Рабочая программа "Безопасность детей в сети интернет"
рабочая программа (3 класс)
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_bezopasnost_v_seti_internet.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер
муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ №3 с.Инзер
__________ Маркелова Т.В.
Приказ №______
«____» __________ 20____ г.
Рабочая программа
«Безопасность детей в сети Интернет»
3 класс
Составлена учителем начальных классов
___________________ Гайсиной АИ.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
___________ Р.М.Муртазина
« __» ____________ 20____г
Расмотрено
Школьное методическое объединение
учителей начальных классов.
___________________Р.М.Муртазина
Протокол № _____
«____»________ 20___ г
2019 г
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Безопасность детей в сети Интернет» разработана на основании:
Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ №3 с.Инзер;
Требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.
На изучение программы внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю, в год-18 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения:
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
- Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
- Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
- Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
- Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
- Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
1.Планируемые результаты
Предметные:
1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
- Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
- Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Метапредметные:
- Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
- Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
- Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
- Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Формы проведения занятий:
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально
- групповая (3-5 человек). Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме:
- теоретические занятия: основы безопасного поведения при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет, изучение терминов, беседы, лекции;
- практические занятия: работа с мобильными устройствами; создание буклетов и мультимедийных презентаций.
Способы определения планируемых результатов - педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы; мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д.
Формами подведения итогов программы по внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» могут быть выставки буклетов, выполненных обучающимися; проведение квестов; выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презентациями на ученических мероприятиях; демонстрация созданных видеороликов и др.
2. Содержание программы
Тема № 1. - 10 ч
Информация, компьютер и Интернет.
- Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернетсредство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе – скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.
3. Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.
Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС,Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа 4. Создание электронной почты.
Тема № 2. - 8 ч.
Техника безопасности и экология
1.Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
2.Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами
условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами. Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:
-«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»
-«Правила поведения на улице с мобильными устройствами»
-«Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)
-Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека»
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Информация, компьютер и Интернет. | 10 | 6 | 4 |
2 | Техника безопасности и экология. | 8 | 5 | 3 |
Итого | 18 | 11 | 7 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Безопасность детей в сети Интернет»
3 класс
№ № |
Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примеча- ние | |
План. | Факт. | ||||
Тема № 1. Информация, компьютер и Интернет. | 10 | ||||
1 | Что такое компьютер? Устройство компьютера. | 1 | 02.04 | ||
2 | Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет. | 1 | 04.04 | ||
3 | Практическая работа № 1.Поиск информации в сети Интернет. | 1 | 09.04 | ||
4 | Мобильные устройства. | 1 | 11.04 | ||
5 | Практическая работа № 2.Работа с мобильными устройствами | 1 | 16.04 | ||
6 | Совместные игры в сети Интернет. | 1 | 18.04 | ||
7 | Практическая работа №3. Обмен данными при совместной работе- скайп. | 1 | 23.04 | ||
8 | Сохранение информации. | 1 | 25.04 | ||
9 | Что такое электронная почта. | 1 | 30.04 | ||
1 | Практическая работа № 4. Создание электронной почты. | 1 | 02.05 | ||
Тема № 2. Техника безопасности и экология | 8 | 07.05 | |||
Гигиена работы с компьютером. | 1 | 14.05 | |||
1 | Правила работы на компьютере и техника безопасности . | 1 | 16.05 | ||
1 | Польза и вред компьютерных игр. | 1 | 21.05 | ||
1 | Вред компьютера здоровью человека. | 1 | 23.05 | ||
1 | Улица и мобильные устройства. | 1 | 28.05 | ||
1 | Практическая работа №1. Использование мобильного приложения «Компас» | 1 | 30.05 | ||
1 | Практическая работа №2. Создание буклетов по темам: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях» «Правила поведения на улице с мобильными устройствами» «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) | 1 | 30.05 | ||
1 | Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека» | 1 |
Литература
1. "Березовый лес" или "лес березовый" /П. Лауфер//Юный эрудит. - 2014. - № 3. - С. 24-26
2. Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасность объекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство Полигон», 2000, 215 с.
3. Клепа и железный друг//Клепа. - 2014. - № 8. - С. 1-33.Электронная версия журнала: http://klepa.ru.
4. Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2015 - 156с.
5. Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Безопасность в сети Интернет. Родители и дети - вместе в Интернете"
Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет....
Внеклассное мероприятие «Что такое Интернет? Правила безопасного поведения в сети Интернет».
Цели занятия:1.Познакомить детей с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.2.Сформировать у учащихся понятие о принципах ...
Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»
Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Зарубина А.МЦели и задачи:актуализировать ...
Внеклассное мероприятие "Что такое Интернет. Безопасность в сети Интернет"
Познакомить детей с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.Сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного повед...
Родительское собрание: «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете»
Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет. Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формир...
рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...
Классный час "Интернет - друг или враг?" Использован материал сайта ЕДИНЫЙ УРОК ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 2019
Цель: знакомство детей с основными правилами безопасного использования сети Интернет....