Деятельность тьютора в системе специального (коррекционного ) образования при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_tyutora_v_sisteme_spetsialnogo.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ОБУЧАЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
Тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании. На сегодняшний день тьюторская система работы является полноценной системой поддержки процесса построения индивидуальной образовательной программы учащимися. Разработаны функциональные обязанности тьюторов начальной, подростковой и старшей школы, подходы к построению тьюторской программы, ориентированной на индивидуализацию образования, формат тьюторского дневника.
Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.
Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.
Также выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
- диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
- осуществление целеполагания;
- мотивация и вовлечение обучающихся;
- управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
- коррекция деятельности обучающихся;
- контроль выполнения заданий;
- рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся:
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Типовые задачи
Функции
Знакомство
Диагностика; целеполагание
«Размораживание» (проблематизация)
Мотивация
Организация изучения концепций курса
Организация деятельности
Организация групповой и индивидуальной работы
Коррекция
Организация обратной связи
Контроль
Функциональный взгляд на деятельность показывает, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.
Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций.
Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала.
Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.
Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении.
Но уже в настоящее время тьюторская поддержка требуется не только учащимся с ОВЗ в общеобразовательных школах. Тьюторская помощь оказывается ученикам со сложной структурой дефекта (аутизм, снидром Дауна) в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Я работаю тьютором в Краевом государственном казенном общеобразовательном учреждении,
реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школе-интернате № 9».
Моя тьюторская деятельность заключается в том, что я оказываю помощь и поддержку обучающимся, которые нуждаются в индивидуальной работе с педагогом. В силу умственной отсталости (интеллектуального нарушения) они не всегда справляются с заданиями в условиях пребывания в классе, поэтому я провожу с ними индивидуальную работу по таким предметам как математика, русский язык, чтение, изобразительное искусство, труд.
Для некоторых обучающихся составляется индивидуальная программа развития по данным предметам, чтобы достигнуть максимально возможного результата в обучении.
Индивидуальные занятия по предметам позволяют для каждого ребёнка составить свою структуру деятельности в соответствии с его темпом работы и общей работоспособностью. Так же индивидуальные занятия позволяют более широко раскрыть возможности обучающихся в различных областях, прибегая к творческим задания.
Тьюторская деятельность реализуется совместно с другими специалистами: учителями- логопедами, педагогом-психологом, врачами. Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуется совместная деятельность всех специалистов для комплексной поддержки ребёнка, изучение и анализ документации на обучающихся и ведение собственного журнала.
В тьюторское сопровождение также включены такие виды деятельности как наблюдение за обучающимися в урочное и внеурочное время, помощь в организации игровой деятельности, в налаживании контакта между сверстниками, создание условий для успешной деятельности в группе.
Как и другими специалистами, тьютором проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам выполнения тех или иных заданий или рекомендаций по организации обучения и воспитания ребёнка. Родителям рассказывается о развитии и достижениях учащихся, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ними нужно будет решить.
Тьютор как и другой педагог участвует в различных собраниях трудового коллектива, совещаниях и педагогических советах, где может выступать по различным вопросам, касающимся организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
В связи с тем, что тьютор, как правило, работает с детьми, имеющими умственную отсталость (интеллектуальное нарушение), требования к нему, к его компетентности, в некоторых областях различаются с требованиями к остальным педагогам:
- От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
- Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.
- У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например, осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
- От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
В заключении следует отметить, что тьюторская деятельность в системе специального образования является новой для российских школ, но очень необходимой для более успешной организации обучения и воспитания учащихся школ VIII вида, имеющих особые проблемы в развитии.
Список литературы:
- Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования
// Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика (сборник на диске, 2004 г.)
2.Попов, А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.
- Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30
- Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. [Текст]/ С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Цель программы: разностороннее развитие ребенка, накопление им социального опыта для активного включения в жизнь общества.Задачи программы:развитие творческих способностей обучающихся;развитие интерес...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...
Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Приоритетные образовательные облпсти:1.Речь и альтернативная коммуникация.2.Математические представления.3.Окружающий природный мир.4. Человек.5.Домоводство.6.Окружающий социальный мир.7. Музыка и дви...