Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)
методическая разработка (2 класс)

Маслянюк Юлия Анатольевна

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной программы ГБОУ школы №370. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_kl._uch-def.docx120.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 370

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

А.Ю. Кошкина

_________________

31.08. 2020 г.

 ПРИНЯТО
на заседании

педагогического совета
ГБОУ  школы № 370

Протокол № 1

от 31.08. 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директор  ГБОУ  

школы № 370

Е.В. Ткаченко

___________________

Приказ № 24/7 от 31.08.2020 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающие занятия

2 класс

2020– 2021 учебный год

                                                           Составитель учитель-дефектолог:

 Юлия Анатольевна Маслянюк

                                                                 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2020 г.

1. Статус документа

При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

4. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 «Об санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и учреждений»».

6. Методические рекомендации МР3.1/2.4.0178/1-20 «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID -19»

7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 п.10 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования" (п.10, п.11).

6. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год.

8. Устав ГБОУ школы № 370

Коррекционно-развивающая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по общеобразовательной программе согласно заключению районной или городской ПМПК по варианту 7.2.

Тематическое планирования данной коррекционно-развивающей программы учитывает обучающую, образовательную и социальную направленность.

Цель - ликвидация пробелов знаний учащегося, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания и пространственного воображения, развитие сенсорных эталонов, пространственных и временных представлений, коррекция познавательной деятельности учащегося, а также развитие коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Темы занятий, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся (средний, низкий высокий) и их индивидуальным особенностям.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебного материала таких предметов , как математика, русский язык, окружающий мир. В соответствии с темой каждого занятия, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать обучение разнообразным, а выбор упражнений и игр не только способствует коррекции пробелов в знаниях, но и стимулирует познавательную деятельность. Изучаемые темы выстроены по концентрическому принципу, постепенно расширяя, углубляя и повторяя изученный материал.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям с ограниченными возможностями в коллективе класса, школы и в социуме.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий не превышает 40 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть  дыхательные упражнения, «пальчиковые» игры, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания даётся подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и возможностям;
  • ситуации достижения успеха во внеучебной ( а потом и в учебной деятельности).

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • использование игровых приёмов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Сроки реализации коррекционно-развивающей программы.  Государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет учитывать заключения ТПМПК или ГПМПК. Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на 2 часа в неделю и предполагает 68 учебных часа в год.

2. Общая характеристика учебного предмета

Основные направления коррекционной работы на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-дефектологом:

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основная форма обучения –очная  с применением дистанционных образовательных технологий: учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения, игры, беседы и учебно-практические работы.  Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение и пример.                                                         

Используемые методы:

  • информационно – рецептивный;
  • репродуктивный;
  • метод творческих заданий;
  • исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).

Основные формы обучения и режим коррекционно-развивающих занятий:

  •  ознакомление с новым материалом,
  •  закрепление изученного,
  • практическая работа,
  • самостоятельное прохождение материала,
  • применение знаний и умений,
  • обобщение и систематизация знаний,
  • проверка и коррекция знаний и умений,
  • комбинированный урок,
  • экскурсия,
  • соревнование,
  • праздник,
  •  видеозанятие.  

Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать занятий-путешествий.

Домашнее задание: домашнее задание не предусмотрено. 

Режим занятий в школе регулируется расписанием уроков в ГБОУ школе №370. Учебная нагрузка устанавливается учебным планом ГБОУ школы №370, разрабатываемым на основе федерального базисного учебного плана с учётом требований действующих санитарных норм и правил (СанПиН). Продолжительность занятия устанавливается в соответствии с гигиеническими  требованиями, предъявляемыми к условиям обучения в общеобразовательном учреждении. Индивидуальное или групповое коррекционно-развивающее занятие имеет продолжительность 40 минут с учётом профилактических мер, направленных на предотвращения распространения COVID19.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая характеристика обучающихся. 

Программа учитывает особенности детей с особыми образовательными потребностями.

  1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  4. Особенности памяти: учащиеся значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  5. Учащиеся с особыми образовательными потребностями нередко имеют проблемы в речевой сфере, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  6. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
  7. Учащиеся  классов коррекционно-развивающей направленности  характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
  8. Данная программа строит обучение  учащихся с особыми образовательными потребностями на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности каждого учащегося, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие полноценное восприятие учебного материала.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на коррекционно-развивающих занятиях направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе коррекционно-развивающих занятий;

Метапредметные результаты:

- обретение самостоятельного  творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура, определение, текст;

- умение рационально и творчески подходить к любому виду деятельности;

- развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

Предметные результаты:

- восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций;

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в книгах,  в справочных материалах, на электронных ресурсах;

- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в различных областях;

- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

- умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре и в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время коррекционно-развивающих занятий.

