Рабочая программа "Школа безопасности"
рабочая программа (1 класс)
Курс «Школа безопасности» реализует социальное направление внеурочной деятельности.Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bezopasnosti_1_klass.docx | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВОХЕТТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от 28.08.2020 Председатель ___________ Е.В.Худякова
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ Е.В.Худякова | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2020 Председатель ________Э.В.Гуренкова ________________ Э.В.Гуренкова Приказ № ? от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 122 от 01.09.2020 Директор МОУ __________Э.В.Гуренкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
учебный предмет
2020/2021 учебный год
учебный год
1 класс (1 час в неделю; 33 часа в год)
класс, количество часов в неделю
Составитель
Аникина Раиса Хасанзяновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа развивающего курса «Школа безопасности» разработана на основе нормативных документов:
федеральный уровень
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
- Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства российской Федерации от 29.05.2015 №996-р);
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012г. №ПР-3410;
региональный уровень
- Письма департамента образования ЯНАО от 14.05.2012 №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Концепции научно-естественного образования ЯНАО (Приказ ДО ЯНАО от 25.01.2017 №102);
- Концепции научно-технического творчества (Приказ ДО ЯНАО от 05.03.2015);
- Заседания координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни (Протокол заседания координационного совета ЯНАО от 30.11.2016 №87);
муниципальный уровень
- Приказа ДО Надымского района от 30.05.2014 №510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС
институциональный уровень
- Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
- Положения об организации внеурочной деятельности МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено педагогическим советом №3 от 27.04.2017)
Курс «Школа безопасности» реализует социальное направление внеурочной деятельности.
Освоение обучающимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе: в первую очередь - это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения.
Программа «Школа безопасности» рассчитана для детей 7 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Цели программы:
- Формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
- Обучить методам обеспечения личной безопасности и оказанию помощи пострадавшим.
- Формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- приобретение обучающимися начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Занятия в «Школе безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Программа состоит из трёх разделов.
Первый раздел нацелен на обучение детей правильному поведению на улицах и дорогах «Правила дорожно - транспортной безопасности»: знакомство с историей и развитием ПДД, с обязанностями водителей, велосипедистов и пешеходов. c причинами ДТП и с дорожными знаками.
Второй раздел отведен пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности». В данном разделе ребята ознакомятся с историей возникновения пожарной службы, причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, с правилами безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании, со способами и средствами тушения пожара, с оказанием первой помощи при ожогах.
В третьем разделе «Правила безопасности в природе» ребята получат необходимую информацию о правилах безопасного поведения на воде, в лесу, при общении с дикими животными.
Средства диагностики: наблюдение; тесты.
Форма занятий: групповая.
В практике работы используются следующие формы: интеллектуальные и ролевые игры, беседы, экскурсии, праздники, конкурсы.
Раздел 2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми навыками безопасности и сохранности своего здоровья должен каждый ребёнок.
Личностные результаты:
- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД: знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать, делать выводы;
- задавать вопросы, уточняя непонятное.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимопомощь.
По окончанию изучения программы обучающиеся:
Научатся:
- Определять факторы, влияющие на здоровье;
- Различать факторы, негативно воздействующие на здоровье;
- Применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
- Определять какие бывают опасности и как их избежать.
- Получат возможность научиться:
- Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта
- Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
- Разговаривать с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности.
Раздел 3. Содержание программы внеурочной деятельности
Занятие 1. Из истории правил дорожного движения.
Цели и задачи кружка. Правила дорожного движения. История возникновения правил дорожного движения.
Занятие 2. Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт.
Правила поведения на улице. Основные опасные улицы нашего села. Транспорт.
Занятие 3. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Правила движения пешеходов.
Занятие 4. Дорога в школу. Где и как переходить дорогу.
Дорога от дома до школы. Правила перехода улицы. Знаки пешеходных переходов.
Занятие 5. Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Опасные ситуации на дороге. Причины опасных ситуаций.
Занятие 6. Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором.
Правила перехода улиц. Сигналы светофора для пешеходов.
Занятие 7. Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика.
Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Их значение.
Занятие 8. Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса.
Знакомство с дорожными знаками. Виды дорожных знаков. Запрещающие, предупреждающие, знаки особого предписание, знаки сервиса, их значение.
Занятие 9. Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?»
Основные причины дорожно – транспортных происшествий. Викторина о ПДД
Занятие 10. Про разметку на дороге. Перекрёсток.
Дорожная разметка. Правила движения на перекрёстке.
Занятие 11. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.
Места, разрешённые для игр. Опасности игр на проезжей части.
Занятие 12. Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста.
Правила для велосипедистов.
Занятие 13. Мы – пассажиры. Правила для пассажира.
Правила для пассажиров.
