Создание условий для творческого выражения личности в процессе обучения
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мечтой большинства педагогических коллективов и прак­тически любого учителя является наиболее полное раскры­тие возможностей и способностей до каждого ученика, раз­витие его неповторимой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_tvorcheskogo_vyrazheniya_lichnosti.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  условий для творческого выражения личности в процессе обучения

  Мечтой большинства педагогических коллективов и прак ически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей до каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

Одним из важнейших  оптимальных  условий для творческого выражения личности в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека, по мнению В.И. Генецинского, заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего выбора признаков, а в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы выбора жизнен ного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Однако создание условий для творческого выражения личности — дело не простое. В этом мы не раз убеждались, когда в процессе опытно-педагогической работы пробовали ее формировать: то учитель не мог правильно построить свои действия и деятельность учащихся, то школьники оказывались неготовыми адекватно действовать в создаваемой ситуации. Чтобы данный элемент личностно-ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен,  попытаемся решить следующие задачи:

  1. определить понятие «ситуация выбора»;
  2. выявить педагогические условия (требования) создания ситуации выбора на уроке;
  3. разработать алгоритм деятельности педагога по ее моделированию и построению на учебном занятии и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора;
  4. описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора.

Рассмотрим результаты решения перечисленных задач.

Чтобы определить понятие «ситуация выбора», я обратилась к справочной литературе и научным публикациям. Сначала попробовала разобраться, что принято пони мать под выбором. И выяснила, что в широком смысле выбор есть не что иное, как предпочтение одного из вари антов. Применительно к учебно-воспитательному процессу выбор — это осуществление отдельным учеником или группой учащихся возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

Рассматривая другую составляющую словосочетания «ситуация выбора», мя обнаружила, что чаще всего под ситуацией понимают систему внешних по отношению к человек обстоятельств, побуждающих и опосредующих его активность. По всей вероятности, исходя из такого же понимания выбора и ситуации, профессор Т.В. Машарова определила понятие ситуации выбора как совокупности обстоятельств внешней мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения од ной из скрытых или явных альтернатив.

На мой взгляд, применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора — это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики постав лены перед необходимостью отдать свое предпочтение од ному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Ситуации выбора,  присущи следующие черты:

а)        ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть (этап) урока;

б)        наличие нескольких вариантов- учебных задач и способов их решения;

в)        предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;

г)        проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. Какие педагогические условия надо соблюдать при создании данной ситуации на учебном занятии? Личностно значимые ситуации выбора, как полагает должны соответствовать пяти требованиям:

  • во-первых, данные ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;

во-вторых, эти ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат;

  • в-третьих, ситуации выбора должны быть включены в систему реальных отношений и деятельности ребенка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за последствия своего выбора, что позволит ему выработать собственную систему ценностей;
  • в-четвертых, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности, следователь но, расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью;
  • в-пятых, несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.

При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать и такие обстоятельства, как :

  1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого учитель постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к
    проявлению самостоятельности учащихся.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. Учитель должен сам определить, на каком  этапе урока и при изучении какого содержания использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.

Стимулирование учащихся к выбору. С этой целью учи -
тель четко поясняет задания, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.        

  1. Аргументация своего выбора. Учащиеся должны уметь обосно-вывать свой выбор. Для этого учитель должен научить
    школьников аргументированно объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.        
  2. Определение степени свободы выбора. Учитель должен четко продумать степень свободы выбора в создаваемой ситуации: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.        
  3. Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения.

7.        Защищенность школьников от собственных ошибок,
Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно заметить то, что делалось учащимися правильно.

8.        Оценка результатов решения выбранного варианта. Учитель, по возможности, должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строится учителем. Несмотря на специфические особенности преподавания каждого учебного пред мета, можно выделить общие этапы и схожие действия педагогов по ее созданию. На наш взгляд, алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия:

  1. Формулировка цели (задач) применения ситуации вы бора на учебном занятии.
  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.

  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора.

  4. Разработка определенного множества вариантов заданий, необхо-димого для ее осуществления.

   5. Предварительный анализ каждой учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся. Педагогу надо учитывать:

    — познавательные интересы и потребности учащихся;

—        наличие у них опорных знаний и умений;

    — развитость творческих способностей учеников;

  • сформированности в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной (групповой) учебной деятельности;
  • готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
  1. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
  2. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
  3. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:
  • подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора;
  • определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
  • расчет времени протекания ситуации выбора;
  • определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;
  • разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.

9.        Включение разработанной ситуации выбора в план-конспект урока.

  1. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.
  2. Реализация учителем на уроке своих проектных раз работок.
  3. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
  • Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Поэтому одной из важных задач учителя, использующего личностно-ориентированные технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решение.

Рассмотрим некоторые варианты ситуаций выбора:

На уроке окружающего мира в 3-м классе при изучении темы «Комнатные растения» предлагаю ученикам выбрать и выполнить дома одно из трех заданий:

  1. подготовить сообщение о комнатных растениях, за которыми ухаживают цветоводы класса;
  2. написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным?»;
  3. оформить книжку-самоделку «Сказка о комнатных растениях».

Можно описать и другие ситуации выбора, используемые на уроках. В процессе педагогической работы их накопилось очень много. Но важно не их количество, а осознанное создание учителем ситуации выбора как одним из оптимальных условий для творческого выражения личности в условиях культурно-преобразующей среды школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от пробл...

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогик...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...