«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Давыдовна Продченко

Проект «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Анжеро – Судженского городского округа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро – Судженского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

(МБОУ «СОШ №12»)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА»

Плотникова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

Продченко Ольга Давыдовна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

  1. Обоснование актуальности выбранной тем

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их становлении и развитии. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для творческой самореализации каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. 

Вопросы развития творческих способностей учащихся с ОВЗ, создания условий для творческой самореализации детей, особенности формирования их в учебной деятельности, в том числе и средствами фольклора, рассматриваются следующими авторами: Л. С. Выготским, В. Н. Дружининым, Б. М. Тепловым, О. И. Сысун, Т. М. Иоська, В. Г. Кухаронак, Г. В. Тереховой, Г. Науменко, В. П. Аникиным, Н. П. Линьковой, Т. Родионовой, С. Мальцевым, Г. Шевченко и др.

 Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Фольклор является важнейшим средством воспитания в  педагогике. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Народные произведения – итог многовековой людской мудрости. Пословицы, песни, загадки, сказки, обряды давали человеку эстетическое наслаждение и одновременно определённый объём жизненно необходимой информации. И сегодня песня, сказка, остроумная частушка, наблюдательная поговорка отлично служат нам, учат, воспитывают, развлекают. Они служат развитию артикуляции, речи, сообразительности, внимания.

  1.  Цель проекта : создание условий для творческой самореализации личности учащихся с разными образовательными потребностями через уроки литературного чтения (при изучении раздела «Устное народное творчество»)

  Задачи:

  • Изучить научную литературу по данной теме;
  • Подобрать задания и упражнения, приёмы для развития творческих способностей детей с ОВЗ;
  • Расширить знания о произведениях устного народного творчества посредством межпредметной связи на уроках изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры и др.;
  • Воспитывать любовь к русскому фольклору и народу, его обычаям и традициям.
  • Создать ситуацию успеха, повысить самооценку у учащихся с ОВЗ;

  1. Методы реализации проекта

- анкетирование,

- наблюдение,

- объяснение,

- показ,

- беседа,

- игровые приемы

4. Гипотеза:

- если для учащихся с ОВЗ создать условия для успешной творческой самореализации, то это будет способствовать их творческому развитию, повышению учебной мотивации и самооценки.

6. Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта у учащихся повысится самооценка, возрастет интерес к учебной деятельности, улучшится качество чтения.

9. Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

  1. Анализ творческого потенциала учащихся с ОВЗ
  2. Изучение литературы, имеющегося опыта по теме.

Август-сентябрь

Прогностический

  1. Определение целей и задач проекта
  2. Разработка методов и приемов, направленных на реализацию проекта.
  3. Прогнозирование результатов и рисков.
  4. Формирование творческих групп.

Сентябрь-октябрь

Практический

  1. Работа с творческими группами учащихся с учетом их образовательных потребностей.
  2. Пополнение банка материалов творческих работ учащихся.

Октябрь-февраль  

Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов.

Март-апрель

Внедренческий

  1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение .

 

  1. Диагностический этап работы над проектом предполагает диагностику уровня творческой активности, анализ творческого потенциала учащихся с ОВЗ путем беседы и анкетирования (Приложение 1). На этом этапе учитель получает информацию о творческих потребностях учащихся. Кроме того, учителю необходимо изучить литературу и имеющийся педагогический опыт в рамках этой темы. ПСИХОЛОГ
  2. Определение целей и задач проекта необходимо сформулировать на прогностическом этапе. В этот период педагог работает над подбором методов и приемов, необходимых для реализации проекта (Приложение 2), просчитывает возможные риски (переход детей из одной творческой группы в другую, смена темы деятельности и настроения участников группы).
  3. На этапе практической деятельности задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, где каждый ученик может «раскрыться», проявить свою индивидуальность.   В это время проводится работа с  творческими группами учащихся с учетом их образовательных потребностей. Каждая творческая группа работает над созданием материалов праздничного мероприятия (подготовка элементов народных костюмов, реквизита, декораций, номеров художественной самодеятельности, выставки творческих работ). В этот период создается сценарий праздничного мероприятия, где дети будут демонстрировать свои творческие способности. Сценарий рассчитан на 40-45 минут. Зрителями, а также участниками праздничного мероприятия могут быть не только учащиеся, но и их родители.
  4. На праздничном мероприятии подводятся итоги проделанной работы. Каждый учащийся имеет возможность проявить себя творчески, в зависимости от собственных потребностей, и получить положительную оценку общих и личных достижений. Педагог проводит анализ своей работы и творческого роста учащихся, проводит итоговую диагностику уровня творческой активности учащихся.
  5. Обобщить опыт работы, поделиться с коллегами в рамках методического объединения

