Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel.docx | 73.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
МБОУ «СШ №43»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
Срок реализации: 4 учебных года
Возраст детей: 7-11 лет
Составитель: Константинова М.А.
Учитель начальных классов
Г.Нижневартовск
2023
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы:
- формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).
Задачи Программы:
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
- развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать способности и поддерживать одаренных детей.
Принципы отбора содержания
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Объём занятий. Особенности возрастной группы
Программа «Я – исследователь» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7-10 лет, рассчитана
1 класс на 33 часа в год (1 час в неделю),
2 класс на 34 часа в год (1 час в неделю),
3 класс на 34 часа в год (1 час в неделю),
4 класс на 34 часа в год (1 час в неделю).
Каждое занятие по программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. При этом количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.
Планируемые результаты. Способы их проверки
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) - предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектно-исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути учебно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать учебно-исследовательские задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) - предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками учебно-исследовательского метода, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) - предполагает получение школьниками самостоятельного теоретического и практического опыта. Проявляется в участии школьников в реализации творческих, исследовательских, социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина,
следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, учебно-исследовательских конференциях, фестивалях (различного уровня).
Основные разделы программы
- Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
II. Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
III. Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». (Приложение)
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п | Разделы. Темы. | Кол-во часов | Практическая часть |
I. | Развитие исследовательских способностей | 25 | 8 |
1 | Что такое исследование? | 1 | |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 | |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 | |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу | 1 | Экскурсия в библиотеку |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 | Практическое занятие в библиотеке |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | Экскурсия на пришкольный участок |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 | |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 | |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | Экскурсия в школьный музей |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге. | 2 | Практическое занятие в библиотеке |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 | |
II. | Самостоятельная работа над проектом | 7 | 5 |
26-27 | Проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 | |
28-30 | Индивидуальные исследовательские работы по выбранной тематике | 3 | Практичес-кое занятие |
31-32 | Представление работ учащихся. | 2 | Выступление в актовом зале школы |
III. | Оценка успешности проектной деятельности | 1 | |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого 33 часа |
Содержание занятий
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Практическое занятие в библиотеке. Подбор литературы по теме.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Экскурсия на пришкольный участок. Развитие наблюдательности через игру «Поиск». Формирование умения находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Составление плана для выполнения задания (алгоритм). Развитие речи учащихся. Формирование умения работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развитие речи, умения видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотез) – 2ч.
Выявление причины и следствия. Развитие умения правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развитие умения правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Экскурсия в школьный музей.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Мотивация выбора способа выполнения задания. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге. - 2ч.
Практическое занятие в библиотеке. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Построение схемы .
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Практическое занятие. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные исследовательские работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над исследовательским проектом.
Тема 31-32. Представление работ учащихся - 2ч.
Презентации исследовательских проектов учащимися.Выступление в актовом зале школы.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Практическая часть |
I. | Развитие исследовательских способностей | 24 | 13 |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 | |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 | |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 | Практические задания |
10-13 | Организация исследования. | 4 | Практические задания |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 | Практические задания |
18-19 | Коллекционирование. | 2 | Практические задания |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | Практическая работа |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | |
23 | Что такое эксперимент. | 1 | Практическая работа |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 | |
II. | Самостоятельная работа над проектом | 9 | 3 |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 | |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 | Практические задания |
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 | |
31 | Как подготовить сообщение. | 1 | |
32 | Подготовка к защите. | 1 | Практическое занятие |
33 | Индивидуальная консультация. | 1 | |
III. | Оценка успешности проектной деятельности | 1 | |
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 | |
Итого 34 часа |
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: метод исследования – наблюдение
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Практическая работа.
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Практическая часть |
I. | Развитие исследовательских способностей | 28 | 8 |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 | |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 | |
9-10 | Планирование работы. | 2 | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | Практическое занятие |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | Практическое занятие в библиотеке |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 | |
22-23 | Исследование объектов. | 2 | Практическое занятие |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | Практическое задание |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | |
II. | Самостоятельная работа над проектом | 5 | 5 |
29-30 | Оформление работы. | 2 | Практическая работа |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | Практическая работа |
33 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | 1 | Выступление в актовом зале школы |
III. | Оценка успешности проектной деятельности | 1 | |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого 34 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Знакомство с методами и предметами исследования. Определение предмета исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Практическое занятие. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Практическое занятие.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини- конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Практическая часть |
I. | Развитие исследовательских способностей | 24 | 16 |
1 | Культура мышления | 1 | Практические задания |
2-3 | Методы исследования | 2 | Практические задания |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | Практические задания |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | Практическое занятие |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | Практические задания |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 | Практические задания |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | Практическое занятие |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 | Практическая работа |
17-18 | Техника экспериментирования | 2 | Практическая работа |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | |
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 | |
23-24 | Что такое парадоксы | 2 | |
II. | Самостоятельная работа над проектом | 9 | 4 |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 | |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | Практическое занятие |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | Выступление в актовом зале школы |
III. | Оценка успешности проектной деятельности | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого – 34 часа |
Содержание занятий
Тема1. Культура мышления.
Практические задания «Как давать определения понятиям», «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».
Тема2-3. Методы исследования.
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Тема 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Практическая работа. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых данных. Составление альбома иллюстраций.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Иформационно-методическое обеспечение
Информационные ресурсы:
- компьютер,
- медиапроектор,
- средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера),
- альбомы, карандаши
Электронные ресурсы:
- Коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/)
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Кадровое обеспечение программы
Занятия проводит руководитель внеурочной деятельности – учитель начальных классов.
Литература
- Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. «Метод проектов в начальной школе. Система реализации». Волгоград: Учитель, 2013
- Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
- Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты». Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Приложение
Индивидуальная карта «Мои достижения»
Ф.И. учащегося _________________ | |||
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...