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

2 класс (вариант обучения 7.2)

Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-образного мышления с опорой на обобщение имеющегося опыта, на использование схем и таблиц в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать закономерности, делать выводы, применять на практике новые приёмы и знания. Умение выделять в явлениях природы специфические особенности, вычленять в предмете различные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи с использованием рисунков, краткой записи или схем.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над анализом прочитанного текста, над вычленением значимой информацией. Развитие речи. Упражнения на поиски ходов и принятие решений в простых лабиринтах; “Графических диктантах” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых и сложных узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 2-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, цвета, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 12 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из 10 или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.

Упражнения на запоминание различных предметов (10-12 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.

Основные темы содержания курса.

Диагностическое обследование – 4 часа;

Найди отличия. Осень

Ориентировка в пространстве и в тетради, правила оформления заданий: право, лево, вверх, вниз и т. д.

Труд людей осенью. Предложение. Текст.

Временные представления. Впереди. Потом. Сейчас.

Школа. Чистописание. Читаем, пишем, считаем.

Школа. Двузначное. Числовой ряд. Сначала – потом. Возрастание – убывание.

Геометрические фигуры вокруг нас. Дорога в школу и домой. Линейка. План.

Школа. Десяток – десятки. Играем – считаем.

Я и моя семья. (Я и мои друзья).

Улица. Дома. Сходство и различие. Нумерация.

Мой дом. Шкаф. Словарь. Одежда, обувь.

Магазин. Двузначное число. Состав чисел до 20. – 2 часа

Магазин. Овощи. Словарные слова.

Путешествие. Состав двузначного числа.

Магазин. Фрукты. Различие форм и цвета.

Поход. Путь. Время. Единицы измерения.

Ты – повар. Найди отличия. Овощи и фрукты – разные продукты.

Ателье. Единицы длины.

Зима. Зимние забавы. (Жизнь зверей зимой).

Деревья, кустарники, травы. Шнуровка.

Кафе. Меню. Числа двузначные и однозначные. -2 часа

Комнатные растения. Найди отличительные признаки.

Зима и весна.

Лыжная гонка. Числа до 100.

Правила безопасности и ПДД.

Магазин. Число 100. Состав чисел в пределах 100.

На приёме у врача. Охрана здоровья.

На стройке. Угля.

Кукольный театр.

На ферме. Сходства и различия. Домашние животные.

Пальчиковый театр. – 2 часа

Принадлежности учащихся.

Ремонт. Инструменты.

Командная игра. Играем и считаем. Правила перестановки слагаемых.

Юный эколог. Животные «Красной книги».

Мой дом. Форма предмета.

Художественная мастерская. Цвет.

Магазин. Равенства – неравенства.

Клуб юных писателей. Знаки препинания.

Магазин. Величины. – 2 часа.

Юный редактор. Поиск ошибок в тексте. Чтение произведений. – 2 часа.

Юный лесник. Весна. Животные леса.

На приёме у врача. Части тела. – 2 часа.

Дочки – матери. Неделя. Расписание дня.

Я. Ты. Правила гигиены.

Город. Геометрические фигуры. Правила дорожного движения.

Прогулка. Птицы.

Зоопарк. Многоугольники.

Прогулка. Насекомые.

Путешествие. Числа в пределах 100.

Клуб юных писателей. Моя мечта.

Путешествие по стране.

Скоро лето.

Диагностическое обследование – 4 часа.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий во 2 классе

2 класс (вариант обучения 7.2)

I четверть

N урока

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1 - 4

Диагностическое обследование – 4 часа.

5

Найди отличия. Осень.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Развитие речи. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

6

Ориентировка в пространстве и в тетради, правила оформления заданий: право, лево, верх, низ и т.д.

Формирование навыков пространственной ориентировки

Право, лево, верх-низ

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики

7

Труд людей осенью. Предложение. Текст.

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью

Сборка урожая, жатва

Развитие речи, пополнение словарного запаса

8

Временные представления. Впереди, потом, сейчас.

