Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями
статья
Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №565
Кировского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Автор-составитель:
Колотеева Валерия Алексеевна
2017/18 уч.г
ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
В основу Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Дифференцированный подход - это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающих в себя:
- использование адаптированных образовательных программ;
- специальные методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования;
- наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- организацию профессионально-трудового обучения;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.
Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из
- действия;
- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося.
Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь учитель должен организовать работу детей, чтобы они могли принять участие в решении ключевой проблемы урока.
Задачи учителя:
- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;
- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом.
У деятельностного метода обучения есть свои преимущества
- он может применяться при изучении любого предмета;
- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;
- деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения.
Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. ФГОС для учащихся с умственной отсталостью предполагает создание специальной индивидуальной программы развития на каждого учащегося, что позволяет индивидуализировать учебный процесс.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игровые упражнения активно используются в урочной деятельности, их содержание зависит от целей урока и возможностей учащихся. Использование различных нетрадиционных техник в процессе игр, применение натуральных материалов позволяет максимально вовлечь детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью в учебный процесс. Содержание игр должно соответствовать возможностям каждого учащегося. На примере знакомства с темой «Времена года» рассмотрим некоторые игровые упражнения.
Игровое упражнение «Зеленая елочка».
Цель: формировать представления о зиме.
Оборудование: контейнер со снегом, контейнер с ветками елки, иллюстрация «Зима», зеленая краска, тарелка, губка-трафарет «Ёлка».
Ход игры: педагог показывает ученику иллюстрацию, после её рассмотрения, предлагает потрогать снег и актуализирует представления о том, что снег холодный, белый, пушистый, идет зимой и т.д. Затем на иллюстрации ученик с помощью педагога находит елку, рассматривает и ощупывает еловую ветку и затем трафаретом выполняет отпечаток елки на снегу.
Игровое упражнение «Найди елочку»:
Цель: закреплять представления о зиме.
Оборудование: контейнер с ватой, контейнер с ветками елки, иллюстрация «Зима», гуашь, губка для рисования.
Ход игры: педагог предварительно показывает ученику иллюстрацию «Зима», повторяет с учащимся признаки зимы, просит показать на картинке снег, елку, дом. Затем дает ознакомиться с тем, лежит в двух контейнерах (ветки елки, вата) и предлагает сыграть в игру, завязывает глаза ученику платком и дает задание: на ощупь найти ветку елки. Педагог дает потрогать по очереди содержимое контейнеров, просит показать, где елочка. После игры ученик совместно с педагогом выполняет рисунок-поделку, где веточки изображают елки, а вата – снег, фон ученик рисует губкой.
Игровое упражнение «Капель»
Цель: формировать представления о весне.
Оборудование: контейнер с кусочками льда, аудиозапись «Капель», грелка, игрушка «Солнце».
Ход игры: после предварительной беседы о весне проводится игра «Капель».
У: Весной солнце пригревает (ученик ощупывает игрушку «Солнце», грелку) и снег начинает таять, на крышах появляются сосульки (ученик ощупывает кубики льда). Педагог предлагает ученику потрогать кубики льда, говорит, что это лед, он тает от тепла. Затем ученик с помощью учителя раскладывает лед на грелке, руками чувствует, как лед начинает таять. В это время педагог включает аудиозапись «Капель» и читает стихотворение «Кап-кап».
Таким образом, включение игровых упражнений в урочную деятельность позволяет решать различные учебные задачи, например, такие, как формирование представлений о явлениях и объектах, закрепление этих представлений, развитие сенсорной сферы, мелкой моторики и т.д. ФГОС для детей с умственной отсталостью позволяет индивидуализировать учебный процесс и подбирать игровой материал дифференцированно, учитывая возможности каждого учащегося.
Список литературы
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом»: Методическое пособие. – Спб.: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа: уч.-мет.пособие. – М.:2014.
- Нетребо Е.В., Лебедева Н.В. Использование игровых приемов в работе детьми с выраженным недоразвитием интеллекта.:уч.-мет.пособие – Павловск:2009.
- Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных игр на уроках и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Это методический материал для учителя начальных классов...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...
Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ
Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....
Мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС «Путешествие в страну Каллиграфия»».
Каллиграфия - это искусство, требующее зоркости "ума" и упорства......
Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...