План мероприятий

Название мероприятия

Сроки реализации

Результат

Класс

«В русской горнице»

ежегодно

Разработан сценарий

2

«Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок»

ежегодно

Разработан сценарий

3

Богатырские потешки

ежегодно

Разработан сценарий

4

                     

Система уроков литературного чтения

            Виды уроков

Нетрадиционные формы организации уроков

  1. Уроки изучающего чтения: работа по учебнику.
  2. Уроки слушания. Работа с произведениями из учебной хрестоматии, детскими книгами.
  3.  Проверочные уроки: работа по вопросам рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради
  4. Творческие уроки: индивидуальное и коллективное литературное творчество на основе изучаемого материала
  5. Библиотечные уроки: работа с книгами

Уроки-конкурсы

Уроки-отчёты

Уроки-утренники

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать»  героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением, чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого педагог может использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

      Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность, игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), дописывание, сочинения и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

      Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

                     

Межпредметная связь

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (два-три предложения), запись загадок, скороговорок, пословиц, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, загадок, скороговорок), составление небольших рассказов по пословицам;
  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками, иллюстрирующими русские народные сказки, былины, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения, знакомство с народным декоративно-прикладным искусством ;
  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, музыкальные образы героев, разучивание народных и обрядовых песен, танцевальных движений;
  • с уроками технологии: оформление книг-самоделок, изготовление кукольного театра, сказочных домиков, выполнение изделий в стиле мастеров-ремесленников.
  • с уроками физической культуры: разучивание народных игр.

10. Предполагаемый состав участников проекта:

 учащиеся 1-4 классов с ОВЗ;

учителя начальных классов;

психолог;

дефектолог.

                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Азарова  Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа - 1998 г.- №4

2.  Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа // Начальная школа. – 2007г. № 3.

3.  Буравова О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников.// Начальная школа -2010г. №7.

4.  Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// М.-1981 г.

5.  Клевцова Л.Е. Развитие творческих способностей школьников// Начальная школа - 2009 г. - № 10

6.   Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения  // Начальная школа 1985. - №12.

7.  Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа - 1991. - №9

8.   Кутейникова З.М. Фольклор на уроках литературного чтения //Начальная школа-2008г. №4.

9. Симановский А.Э.  Развитие творческого мышления детей // Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1996.

Приложение 1.

Диагностика творческих способностей

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

*Игра, тренинги являются основными методами.

*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

*Снят лимит времени.

Основные показатели при диагностировании:

-Беглость.

-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).

-Оригинальность (стандартный ответ или нет).

-Устойчивость интереса.

-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

  1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым

  1. Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на  создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит  в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов)  - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие  целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

 

4)  Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике  выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.  

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла;       Средний уровень: 35 - 60 баллов;      Высокий уровень:  61 - 85 баллов.

 ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

1

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

2

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

3

Точно, правильно использует много слов в своей речи

4

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

5

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

6

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

7

Легко справляется с загадками и может их придумывать

8

Понимает сложные (для его возраста)  определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

9

Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

10

Понимает значение чисел от 1 до 10

11

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

12

Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

13

Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

14

Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

15

Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

16

Проявляет острую наблюдательность

17

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Диагностика - 5. 

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

-Почему их так зовут?

-Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

-Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

-Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

-Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание.

Разворот учебника Музыка «Три подружки»

-Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

-Определить характеры по позе, жесту (схематично)

-Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

-Дай имена, созвучные характеру персонажа.

III задание.

«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

IV задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

 

 

Диагностика – 6

Анкета для родителей

  1. Ф. И. ребёнка
  2. Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).
  3. Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
  4. Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
  5. Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором?   Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
  6. Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?
  7. Всегда ли доделывает свою работу до конца?
  8. Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
  9. Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
  10. Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

7. Творческое задание  «Три  краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

8. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле  "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.  

 

9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

 Приложение 2.

Методы и приемы

   Сочинение загадок

        Загадка всегда вызывает большой интерес у учащихся, с её помощью они знакомятся с образным строением языка.  Они учат детей говорить ярко, образно, точно, открывать  сходство между сходными предметами, видеть привычные вещи с необычной стороны, обогащать память детей.    