Формирование навыков ориентации в пространстве.

Формирование представления о времени.

Потом, будет, произойдёт, станет, сейчас, было, прошло

Развитие пространственной  и временной ориентировки, развитие общей моторики

9

Школа. Чистописание. Читаем, пишем, считаем.

Игра «В школу (Учитель-ученик)».

Формирование знаний о школе, правилах оформления классной и домашней работ.

Класс, парта, доска и т.д.

Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

10

Школа. Двузначное число.

Числовой ряд. Сначала-потом. Возрастание – убывание.

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 20, написание.

Один, два, три, … девять, десять

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений

11

 Геометрические фигуры вокруг нас. Дорога в школу и домой. Линейка. План.

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе

Город, улица, дом, адрес

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

12

Школа. Десяток - десятки. Играем и считаем.

Формирование навыков счёта десятками

Десяток

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

13

Я и моя семья. (Я и мои друзья)

Формирование знаний и представлений о членах семьи.

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

14

Улица. Дома. Сходство и различие. Нумерация

Формирование знаний порядкового счёта

Первый, второй и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

15

Мой дом. Шкаф. Словарь. Одежда, обувь.

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними

Женская, мужская, детская, осенне-весенняя, зимняя, летняя

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

16

Магазин. Состав чисел до 20.

Двузначное число.

Игра «Муха». Формирование знаний двузначного числа

Двузначное число

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

     

II четверть

N урока

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

17

Магазин. Состав двузначного числа

Формирование знаний о стоимости товаров в магазине, состава двузначного числа

Ценник.

Десять, одиннадцать  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

18

Овощи. Словарные слова.

Формирование знаний об овощах

Картофель, морковь и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

19

Путешествие. Состав двузначного числа

Формирование знаний количестве предметов, о стоимости услуг и билетов, о состава двузначного числа

10,20,30…

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

20

Магазин. Фрукты. Различие форм и цвета.

Формирование знаний о фруктах, геометрических формах и многообразии цветовой палитры.

Яблоко, груша и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

21

Поход. Путь. Время. Единицы измерения.

Формирование знаний о различных единицах измерения

Поход.

Путь.

Остановка. Часы.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания

22

Ты – повар. Найди отличия.

 Овощи и фрукты - разные продукты.

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

Овощи, фрукты

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса

23

 Единицы длины. Ателье.

Формирование знаний о единице длины см

Формирование знаний об единице длины дм, метре.

Сантиметр

Дециметр

Метр

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти

24

 Зима. Зимние забавы.

(Жизнь зверей зимой)

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх

(Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь)

Декабрь, январь, февраль, олимпиада

Кормушка

Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти

25

Деревья, кустарники, травы.

Шнуровка.

Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать

Дифференциация. Формирование знаний о деревьях, кустарниках и травах, их названия, польза, уход

Бант, шнурок, узел

Клён, тополь и т.д.

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса

26 -27

 Числа двузначные и однозначные.

Кафе. Меню.

Формирование знаний состава двузначного числа 20-29

Состав числа.

Одиннадцать - одиннадцатый

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

28

Найди отличительные признаки. Комнатные растения.

Формирование знаний о комнатных растениях, их названия, польза, уход

Бегония, фиалка и т.д. полив, питание

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора

III четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

29

 Зима и весна.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий зимних и весенних месяцев, их последовательности

Февраль

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

30

Лыжная гонка. Числа до 100.

Формирование знаний  о двузначных числах.

Семнадцать – семнадцатый и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

31

Правила безопасности и ПДД.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года

Капель, сосульки

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

32

Магазин. Число 100. Состав чисел в пределах 100

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 100

Одиннадцатый  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

33

На приёме у врача. Охрана здоровья.

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

34

На стройке. Углы

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

35

Кукольный театр

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

36

Сходства и различия.

Домашние животные

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе

Выгул, кормёжка

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

37 - 38

 Пальчиковый театр

Формирование умения обращаться с пальчиковым театром. Формирование навыка воспроизведения определённой последовательности изложения сказки, формирование навыка творческого  и эмоционально окрашенного пересказа.

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

39

40

Принадлежности учащегося.

Ремонт. Инструменты

Формирование знаний о принадлежностях учащегося,  используемых на уроке.

Формирование представлений о многообразии инструментов используемых при выполнении слесарных работ.

