Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".
статья

Строкова Юлия Сергеевна

Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Аннотация. В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью. Рассмотрены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью, основные направления и методы работы.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, умственно отсталые дети, психопрофилактическая работа, психологическое консультирование.

В настоящее время необходимость существования службы психологического сопровождения в образовании вполне осознается и признается всеми участниками образовательного процесса (ОП). В период реализации ФГОС О УО (ИН) это подтверждается наличием административного заказа на психологическое сопровождение ОП, востребованностью результатов деятельности педагогов-психологов.

Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития.

Целью психологического сопровождения является создание условий для коррекции интеллектуальных нарушений обучающихся в, обеспечение полноценного социального развития ребенка и сохранение его психологического здоровья.

Задачи:

  1. Способствовать социализации личности учеников;
  2. Диагностировать познавательные способности учеников, их состояния;
  3. Оказывать психологическую помощь обучающимися, их родителям, педагогам, работникам школы;
  4. Способствовать разрешению конфликтных ситуаций в школе.
  5. Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  6. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  7. Оказывать помощь детям группы «риска».
  8. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Основные направления деятельности психолога.

Диагностическое направление – выявление особенностей психического развития учащихся, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Коррекционно-развивающее направление. Коррекционная работа осуществляется в тесном взаимодействии всех специалистов коррекционного блока учреждения – педагогом психологом, учителем логопедом, учителем музыки и ЛФК. В данном случае комплексная командная работа  всех специалистов позволяет наиболее успешно скорректировать нарушения в развитии у детей с легкой умственной отсталостью. Работа педагога-психолога, главным образом заключается в комплексном развитии высших психических функций (внимания, памяти и мышления, эмоционально волевой регуляции, коррекция тревожности и агрессии, помощь в коррекции неадекватной самооценки и т.д.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Методы работы.

Для детей с УО не все методы психотерапевтической работы могут помочь, главным образом используются арт-терапевтические методы.

Использование традиционных и нетрадиционных техник, методик и методов, приемов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет справиться с проблемами в развитии, повышает работоспособность улучшает память, внимание и мышление, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Использование методов арт-терапии. Помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов.

Изотерапия – терапия через художественное творчество, а также лепку, коллаж, рисование песком и т.д.

Фототерапия. Использование фотографирования для сравнения собственных достижений ребенка (фотографирование работ, либо самостоятельный поиск интересных элементов окружающей действительности)

Игровые методы (куклотерапия, терапия театральным искусством), это раздел (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. ЕЕ цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Сенсорная терапия активное использование анализаторов: зрение, тактильные, вкусовые ощущения, обоняние, слух и т. д.,

Мульт-терапия- как метод реабилитации детей с ОВЗ через творчество и радость посредством создания мультфильмов.

Цветотерапия. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы и развитие речи.Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии. Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Песочная терапия. Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка.

Су-Джок терапия -  стимуляция высокоактивных точек на  кистях рук, как средство профилактики и коррекции когнитивных нарушений .

Музыкотерапия - арт-терапевтический метод, который способствует регуляции психоэмоционального состояния детей. Активно используется в качестве дополнительного метода на занятии педагога-психолога, особенно при работе с детьми с РАС. Музыкотерапия способствует уменьшению агрессии, способствует концентрации внимания, повышает  настроение, активность. Музыко-терапия может быть рецептивной (слушание), активное (игра на музыкальном инструменте) и интегративное – например еще послушать и порисовать в это время.

Дататека – еще один из методов работы с детьми например с нарушением коммуникации, с РАС, с элективным мутизмом и другими нарушениями развития. Метод заключается в использовании специально подобранных компьютерных развивающих комплексов.

Интерактивные методы например использование квест-игры. Данная форма работы очень нравится детям. Они с удовольствием в нее включаются и выполняют различные зада

Важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития школьника.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей с интеллектуальными нарушениями важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.

Таким образом, одной из основных задач специального образования является поиск оптимальных путей развития детей имеющих трудности в развитии. Реализация этой задачи осуществляется комплексно и с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка. На сегодняшний день недостаточно раскрыта проблема научно обоснованных стратегий психолого-педагогического сопровождения учитывающего как личностные особенности ребенка, так и педагогическую компетентность его родителей. Вышесказанное позволяет рассматривать проблему психолого-педагогического сопровождения как актуальную.

Использованные источники:

1. Ботова, О. А. Психолого - педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения [Текст] / О. А. Ботова // Специальная психология. - 2010. - № 1. - С. 4 - 8.

2. Гущина, Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося [Текст] / Т. Н. Гущина // Педагогика. - 2012. - № 2. - С. 50-57.

3. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание . - 2011. - № 4. - С. 94 - 101.

4. Коноплёва, А. Н. Психолого - педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития [Текст] / А. Н. Коноплёва, В. Ч. Лещинская // Дефектология. - 2004. - №4. - С.3 - 11.

5. Шалагинова, К.С. Психолого - педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию [Текст]: Материалы международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология», 20 - 22 июня 2011 / под ред. С. В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2011.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."

Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...

Статья на тему: "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС".

В статье говорится о синдроме профессионального выгорания. Даются некоторые советы по его преодалению....

Проект психологического сопровождения детей с умственной отсталостью "Путь возможностей"

Проект направлен на построение системы психологического сопровождения детей с умственной отсталостью для создания необходимых условий их всестороннего развития, обогащения социального опыта и гармонич...

Статья на тему: Психолого-педагогические условия для формирования универсального учебного действия моделирования.

В данной статье подробно рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников и описываются этапы работы п...

Доклад на тему: «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ» подготовлен для выступления на методическом объединении учителей....

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...

Публикация. Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью.

Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью.  В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в интеллектуальном развитии, и им...