Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."
статья по теме

Голубева Светлана Владимировна

Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubeva_s._v.statya.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

        В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая раскрытию возможностей ребёнка, становлению его личности. Успех развития детей зависит от многих факторов: соответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, рациональная организация образовательного процесса в школе (санитарно – гигиенические условия, темп учебной деятельности, экстенсивность учебных нагрузок) и от системы отношений с взрослыми и сверстниками.

      Параллельно с поступлением в школу ребёнок включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта, складывающиеся в школе межличностные отношения. Развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его я – концепция.

      С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителем. Практика показывает, что в современной школе очень часто взаимоотношения учителей и учеников строятся лишь на когнитивном уровне развития. При этом нарушается мотивационная сторона деятельности, что негативно влияет на развитие личности ребёнка. Данную проблему рассматривали  такие психологи как: Выготский Л. С.,  Коломинский Я. Л., Маркова А. С., Мясищева В. М., Эльконин Д. Б., Кан-Калик В. А., Петровский А. В.,Селиванов В. С.,Смирнов С. А. и другие. Во всех  исследованиях говорится о возникновении учебной мотивации из социального статуса ребёнка, из общения ребёнка с взрослыми и сверстниками, которое влияет на все другие психические процессы,  из умения вести диалог. Исследования показывают, что наиболее актуальным преодолением этих проблем является исследование педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникшие в результате общения с учениками, влияют на характер отношений между ними, на особенность развития личности школьника и педагога, на успешность образования, социализации.

      Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает всё большую остроту для современной школы. Новое качество работы школы не возможно без её решения, а гуманная идея педагогического сотрудничества может превратиться в очередной лозунг, если не будут найдены конкретные пути её реализации.

      Подобные затруднения в отношениях вызываются в частности тем, что общество стало сильно изменяться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы начинает терять свою актуальность для новых поколений. Выходом из этой ситуации может быть способность взрослых к самоизменению, умение отойти от  сложившегося опыта, как от единственного ценного.

     Таким образом,  изменяя среду, в которой находится ребёнок, создавая специальные условия, соответствующие его особенностям, можно способствовать профилактике и коррекции личностных нарушений детей.  На основе вышесказанного было проведено исследование, целью которого стало изучение и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий влияющих на общение младшего школьника с учителем.

 Были выделены следующие объект и предмет работы.

Объект: особенности взаимодействия учителя и ученика.        

Предмет: изучение влияния стилей на эмоциональное отношение учеников к учебному процессу.

     На основе анализа выявленных проблем, была сформулирована следующая гипотеза

Гипотеза: демократический стиль взаимодействия учителя с учениками формирует положительное эмоциональное отношение ученика к учебному процессу.

     Для исследования данной проблемы существует много различных методов и методик, мы остановились на   следующем комплексе методик, который состоял из: методики «Незаконченные предложения», методики Фландерса, методики «Цветопись» (модифицированный вариант цветового теста Люшера), опросник «Психологический портрет учителя» Г.В. Резапкиной.  Все методики адаптированы под младших школьников и учителей начальных классов.

     Эксперимент проводился в одной из городских школ. В нем принимали участие не только ребята, но и учителя. Эксперимент  проводился в несколько этапов.

     В ходе исследования была проведена работа по изучению психоло-педагогических условий влияющих на общение учителя с младшими школьниками. Были выявлены располагающие роли учителя, взаимоотношения в которых помогли детям приобрести уверенность в себе, сняли ученическое напряжение, позволили взглянуть на учителя с другой стороны. Так в ходе исследования было выявлено, что от выбора стиля преподавания учителя зависит отношение детей к учебному процессу.          На основе результатов исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Отношение детей в классах к учителю положительно, но дети не принимают учителя как: контролёра, дрессировщика, критика, судьи. Они нуждаются в индивидуальном подходе учителя, но в роле товарища, друга, консультанта. Дети хотят видеть в учителе советника, организатора, но не тренера. Они воспринимают учителя как кумира и стараются  подражать ему.

Дети негативно воспринимают стиль взаимодействия учителя, при котором он выполняет роли: утешитель, оценщик, нянька, аналогично опекун. Позитивное отношение у детей выявлено к следующим ролям: друг, советник, товарищ, оратор. 

2. Изучая стиль преподавания педагогов, выяснилось, что преподаватели используют в своей работе в основном 2 стиля общения: демократический и авторитарный, но результаты исследования указывают на то, что наиболее эффективным стилем организации преподавания стал демократический стиль.      Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружеского взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха в деятельности. Ребенок хочет, чтобы его любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились товарищи. Он начинает стремиться к выполнению правил, потому что это его обязанность и ребенок этого хочет.

      Демократический стиль развивает положительную рефлексию – способность относить своё поведение с последующими результатами и стремление так строить своё поведение, чтобы оно помогало работе всего класса, учителя и самого ребёнка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС".

В статье говорится о синдроме профессионального выгорания. Даются некоторые советы по его преодалению....

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Статья на тему: Психолого-педагогические условия для формирования универсального учебного действия моделирования.

В данной статье подробно рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников и описываются этапы работы п...

Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".

Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ."....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...

«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Любой социальный человек не может жить, удовлетворять потребности и заниматься любым видом деятельности без общения. Что касается младшего школьного возраста, для того, чтобы выстроить правильное обще...