Линейка, циркуль…

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

41

Командная игра. Правило перестановки слагаемых. Играем и считаем.

Формирование знаний о перестановке слагаемых

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

42

Юный эколог. Животные «Красной книги».

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. Бережное отношение к природе.

Берлога, дупло

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

43

Мой дом. Форма предмета.

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме. Развитие навыка конструирования определённого предмета.

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

44

 Художественная мастерская. Цвет.

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету

Основные цвета спектра

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

45

Магазин. Равенства и неравенства

Формирование знаний о равенствах и неравенствах.

Дифференциация знаков «больше» - «меньше».

Знаки «Больше», «меньше», «равно»

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

46

Клуб юных писателей. Знаки препинания.

Закрепление правил написания знаков в конце предложений.

Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки.

Формирование выразительной речи, коррекция речевых навыков, связной речи.

47 - 48

 Магазин. Величины.

Формирование навыка дифференцировать величины

Большой, маленький, средний, больше, меньше.

см, литр, кг, гр …

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

49 -50

Юный редактор. Поиск ошибок в тексте. Чтение произведений.

Чтения текстов из программных произведений целыми словами.

Объяснение значений слов.

Развитие памяти и внимания.Формирование навыков беглого и правильного чтения целыми словами.

IV четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

51

Юный лесник. Весна. Животные леса.

Формирование знаний о животных, которые живут в лесу, их питание, помощь им.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

Дикие животные.

Лесник.

Зоолог.

Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса

52 - 53

На приёме у врача.

Части тела

Формирование знаний частей тела человека

Конечности, туловище и т.д.

Развитие представлений о себе, строении собственного тела,  развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека

54

 Дочки-матери. Неделя. Расписание дня.

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности

Понедельник, вторник и т.д.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

55

 Я. Ты. Правила гигиены.

Формирование знаний гигиены

Гигиена

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления.

56 - 57

Город. Геометрические фигуры. Правила дорожного движения.

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Правилах взаимодействия и соотнесения построек и потребностей жителей города. Правила дорожного движения.

Правила конструирования.

Круг, квадрат, треугольник.

Правила дорожного движения.

Формирование навыков конструирования, развитие умения обобщать и классифицировать

58

Прогулка. Птицы

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

59

Зоопарк. Многоугольники.

Формирование знаний о форме, о многоугольниках, соотнесение формы тела животного с геометрической формой

Звери.

Многоугольник.

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

60

Прогулка. Насекомые.

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии, их отличительных признаках

Муха, комар и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса

61

Путешествие. Числа в пределах 100.

Формирование знаний порядкового счёта до 20

Первый, десятый и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

62

Клуб юных писателей. Моя мечта. (Отдых. Или… То, что я люблю)

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно

Отдых

Развитие монологической речи, развитие мышления, развитие памяти

63

Путешествие по стране.

Формирование знаний о природе и достопримечательностях нашей страны. Коррекция представлений о форме, размере и цвете.

Достопримечательность

Расширение кругозора, развитие воображения, развитие описательной стороны речи, развитие наглядно-образного мышления

64

Скоро лето.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности

Июнь, июль, август

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

65  - 68

Диагностическое обследование 4 часа

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Формы контроля.

  1. Текущий
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам.

2 класс (7.2)

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

- переключаться с одного действия на другое.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программное обеспечение и аппаратные средства информационных и коммуникативных технологий .

  • Microsoft Power Point.app, Microsoft Word.app.
  • Познавательная информация из интернета.
  • Компьютер. Принтер. Модем (доступ в интернет).

Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];                                                                                                                             2. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];                                                                                                                                              

4. http://videouroki.net[Сайт видеоуроков];                                                                                                                                                                                                                        

5. http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html - Интернет-ресурсы для учителей начальных классов

6. http://www.kinder.ru/ Интернет-каталог детских сайтов

http://www.planetashkol.ru/ Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей 

7  http://www.apus.ru/site.xp/ Все о животных всего мира

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер.

Учебно-методическое обеспечение

  • Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; - 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2018 – (Школа России)
  • Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова, В.Г. Бельтюкова. -3-е изд. – Москва: Просвещение, 2012 – (Школа России)
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. -3-е изд. – Москва: Просвещение, 2012 – (Школа России)
  • Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова -2-е изд. – Москва: Просвещение, 2012 – (Школа России)

Дополнительная  литература:

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.:        Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2

Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....

Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...