Публикация. Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью.
консультация (2 класс)
Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью.
В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в интеллектуальном развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в интеллектуальном развитии.
Умственная отсталость – это не болезнь и её нельзя рассматривать как собственно сущность человека. Она распространяется прежде всего на интеллектуальную сферу, но не на свойства личности. Определяют развитие личности общественные условия воспитания, конкретная среда, в которой ребенок развивается.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, как дома, так и в условиях учреждений, когда они не исключены из окружающей социальной среды. Необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать в быту, в специальных производственных цехах выполнять простую работу, жить по возможности в семье и общаться в трудовом коллективе.
Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с детьми специалисты выбирают те, которые, на их взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.
Эффективные социальные технологии, применяющиеся в практике реабилитационной деятельности, взаимосвязаны, взаимозависимы, последовательны и реализуются всеми специалистами. Эффективность реализуемых мер положительно влияет не только на уровень адаптированности, но и позволяет в целом повысить качество жизни получателя услуг.
В работе с детьми с умственной отсталостью большое внимание уделяется кружковой работе по различным видам арт-терапии (работа с природным и декоративным материалом, лепка, аппликация, вышивка, вязание и т. д.).
Арт-терапия влияет на эстетическое воспитание, развивает мелкую моторику рук, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, оттиск смятой бумаги, обрывание, скатывание бумаги и др. Используемые на занятиях способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью помогают выполнять терапевтическую функцию: отвлекают детей от конфликтов, печальных событий, обид; снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка; благотворно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления.
Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Для этой цели применяются технологии: арт-терапии (рисование красками и кисточками, пальцами рук), лепкотерапия, пальчиковая гимнастика, аппликация (из круп и кинестетического цветного песка, бисера, стразов).
Благодаря творческим технологиям ребёнок с УО получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. От развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.
Технология «Творчество по методике Марии Монтессори» развивает внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, готовит руку к письму, способствует речевому и сенсорному развитию ребенка (украшение рисунков пуговицами, монетами, бусами). В работе применяются и природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, фисташек, яиц и др.).
Здоровьесберегающее технологии
«Нейробика» – так называемая гимнастика для мозга. Положительный эффект применяемой технологии: развитие интеллекта, творческого воображения, фантазии, улучшение эмоционального и психофизического самочувствия, расширение круга общения, повышение самооценки, формирование позитивного взгляда на жизнь, активной жизненной позиции. Нейробика – это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к любой работе в любом возрасте.
«Су-Джок терапия»
В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего «Су-Джок» терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом). Эти лечебные системы созданы не человеком, а самой природой. Стимуляция определенных нужных точек в системах соответствия может развивать речевую сферу ребенка.
Пальчиковая асинхронная гимнастика
Развивает координацию, движения пальцев рук, положительно влияет на развитие речи, гармонизует работу правого и левого полушария. Игра «Сухой бассейн» представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (фасоль, каштан, бобы, горох, ракушки, камушки и т. д.) В качестве емкости может выступать большой пищевой контейнер, в который помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины, шишки). Задача ребенка – достать предметы, которые помещены вместе с природным материалом в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.
Игровые технологии – «Стретчинг» (автор А.И. Константинова)
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Используются методы:
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), («покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь);
театрализации, где педагог использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий («путешествие по подводному царству», «прогулка по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными («ко мне в гости пришёл ёжик»).
Технология «Музыкотерапии» активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей является развитие слухового внимания. Музыка участвует в воспитании детей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации. Музыка является универсальным средством коммуникации. Ее называют «языком без слов».
Для совершенствования социальной работы с детьми с умственной отсталостью необходимы инновационные технологии. Основной целью учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психологического сопровождения детей с умственной отсталостью "Путь возможностей"
Проект направлен на построение системы психологического сопровождения детей с умственной отсталостью для создания необходимых условий их всестороннего развития, обогащения социального опыта и гармонич...
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Стремление к интеграции учебного материала является ведущей мировой тенденцией образования, поскольку определяется стиль научного мышления и мировоззрения современного человека. Каждый учит...
Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".
Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ."....
Выступление на заседании Педагогического совета "Использование мультимедийных технологий на уроках истории при обучении детей с умственной отсталостью"
За последние десятилетия в истории произошли кардинальные изменения. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению...