программа по математике 1-4 класс
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, учебным планом, ООП НОО и учебным планом МКОУ Бетлицкая СОШ. Разработана на основе учебно– методического комплекта « Школа России» , авторской программой авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение,
классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности,
выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают
определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические
способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать
модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования
универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют
способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и
способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы
не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных
дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Освоение начальных математических знаний.
- Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Основные виды контроля: тест, проверочная работа, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, контрольная работа, работа по карточкам.
Программа по предмету Математика включает следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся, материально – техническое обеспечение, планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика».
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения):
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном ' числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяв основу для восприятия функциональной зависимости между величинами обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического oбразования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности: способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных н кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с соз- данием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).
Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе - 132 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах - по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету;
- формулировать вопросы, устанавливать , какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются:
- освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
- умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач;
- умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её
на принтере).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
Числа и величины
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10·000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научится
Работа с информацией
Выпускник научится:
- устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета (540 ч)
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения,
умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о
порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного
сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности
вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий,
прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных11
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0
∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на
(в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт
стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.12
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Ниже представлено тематическое планирование к учебникам «Математика» авторов
М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В.
1 КЛАСС (132 ч)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … . |
Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч) |
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч) |
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч) |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Единица массы: килограмм. Единица вместимости: литр. |
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч) |
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Контрольные работы: Итоговая контрольная работа за курс 1 класса. |
Итоговое повторение (6 ч) |
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов. |
2 КЛАСС (136 ч) |
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч) |
Новая счетная единица – десяток.. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч) |
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание. |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч) |
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
Итоговое повторение (11 ч) |
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. |
3 КЛАСС (136 ч) |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч) |
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. |
Табличное умножение и деление (56 ч) |
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. |
Внетабличное умножение и деление (27 ч) |
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч) |
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч) |
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) |
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. |
Итоговое повторение (10 ч) |
4 КЛАСС (136 ч) |
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч) |
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений. |
Числа, которые не больше 1000. Нумерация (11 ч) |
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. |
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч) |
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч) |
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч) |
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). |
Итоговое повторение (12 ч) |
Повторение изученных тем за год.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления ( 8 часов) | |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов. |
2 | Сравнение группы предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) |
3 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху - внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее) |
4 | Стартовая диагностическая работа. |
5 | Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше? Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. |
6 | Уравнивание предметов и групп предметов. |
7 | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления» |
8 | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления» |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация ( 28 часов ) | |
9 | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1 |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2 |
11 | Число 3. Письмо цифры 3 |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=» |
13 | Число 4. Письмо цифры 4 |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. |