Занятие 14. КВН «Транспорт и правила поведения в нём».
Конкурс – викторина о видах транспорта, правилах поведения в транспорте.
Занятие 15. Правила Дорожного Движения. Обязанности пешеходов.
Правила для пешеходов. Обязанности пешеходов.
Занятие 16. Тест - викторина по ПДД.
Тестирование знаний детей по ПДД.
Занятие 17. Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.
Значение огня для человека. История правил пожарной безопасности.
Занятие 18. Спички детям – не игрушка.
Причины возникновения пожаров. Обращение со спичками.
Занятие 19. Как вести себя во время пожара в школе.
Причины возникновения пожара в здании. Эвакуация при пожаре в школе. Запасные выходы. Поведение детей при пожаре.
Занятие 20. Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире.
Пожар в квартире. Поведение детей при пожаре в квартире. Куда звонить при пожаре.
Занятие 21. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны.
Правила эвакуации из горящей квартиры.
Занятие 22. Правила поведения при запахе газа.
Причины утечки газа в квартире. Поведение детей при запахе газа.
Занятие 23. Как подружиться с электричеством
Правила обращения с электрическими приборами.
Занятие 24. Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице.
Поведение при пожаре в лесу. Правила разведения костров.
Занятие 25. Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов.
Причины возникновения лесных пожаров. Опасность поджигания сухой травы и листвы на улицах и вблизи домов.
Занятие 26. Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности»
Проверка знаний по правилам пожарной безопасности.
Занятие 27. Если солнечно и жарко.
Правила безопасного отдыха на солнце. Тепловой и солнечный удар. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
Занятие 28. Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз.
Опасность при некоторых погодных явлениях. Обстоятельства, при которых можно получить травмы и как их избежать.
Занятие 29. Правила поведения на воде. Купание в водоемах.
Безопасное поведение на воде. Выбор места для купания. Оказание помощи тонущему.
Занятие 30. Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время
Наиболее опасное время нахождения на замёрзшем водоёме. Поведение на льду. Оказание помощи человеку, провалившемуся по лёд.
Занятие 31. Меры предосторожности при обращении с дикими животными.
Знакомство с видами диких животных, опасных для человека. Правила поведения при встрече с ними, что можно делать и что нельзя. Периоды времени года, когда они проявляют повышенную агрессивность. Признаки опасных инфекционных заболеваний животных. Действия при укусе диким животным.
Занятие 32. Ядовитые растения и грибы.
Виды ядовитых растений и грибов. Меры помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами. Правила сбора грибов.
Занятие 33. Если заблудился в лесу. Как вести себя, если ты заблудился в лесу.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
№ | Количество часов | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примечание |
Правила дорожно- транспортной безопасности-16ч | |||||
1 | 1 | Цели и задачи кружка. Из истории правил дорожного движения | |||
2 | 1 | Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт. | |||
3 | 1 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | |||
4 | 1 | Дорога в школу. Где и как переходить дорогу. | |||
5 | 1 | Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. | |||
6 | 1 | Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. | |||
7 | 1 | Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. | |||
8 | 1 | Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. | |||
9 | 1 | Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?» | |||
10 | 1 | Про разметку на дороге. Перекрёсток. | |||
11 | 1 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | |||
12 | 1 | Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. | |||
13 | 1 | Мы – пассажиры. Правила для пассажира. | |||
14 | 1 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём» | |||
15 | 1 | Правила Дорожного Движения: Обязанности пешеходов. | |||
16 | 1 | Тест - викторина по ПДД. | |||
Правила пожарной безопасности-10ч. | |||||
17 | 1 | Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. | |||
18 | 1 | Спички детям – не игрушка. | |||
19 | 1 | Как вести себя во время пожара в школе. | |||
20 | 1 | Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. | |||
21 | 1 | Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. | |||
22 | 1 | Правила поведения при запахе газа. | |||
23 | 1 | Как подружиться с электричеством | |||
24 | 1 | Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. | |||
25 | 1 | Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. | |||
26 | 1 | Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности» | |||
Правила безопасности в природе-7ч. | |||||
27 | 1 | Если солнечно и жарко. | |||
28 | 1 | Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. | |||
29 | 1 | Правила поведения на воде. Купание в водоемах. | |||
30 | 1 | Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время | |||
31 | 1 | Меры предосторожности при обращении с дикими животными. | |||
32 | 1 | Ядовитые растения и грибы. | |||
33 | 1 | Если заблудился в лесу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".
Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, п...
Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...
Рабочая программа "Безопасность детей в сети интернет"
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффектив...
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей» (ПДД, пожарная безопасность, безопасное поведение при работе с интернетом).
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей»....
Рабочая программа "Безопасный Мир"
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программатуристско-краеведческой направленности«Безопасный мир»...