     Знакомство с загадкой начинается с первого класса. На уроке мы сравниваем литературные (авторские) и народные загадки об одних и тех же предметах. Учащиеся отмечают, что народные загадки короче, образнее. Отгадывать их труднее, чем литературные. Дети знакомятся с разными типами загадок, составленными на основе описания, сравнения, вопроса.

     Очень важно отрабатывать правила чтения загадок. В загадках – вопросах следует интонационно выделять вопрос. При чтении других загадок нужно выделять те слова,  которые помогают найти отгадку.

Например: Вьётся верёвка, на конце головка.

Доказываем, что это загадка: «Здесь говорится о неизвестном предмете, который похож на верёвку с головкой на конце. Причём верёвка вьётся. Это змея».

     Самое трудное – подобрать нужное, точное слово, сравнить, противопоставить. Первоначальные умения вырабатываются в ходе коллективной работы, а затем – индивидуальное сочинение загадок. Важную роль в процессе этой творческой работы играет определённый алгоритм или памятка, которая служит опорой. Приведу пример такой памятки в приложении. Используя в самостоятельной работе такую памятку создания текста загадки, дети в третьем  классе сочиняли загадки сами.

  Особенности организации творческой деятельности при работе над       скороговорками

      Что такое скороговорка, кажется само собой очевидным. Скороговорка – словесная забава, быстрая речь. Особенность скороговорки заключается в трудности произнесения.

     У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

     Работа со скороговорками начинается с первого класса. Дети учатся быстро и чётко читать и проговаривать скороговорку и не путать слова.

    В скороговорке просматривается чёткая смысловая организация. В отличие от нелепиц, перевёртышей, считалок в скороговорке нет «чепухи», нет абсурдных словосочетаний. Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл. Это помогает ребёнку при запоминании скороговорок.

     Следующая удивительная особенность скороговорок – её сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово  в скороговорке подчиняются ритму или создают ритм. Почти любую скороговорку можно записать как двустишие или четверостишие:

                        От топота копыт

                        Пыль по полю летит.

     После ознакомления со всеми особенностями скороговорок, детям предлагаю творческие задания. На первом этапе дети работают под моим руководством, а затем – самостоятельно. В этом им помогает предложенная ниже классификация скороговорок на основе фонетико – морфологической структуры:

1. Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем:

             Боронила борона по борованному полю.

2. Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова:

             Гроза грозна, грозна гроза.

3. Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки в словах:

            Макар да кошка, комар да мошка.

4. Скороговорки, в которых слово, составленное из нескольких слов:

              Дровоколорубы

              Рубили дубы.

5. Скороговорки, в которых слово составлено из одного корня и нескольких приставок и суффиксов:

               Стоит копна с подприкопёночком

              А под копной перепёлка с перепелёночком.

6. Скороговорки, в которых повторяются одни и те же звуки:

               Шесть мышат

               В камыше шуршат.

    Учитывая эту классификацию, дети сочиняют скороговорки того вида, который им больше нравится.

    Работа со скороговорками развивает память, воображение, фантазию, умение творчески мыслить, совершенствует дикцию.

                 

Технология сочинения сказок

    Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в устном произношении.

    Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от осознания своей созидательной деятельности.

    Волшебные народные сказки – один из самых увлекательных жанров народного творчества. Дети должны осмыслить «механизмы» волшебной сказки, чтобы на этой основе научиться  сочинять свои сказки, и при этом, должны понимать:

- особенности жанра и содержание произведения, его тему, идею, героев;

- проблемы построения произведения, его сюжета, композиции, сказочных элементов (зачин, присказки, концовки, повторы);

 - проблемы особенностей «сказочных» языковых средств.

      Важным условием развития умения сочинять сказки является начитанность детей, их кругозор, что в свою очередь, вызывает желание участвовать в различных сказочных викторинах, конкурсах.

     Перед началом работы над сказкой дети выбирают будущих персонажей, характеризуют их, составляют фабулу сказки. Идёт работа над лексикой в соответствии с особенностями сказочной речи: для этого отбираются слова с переносным значением, подбираются сравнения, метафоры, гиперболы, эпитеты и т.д.

   Чрезвычайно важно при организации работы над сочинением сказки опираться на особенности детского воображения, будить фантазию использованием разнообразных приёмов.