16 | Состав числа 5. |
17 | Странички для любознательных. |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. |
20 | Состав чисел 2-5. |
21 | Знаки «>». «<», «=» |
22 | Равенство. Неравенство |
23 | Многоугольники |
24 | Числа 6, 7. Цифра 6. |
25 | Числа от 1 до 7. Цифра 7. |
26 | Числа 8, 9. Цифра 8. |
27 | Числа от 1 до 9. Цифра 9. |
28 | Число 10. |
29 | Числа от 1 до 10. |
30 | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках» |
31 | Сантиметр – единица измерения длины |
32 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки |
33 | Число 0. Цифра 0 |
34 | Сложение с 0. Вычитание 0 |
35 | Странички для любознательных. |
36 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Число 0» |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. ( 56 часов ) | |
37 | Прибавить и вычесть число 1 |
38 | Прибавить и вычесть число 1 |
39 | Прибавить и вычесть число 2 |
40 | Слагаемые. Сумма |
41 | Задача |
42 | Составление и решение задач |
43 | Прибавить и вычесть число 2. |
44 | Прибавить и вычесть число 2. |
45 | Прибавить и вычесть число 2. |
46 | Составление и решение задач изученных видов. |
47 | Странички для любознательных. |
48 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
49 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
50 | Странички для любознательных. |
51 | Прибавить и вычесть число 3. |
52 | Прибавить и вычесть число 3. |
53 | Прибавить и вычесть число 3. |
54 | Прибавить и вычесть число 3. |
55 | Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Связь чисел при сложении и вычитании. |
56 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
57 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. |
58 | Решение задач изученных видов. |
59 | Промежуточная диагностическая работа |
60 | Странички для любознательных |
61 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
62 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
63 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
64 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 5-10. |
66 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц |
67 | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц |
68 | Прибавить и вычесть число 4. |
69 | Прибавить и вычесть число 4. |
70 | Решение задач на разностное сравнение. |
71 | Решение задач на разностное сравнение. |
72 | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц |
73 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов. |
74 | Переместительное свойство сложения. |
75 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □+5, 6, 7, 8, 9. |
76 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □+5, 6, 7, 8, 9. |
77 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □+5, 6, 7, 8, 9. |
78 | Странички для любознательных. |
79 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
80 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
81 | Связь между суммой и слагаемыми. |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. |
83 | Решение задач изученных видов. |
84 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
85 | Вычитание в случаях вида 6 - □, 7 - □ |
86 | Вычитание в случаях вида 8 - □, 9 - □ |
87 | Вычитание в случаях вида 10 - □. |
88 | Килограмм. |
89 | Литр. |
90 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
91 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
92 | Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
Числа от 1 до 20. Нумерация ( 12 часов ) | |
93 | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. |
94 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
95 | Запись и чтение чисел. |
96 | Дециметр |
97 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации |
98 | Странички для любознательных |
99 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация.» |
100 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация.» |
101 | Подготовка к введению задач в два действия |
102 | Ознакомление с задачей в два действия. |
103 | Решение задач в два действия. |
104 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация» |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание ( 22 часа ) | |
105 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
106 | Случаи сложения вида □+2, □+3 |
107 | Случаи сложения вида □+4 |
108 | Случаи сложения вида □+5 |
109 | Случаи сложения вида □+6 |
110 | Случаи сложения вида □+7 |
111 | Случаи сложения вида □+8, □+9 |
112 | Таблица сложения |
113 | Решение задач и выражений. |
114 | Странички для любознательных. |
115 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» |
116 | Приём вычитания с переходом через десяток |
117 | Случаи вычитания 11- □. |
118 | Случаи вычитания 12-□. |
119 | Случаи вычитания 13-□. |
120 | Случаи вычитания 14-□. |
121 | Случаи вычитания 15-□. |
122 | Случаи вычитания 16-□. |
123 | Случаи вычитания 17-□, 18-□. |
124 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание» |
125 | Странички для любознательных. |
126 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.» |
Итоговое повторение ( 6 часов ) | |
127 | Комплексная диагностическая работа. |
128 | Итоговое повторение. |
129 | Итоговое повторение. |
130 | Итоговое повторение. |
131 | Итоговое повторение. |
132 | Итоговое повторение. |
2 класс (136ч )
№ п/п | Тема урока |
Числа от 1 до 100. Нумерация (16часов) | |
1 | Числа от 1 до 20. |
2 | Числа от 1 до 20. Входная диагностическая работа. |
3 | Десяток. Счёт десятками до 100. |
4 | Устная нумерация чисел от 11 до 100. |
5 | Поместное значение цифр. |
6 | Однозначные и двузначные числа. |
7 | Единицы измерения длины: миллиметр. |
8 | Единицы измерения длины: миллиметр. |
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. |
10 | Метр. Таблица единиц длины. |
11 | Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых. |
12 | Замена двухзначного числа суммой разрядных слагаемых
|
13 | Единицы стоимости: рубль, копейка. |
14 | «Странички для любознательных». |
15 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
16 | Контрольная работа № 1«Нумерация чисел от 1 до 100». |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (20 часов) | |
17 | Обратные задачи. |
18 | Обратные задачи. Сумма и разность отрезков. |
19 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. |
20 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. |
21 | Решение задач изученных видов. Закрепление изученного. |
22 | Час. Минута. Определение времени по часам. |
23 | Длина ломаной. |
24 | Закрепление «Странички для любознательных» |
25 | Порядок действий в выражениях со скобками. |
26 | Числовые выражения. |
27 | Сравнение числовых выражений. |
28 | Периметр многоугольника. |
29 | Свойства сложения. |
30 | Свойства сложения.
