Проявление заботы в окружающем мире . | Л.В. Строгова «Классные.ч, беседы для младших школьников и подростков». |
1.3 | О равнодушии и добре. | Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков». |
1.4 | Душа народа к добру зовёт. | Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для мл. школьников и подростков». |
1.5 | Жить с достоинством – что это значит ? | Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для мл. школьников и подростков». |
2 | Психологический блок. | |
2.1 | Развитие познавательной сферы. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград. |
2.2 | Развитие эмоциональной сферы. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград |
2.3 | Красивое начало в человеке. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград |
2.4 | О наблюдательности и внимательности. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград |
2.5 | Каждый видит мир по - своему. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград |
2.6 | Любознательность-путь к знаниям. Занятие- игра. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград |
3 | Правовой блок. | « Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель». |
3.1 | Правила безопасного поведения. | « Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель». |
3.2 | Ответственность за безопасное поведение. | « Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель». |
3.3 | Правила поведения в школе и на улице | « Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель». |
3.4 | Права ребёнка в новом веке. | Т.Н. Максимова, Н.Н.Добрынина « Классные часы» 3 кл.2- ое издание. |
3.5 | Я-гражданин | Г.Н. Попова « Классные часы». |
3.6 | Что значит быть дисциплинированным? (тренинг) | Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для мл. школьников и подростков». |
4. | Семьеведческий блок. | |
4.1 | Что такое труд? | Т.Н. Максимова, Н.Н.Добрынина « Классные часы» 3 кл.2 ое издание. |
4.2 | Что я больше всего люблю делать. | « Мастер-классуч. Начальной школы» методические пособия с электронным приложением. |
4.3 | Мой труд каждый день дома. | « Мастер-классуч. Начальной школы» методические пособия с электронным приложением. |
4.4 | Терпение и труд всё перетрут. | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград |
4.5 | П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград | |
4.6 | Хвала рукам, что пахнут хлебом! | Г.Н. Попова « Классные часы». |
4.7 | Каждой вещи-своё место. | |
5 | Медико-гигиенический блок | |
5.1 | Вредные привычки | Г.Н. Попова « Классные часы». |
5.2 | Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ. | Н.Ф. Дик. «Настольная книга учителя начальных классов» 4ое. Издание. |
5.3 | Как можно создать среду вокруг себя? | М.А. Павлова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»выпуск 2. |
5.4 | Полезные привычки, как их создать? | М.А. Павлова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»выпуск 2. |
5.5 | Беседа: «Расти здоровым». Конкурс рисунков « Я хочу быть здоровым». | М.А. Павлова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» |
6 | Краеведческий блок | |
6.1 | Спортивные состязания в рамках календарных праздников казаков. | Г.Н. Попова « Классные часы». |
6.2 | Наш край.(Беседа) | « Мастер-класс». Нач.школы» методические пособия с электронным приложением. |
7 | Спортивный блок | |
7.1 | Малые спортивные игры. | Г.Н. Попова « Классные часы». |
7.2 | Детские забавы казачат. | Г.Н. Попова « Классные часы». |
7.3 | Растём здоровыми | Я.Ю. Мартынова «Классные часы». |
7.4 | Спортивные соревнования « А ну-ка, мальчишки !». | Т.Н. Максимова, Н.Н.Добрынина « Классные часы» 3 кл.2- ое издание. |
4 класс
№ | Тема | Методическая литература, интернет – ресурсы, электронные пособия |
1. | Этический блок. | |
1.1 | Представление о смысле жизни. | Веселые классные часы во 2 – 3 классах / Н. Ф. Дик.- Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с. |
1.2 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни. | |
1.3 | Самоценность личности. | |
1.4 | Колесо жизни (круглый стол). | |
2. | Психологический блок. | |
2.1 | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. | Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя.- 4-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2002. – 128 с. |
2.2 | Мастерская общения. | |
2.3 | Типы характеров. | |
2.4 | Формирование коммуникативных умений и навыков. Тренинг. | |
2.5 | Психологические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления. | |
2.6 | Как стать счастливым. Игровое занятие. | |
3. | Правовой блок. | |
3.1 | Я и общество. Я – гражданин. | Настольная книга классного руководителя : личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы /Л. И. Саляхова. – М.: Глобус, 2007.- 367 с. |
3.2 | Манипуляции в общении. | |
3.3 | Агрессия, формы проявления. | |
3.4 | Что значит победить другого человека. | |
3.5 | Как сказать «нет» и не потерять друзей. | |
3.6 | Основные права и свободы человека (деловая игра). | |
4. | Семьеведческий блок. | |
4.1 | Семейный уклад разных народностей. | |
4.2 | Истории создания праздников. | Интернет - ресурсы |
4.3 | Календарь всех праздников. | |
4.4 | Семья и семейные праздники в традициях народов. | www.psyparents.ru Детская психология для родителей. |
4.5 | Итоговое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй». ( игровое занятие) | Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2 / авт. – сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 382 с. |
5. | Медико – гигиенический блок. | |
5.1 | Как оценить количество и качество своего здоровья. (мониторинг физического здоровья) | Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: «ВАКО», 2006, 368 с. |
5.2 | Что значит быть и жить в настоящем времени. Счастлив по собственному желанию. | |
5.3 | Копилка витаминов. Здоровое питание. | |
5.4 | Закаливание и оздоровление организма. | |
5.5 | Беседа и занятие по теме: «Азбука здоровья». | |
5.6 | Праздник «Чистота и здоровье». | Классные часы. 4 класс / сост. Г. П. Попова. – Волгоград |
6. | Краеведческий блок. | |
6.1 | Родной край – часть большой страны. | Интернет - ресурсы |
6.2 | Исторические места, памятники, достопримечательности родного края. | |
6.3 | Традиции здорового питания казаков. | |
6.4 | Рецепты казачьей кухни. | |
7. | Спортивный блок. | |
7.1 | История развития спортивных игр. | Ковалько В. И. Уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.- М.: ВАКО, 2003.-272 |
7.2 | Олимпийские игры. | |
7.3 | «Веселые старты». Итоговое мероприятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"
Внеурочная деятельность «Здоровый образ жизни»Цель: привитие навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.2. Закрепить и систематизировать знания дете...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А начального общего образования по внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» для 1 - 4 классов
Рабочая программа «Здорового образа жизни» составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой ,...
Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа....
Конспект внеурочного занятия "Здоровый образ жизни"
Материал для внеурочного занятия в начальной школе...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"
Данное КТП содержит пояснительную записку и календарный план работы для 2 класса....