                Особенности обучения сочинению новых сказок

     Сказка является благодатным материалом для развития детского воображения и творческих способностей младших школьников, создания собственных текстов сказок в условиях нарастающей сложности:

 - по образу и подобию;

 - на основе частичной реконструкции (введение новых действующих лиц, замена действующих лиц, изменение начала или конца сказки, изменение сюжета и т.п.)

 - создание совершенно новых сказок на заданную тему и т.д.

Виды заданий по сочинению сказок:

1.  Сказка с изменением зачина

2.  Сказка с изменением сюжета

3.  Сказка с введением новых персонажей

4.  Сказка с извлечением какого – либо героя

5.  Сказка с введением новых приключений героя

6.   Сказка с изменением конца

7.   Сочинение сказки по готовой схеме сюжета

8.   Сказка из пословиц

9.   Пирог из сказок

10.   Сочинение сказки на основе загадывания и отгадывания загадок

11.   Сказки от математических задач

12.Осовременивание сказок

13. Сказки на заданную тему

14. Сказки заданного типа и т.д.  

    В УМК под ред. Н.Ф.Виноградовой широко используются возможности по созданию новых сказок в процессе рассказывания на специальных уроках литературного слушания.

      Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь её, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает урок более интересным и насыщенным.

Работа с пословицами

       Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится"

       В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

      Пословицы могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе.

      Одной из форм работы с пословицами является мастерская по знанию пословиц.

Все играющие делятся на команды. (Этот процесс может быть тоже обыгран, например, следующие обозом: карточки, на которых написаны пословицы, разрезаются: каждый вытягивает свой кусочек карточки, после чего нужно быстро собрать пословицу и, следовательно, объединиться в команду. Группа, сделавшая это, быстрее других, хором произносит свою пословицу)

Затем предлагают игры-конкурсы, в которых принимают участие все команды. В качестве заданий могут быть использованы следующие:

  • "Кто кого переговорит":

Представители команд или команды хором произносят пословицы по очереди. По условиям игры повторять пословицы нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех и без штрафных очков.

  • "Пословичный круг":

для этого понадобится эстафетная палочка или предмет ее заменяющий (игрушка, ручка, мяч и т.д.) все команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки по очереди произносят пословицы и передают эстафетную палочку. По условиям игры ранее названные пословицы повторять нельзя.

  • "Пословичный обменный пункт":

два человека встречаются в обменном пословичном пункте, они приходят для того, чтобы обменять известные пословицы на неизвестные. Один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает. Затем они меняются ролями.

  •   "Продолжи начатое":

(в игре используется мяч.)

 Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему.

  • Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
  • Выбрать сказку, к которой подходит пословица

     Данные игры выполняют огромную роль в развитии детской речи.

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы. Пословицам уделяют внимание на всех уроках.

      Так пословицы используются при изучении различных тем русского языка.

      Очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным.

      Учащимся можно предложить для написания сочинений с включением пословиц такие темы: "Наша школа", "Уборка урожая", "Времена года", "Моя Родина", "Мои друзья", "Дело, труд", "Мама", "Ложь и честность", "Зло и добро", "Учение".

      Итак, систематическая работа над пословицей очень многое дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

     Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, уважения к русскому народу, создавшему такие пословицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИК: «...ЕЛОЧКА ЗАЖГЛАСЬ - СКАЗКА НАЧАЛАСЬ Цель: Создание условий для активного досуга детей. Развитие смекалки, находчивости. Развитие актерских и интеллектуальных способностей.

Данное мероприятие представляет собой небольшой новогод­ний спектакль, действие которого разворачивается в центре зала, перед новогодней елкой. Целесообразно создать небольшой теат­ральный коллектив. ...

Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...

Создание условий для творческого выражения личности в процессе обучения

Мечтой большинства педагогических коллективов и прак­тически любого учителя является наиболее полное раскры­тие возможностей и способностей до каждого ученика, раз­витие его неповторимой и...

«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы посредством изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования».

Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Как правило, их творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая...

«Создание условий для развития у детей социально-бытовых компетенций, посредством реализации программы «Разговор о правильном питании» 2 часть

Первый опыт социально-бытовой ориентировки дети получают в семье, а начиная с начальной школы, они учатся решать несложные бытовые и учебные задачи  благодаря занятиям  по реализации програм...