|
31 | Свойства сложения. Закрепление. |
32 | Контрольная работа № 2 по теме « Сложение и вычитание» |
33 | Работа над ошибками. Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». |
34 | Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера. |
35 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (28 ч) | |
37 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. |
38 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. |
39 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. |
40 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4. |
41 | Приёмы вычислений для случаев 30-7. |
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. |
43 | Решение задач на нахождение суммы. |
44 | Решение задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. |
45 | Решение задач на нахождение суммы. |
46 | Приём сложения вида 26+7. |
47 | Приёмы вычитания вида 35-7. |
48 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. |
49 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. |
50 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
51 | Закрепление пройденного.
|
52 | .Буквенные выражения. |
53 | Буквенные выражения. Закрепление. |
54 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» |
55 | Уравнение. |
56 | Уравнение. |
57 | Закрепление изученного. |
58 | Проверка сложения. |
59 | Проверка вычитания. |
60 | Проверка сложения и вычитания. Закрепление. |
61 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» |
62 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились |
63 | Промежуточная контрольная работа |
64 | Повторение изученного материала
|
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (22 ч) | |
65 | Письменный приём сложения вида 45+23. |
66 | Письменный приём вычитания вида 57-26. |
67 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. |
68 | Решение текстовых задач. |
69 | Прямой угол. |
70 | Решение задач изученных видов. |
71 | Письменный приём сложения вида 37+48. |
72 | Письменный приём сложения вида 37+53. |
73 | Прямоугольник. |
74 | Прямоугольник. Закрепление. |
75 | Письменный приём сложения вида 87+13. |
76 | Закрепление изученного. Решение задач. |
77 | Письменный приём вычитания вида 40-8. |
78 | Письменный приём вычитания вида 50-24. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».. |
79 | Контрольная работа №5 «Письменные приёмы сложения и вычитания». |
80 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных»
|
81 | Письменный приём вычитания вида 52-24. |
82 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. Закрепление изученного. |
83 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. |
84 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. Подготовка к умножению. |
85 | Квадрат. Проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. |
86 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» |
Умножение и деление чисел (18 часов) | |
87 | Конкретный смысл действия умножения. |
88 | Конкретный смысл действия умножения. Закрепление |
89 | Вычисление результата умножения с помощью сложения |
90 | Решение текстовых задач на умножение. |
91 | Периметр прямоугольника. |
92 | Умножение на 1 и на 0. |
93 | Название компонентов умножения. |
94 | Закрепление изученного. Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление чисел» |
95 | Переместительное свойство умножения. |
96 | Переместительное свойство умножения.
|
97 | Конкретный смысл Деления (с помощью решения задач на деление по содержанию). |
98 | Решение задач на деление. |
99 | Решение задач на деление с помощью решения задач на деление по содержанию |
100 | Закрепление изученного. |
101 | Названия компонентов и результата деления. |
102 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
103 | Контрольная работа №7 «Решение задач на умножение и деление». |
104 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». |
Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21ч) | |
105 | Взаимосвязь между компонентами умножения.
|
106 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
107 | Приёмы умножения и деления на 10. |
108 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
109 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
110 | Закрепление изученного. Решение задач. |
111 | Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление». |
112 | Работа над ошибками. Умножение числа 2 Умножение на 2. |
113 | Умножение числа 2. Умножение на 2. |
114 | Приёмы умножения числа 2. |
115 | Деление на 2. |
116 | Деление на 2. |
117 | Закрепление таблицы умножения и деления на 2. |
118 | «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера. |
119 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
120 | Умножение числа 3. Умножение на 3. |
121 | Умножение числа 3. Умножение на 3. |
122 | Деление на 3. |
123 | Деление на 3. |
124 | Контрольная работа №9 «Умножение и деление» |
125 | «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Повторение (11 часов) | |
126 | Нумерация чисел от 1 до 100. Работа над ошибками |
127 | Итоговая диагностика. |
128 | Решение задач изученных видов |
129 | Сложение и вычитание в пределах 100. |
130 | Сложение и вычитание в пределах 100. |
131 | Работа над ошибками. Числовые и буквенные выражения. Неравенства. |
132 | Единицы времени, массы, длины. |
133 | Равенство. Неравенство. Уравнение. |
134 | Свойства сложения. |
135 | Таблица сложения. |
136 | Повторение и обобщение изученного материала. |
3 класс ( 136 часов)
№ п/п | Тема урока |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов) | |
1 | Сложение и вычитание. |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
3 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. Стартовая диагностическая работа. |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами. |
