Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.
учебно-методический материал

Измайлова Марина Николаевна

Свое выступление я хочу начать с таких слов:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив

Мир «особого» ребенка безобразен и красив

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.

ГБОУ школа – интернат с. Малый Толкай

                                                                                         Измайлова М.Н. учитель начальных классов

Свое выступление я хочу начать с таких слов:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив

Мир «особого» ребенка безобразен и красив

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

 В  нашей школе обучаются дети с различными нарушениями: интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, множественными нарушениями развития. Типичной особенностью всех категорий обучающихся является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же речи, эмоционально-волевой сферы, моторики.

Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Проблемы социальной адаптации решаются в последние годы все труднее. Это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми мы все знаем, является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка. Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя и воспитателей. Это   кружковая работа, организация отдыха и досуга, но наибольший интерес у детей вызывает экскурсия.

  В моей педагогической работе важное место занимает экскурсия. Экскурсия - эффективная организационная форма работы по адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к жизни в обществе и их социализации.

Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (памятников прошлого, механизмов, произведений искусства и так далее), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

В рамках учебной и внеурочной деятельности я использую организацию экскурсий с целью:
*введения в тему, получения новой информации; закрепления и углубления знаний;
* накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образами содержания учебного процесса, расширения кругозора;
* развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;
* воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений;
* осуществления связи обучения с жизнью.

Любой экскурсии предшествует подготовительная работа. Заранее продумываю цели, задачи, содержание и методы. Знакомлю учащихся с темой и планом экскурсии, к правилам поведения в транспорте. Практическими заданиями, вопросами, на которые дети должны получить ответы. Знания и речевой материал после экскурсий закрепляется в устных рассказах, беседах, выставках рисунков в классе.

        Мы с учениками нашей школы побывали  в городе Самара  и посетили Цирк   на воде. Не передать словами, сколько было радости у детей, когда они смотрели это представление.  Дети с любопытством наблюдали за ярким оперением попугаев и павлинов.   Дельфины показывали свое мастерство в воде. Яркие спецэффекты приводили детей в восторг.

Такие мероприятия обогащают учащихся с интеллектуальными нарушениями новыми понятиями и представлениями об окружающем мире,  воспитывают доброе отношение ко всему живому.

С целью социальной адаптации и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводим экскурсии обществоведческого плана. Неоднократно ездили на экскурсию в Краеведческий музей в  город Похвистнево.  Цель таких экскурсий: развить интерес к познанию истории родного края через краеведческий материал, воспитывать патриотические чувства. Познавательные программы были посвящены истории  стекла, ребята узнали когда образовался город, почему его так назвали. В конце мероприятия была организовано посещение памятников и мемориалов. Мы побывали у Монумента Славы, памятника Труженикам Тыла, Вечного огня.

Эти экскурсии дают возможность учащимся узнать интересные факты из истории родного края, обычаях, обрядах, традициях земли Похвистневской. Дети учились играть в старинные народные игры, взаимодействовать друг с другом, участвовать в коллективных делах. Посещение познавательных программ, выставок, музеев несет радость и настроение школьников, дети их всегда с нетерпением ждут.

Осуществляя программу патриотического воспитания, побывали с детьми в школьном  Музее.  Такие встречи очень важны для наших учащихся. Они воспитывают интерес к историческому прошлому, любовь к Родине, желание приносить добро людям. В ходе мероприятий дети смогли приобщиться к истории нашего Отечества, стали понимать, какой огромной ценой досталась Победа и кому мы должны быть благодарны за нашу мирную счастливую жизнь.

Частыми событиями стали посещения детьми культурно-просветительных учреждений например в сельскую  библиотеку.  Заведующая библиотекой Игаева Т.Б. помогает детям приобщиться к миру прекрасного, учит соблюдению правил культурного поведения в общественных местах, любовь и интерес к чтению. Ребята нашего класса посмотрели поучительный спектакль  в театре «САД», где артистами были их сверстники, ребята показали будни школьной жизни.

         Для знакомства с профессиями:  продавец, заведующая почтой и аптекой, медицинская сестра, организовывали  встречи  со специалистами на местах их работы.  Цель этих мероприятий - не только познавательная, но и практическая: научить совершать покупки в магазинах, лекарства в аптеке.   Покупать на почте газеты, журналы и открытки, приобретать навыки общения с людьми.

С целью   профессиональной ориентации  и социальной адаптации наши ребята посещали элеватор  в селе Кинель - Черкассы и ОАО «Мукомол», где ребята наглядно увидели «Как хлеб попадает к нам на стол», познакомились с профессиями. В нашем районе в селе_Аманак есть цех по приготовлению лимонада, там тоже побывали наши ребята.  В нашем селе ребята побывали  на маслобойке, попробовали свежее, ароматное подсолнечное  масло. Побывали на ферме и зернотоке.  Цель этих экскурсий уточнить и обобщить значение данных профессий, воспитывать  трудолюбие, желание в дальнейшем приносить посильную пользу в обществе.  

Заключительный этап экскурсии проводим в школе. Обязательно анализируем увиденное и услышанное, закрепляем полученные знания, делимся впечатлениями, узнаем мнения о мероприятии.

Хочется подчеркнуть, что школа должна научить воспитанников с ограниченными возможностями здоровья культуре восприятия нового, воспитать потребность в посещениях музеев, выставок, спектаклей, концертов.

Экскурсии в коррекционной школе развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации в окружающем мире, обеспечивают закрепление понятий и представлений, воспитывают положительную мотивацию учения. Экскурсии повышают интерес учащихся к получению новых знаний и умений, обогащают жизненный опыт, способствуют приобретению практических навыков жизни в обществе.

У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Дети учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.

Есть надежда на то, что социальная адаптация учащихся с интеллектуальной недостаточностью пройдет успешно. Осуществляемая мною работа снимет трудности вхождения детей в социум, расширит круг их социальных контактов, а главное - принесет успехи в развитии личности воспитанников.

 

Литература:

Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.  В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 1994.

Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...