7 | «Странички для любознательных». |
8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Табличное умножение и деление (28 часов) | |
9 | Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. |
10 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. |
11 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. |
12 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. |
13 | Порядок выполнения действий. |
14 | Порядок выполнения действий. |
15 | Закрепление. Решение задач. |
16 | «Странички для любознательных». |
17 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
18 | Контрольная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». |
19 | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. |
20 | Закрепление пройденного. Таблица умножения. |
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
24 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. |
25 | Задачи на кратное сравнение. |
26 | Решение задач на кратное сравнение. |
27 | Решение задач. |
28 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. |
29 | Решение задач на умножение и деление с числами 5 и 6. |
30 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
31 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. |
32 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. |
33 | Контрольная работа № 2 за 1четверть |
34 | Проект «Математическая сказка». |
35 | «Странички для любознательных». |
36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28 часов) | |
37 | Площадь. Единицы площади. |
38 | Квадратный сантиметр. |
39 | Площадь прямоугольника. |
40 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. |
41 | Решение задач на умножение и деление с числом 8. |
42 | Решение задач. Закрепление. |
43 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. |
44 | Квадратный дециметр. |
45 | Таблица умножения. |
46 | Решение задач изученных видов. |
47 | Квадратный метр. |
48 | Решение задач разных видов. |
49 | «Странички для любознательных». |
50 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
51 | Умножение на 1. |
52 | Умножение на 0. |
53 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. |
54 | Деление нуля на число. |
55 | Решение текстовых задач разных видов. |
56 | «Странички для любознательных». Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление». |
57 | Доли. |
58 | Окружность. Круг. |
59 | Диаметр окружности (круга). |
60 | Решение текстовых задач. |
61 | Единицы времени. |
62 | Единицы времени. Закрепление. |
63 | Промежуточная диагностическая работа |
64 | Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 часов) | |
65 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. |
66 | Случаи деления вида 80 : 20. |
67 | Умножение суммы на число. |
68 | Умножение суммы на число. |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное. . |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. |
71 | Решение задач на приведение к единице. |
72 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». |
73 | Деление суммы на число. |
74 | Деление суммы на число. |
75 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. |
76 | Связь между числами при делении. |
77 | Проверка деления. |
78 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. |
79 | Проверка умножения делением. |
80 | Решение уравнений. |
81 | Закрепление пройденного. |
82 | «Странички для любознательных».Что узнали. Чему научились.
|
83 | Контрольная работа № 4 по теме «Внетабличное умножение и деление». |
84 | Деление с остатком. |
85 | Деление с остатком. |
86 | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. |
87 | Задачи на деление с остатком. |
88 | Случаи деления, когда делитель больше остатка.
|
89 | Проверка деления с остатком. |
90 | Наш проект «Задачи-расчёты». |
91 | «Странички для любознательных». |
92 | Что узнали. Чему научились. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов) | |
93 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
94 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
95 | Разряды счётных единиц. |
96 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
97 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
98 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. |
99 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. |
100 | Сравнение трёхзначных чисел. |
101 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
102 | Единицы массы. |
103 | Контрольная работа № 5 по тема «Нумерация в пределах 1000». |
104 | «Странички для любознательных». |
104 | Что узнали. Чему научились. Повторение изученного. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов) | |
106 | Приёмы устных вычислений. |
107 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. |
108 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. |
109 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. |
110 | Приёмы письменных вычислений. |
111 | Письменное сложение трёхзначных чисел. |
112 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились». |
113 | Виды треугольников. |
114 | Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». |
115 | Контрольная работа №6 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 часов) | |
116 | Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. |
117 | Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. |
118 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. |
119 | Виды треугольников. «Странички для любознательных». |
120 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. |
121 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. |
122 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. |
123 | Приём письменного деления на однозначное число. |
124 | Приём письменного деления на однозначное число. |
125 | Приём письменного деления на однозначное число.
|
126 | Знакомство с калькулятором. |
127 | Контрольная работа № 7«Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (10 часов) | |
128 | Итоговая диагностическая работа. |
129 | Правила о порядке выполнения действий. Задачи. |
Правила о порядке выполнения действий. Задачи. | |
130 | Умножение и деление. Задачи. |
131 | Умножение и деление. Задачи. |
132 | Контрольная работа № 10 за год. |
133 | Геометрические фигуры и величины. |
134 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины |
135 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины |
136 | Повторение пройденного |
4 класс ( 136 часов)
№ п/п | Тема урока |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (13 часов) | |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых |
4 | Вычитание трёхзначных чисел. Входная диагностическая работа |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные |
7 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные |
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм |
12 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». |
13 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов) | |
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
15 | Чтение многозначных чисел |
16 | Запись многозначных чисел |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
18 | Сравнение многозначных чисел |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов |
22 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» |
23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
24 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» |
Величины (12 часов) | |
25 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины |
26 | Соотношение между единицами длины |
27 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
28 | Таблица единиц площади |
29 | Определение площади с помощью палетки |
30 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна |
31 | Таблица единиц массы |
32 | Контрольная работа № 2 по теме « Величины» |
33 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
34 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
35 | Единица времени – сутки |
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) (6 часа) | |
37 | Единица времени – секунда |
38 | Единица времени – век |
39 | Таблица единиц времени. |
40 | Решение задач |
41 | Повторение пройденного. |
42 | «Что узнали. Чему научились» |
Сложение и вычитание (11 часов) | |
43 | Устные и письменные приёмы вычислений |
44 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 |
45 | Нахождение неизвестного слагаемого |
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
47 | Нахождение нескольких долей целого |
48 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
49 | Сложение и вычитание значений величин |
50 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
51 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание» |
52 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера |
53 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
Умножение и деление (11 часов) | |
54 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
55 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
56 | Умножение на 0 и 1 |
57 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
58 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
59 | Деление многозначного числа на однозначное. Промежуточная диагностическая работа. |
60 | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
61 | Контрольная работа № 4 по теме « Умножение и деление» |
62 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное |
63 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
64 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форм |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) | |
65 | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
66 | Решение задач на пропорциональное деление. |
67 | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
68 | Решение задач на пропорциональное деление |
69 | Деление многозначного числа на однозначное |
70 | Деление многозначного числа на однозначное. |
71 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
72 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
73 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач |
74 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости |
75 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
76 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
77 | Решение задач на движение. |
78 | Умножение числа на произведение |
79 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
80 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
81 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
82 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
83 | Решение задач на одновременное встречное движение |
84 | Перестановка и группировка множителей |
85 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
86 | Деление числа на произведение |
87 | Деление числа на произведение |
88 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
89 | Составление и решение задач, обратных данной |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
92 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
93 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
94 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
95 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
96 | Повторение пройденного |
97 | Проект: «Математика вокруг нас» |
98 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
99 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
100 | Умножение числа на сумму |
101 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
103 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
104 | Решение текстовых задач |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление(продолжение) (20 часа) | |
105 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
106 | Умножение числа на сумму |
107 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
108 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
109 | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком |
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
112 | Деление многозначного числа на двузначное по плану |
113 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры |
114 | Деление многозначного числа на двузначное |
115 | Решение задач |
116 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули |
117 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). |
118 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
119 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
120 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. |
121 | Деление на трёхзначное число |
122 | Проверка умножения делением и деления умножением |
123 | Проверка деления с остатком |
124 | Контрольная работа № 6 за год |
Итоговое повторение (12 часов) | |
125 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного. |
126 | «Что узнали. Чему научились». |
127 | Итоговая диагностическая работа |
128 | Нумерация. Выражения и уравнения |
129 | Выражения и уравнения |
130 | Арифметические действия |
131 | Порядок выполнения действий |
132 | Порядок выполнения действий . |
133 | Величины |
134 | Геометрические фигуры. |
135 | Решение задач |
136 | Решение задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе " Начальная школа XXI века"
Программа разработана на основе авторской программы Рудницкой В.Н. Москва - "Вентана Граф", 2009г....
Рабочая программа по математике для 2 класса по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон.
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон, с указанием страниц учебника, рекомендуемого домашнего задания, УУД. Расчи...
Математика. Рабочая программа по математике для 1 класса (к учебнику С. С. Минаевой, Л. О. Рословой )
Рабочая программа по математике для 1 класса к учебнику С.С. Минаевой, Л. О. Рословой....
Математика. Рабочая программа по математике для 1 класса (к учебнику С. С. Минаевой, Л. О. Рословой )
Рабочая программа по математике для 1 класса к учебнику С. С. Минаевой, Л. О. Рословой....
Математика. Рабочая программа по математике для 2 класса ( к учебнику С. С. Минаевой, Л. О. Рословой)
Рабочая программа по математике для 2 класса к учебнику С. С. Минаевой, Л. О. Рословой....
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...