Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа кружка предназначена для обучающихся 1,3 классов в малокомплектной сельской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка" | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление общего образования администрации Ртищевского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Компрессорная средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Согласовано: Руководитель МО: ___________ Е.Н. Рандина «___»_____________2019 г | Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №____от_____2020 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Компрессорная СОШ» Приказ № __ от «______»2020г ___________ В.А. Богомолова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебная кисточка»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 6-9 лет
Срок реализации: 34 часа (1 год)
Автор-составитель:
Комзалова Надежда Юрьевна,
учитель начальных клас
пос. Луч, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и личности гражданина России, планируемых результатов, основной образовательной программы начального
общего образования МОУ «Компрессорная СОШ», учебного плана школы на 2020-2021учебный год и рекомендованного МО и Н РФ УМК «Школа России».
Программа адресована для общеобразовательных школ с родным русским языком. Данная программа входит в образовательную программу «Искусство». Программа рассчитана на 1 год обучения. Срок реализации программы 2020 -2021 учебный год.
Цель программы внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка, раскрытие творческого потенциала художественно-изобразительными средствами.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию
и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Общая характеристика
Курс программы по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» предполагает:
- сотворчество учителя и ученика;
- диалогичность четкость поставленных задач и вариативность их решения;
-освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе. Данная программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно – практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные –
развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов,элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста обучающихся.
Этапы программы:
· ознакомительный;
· развивающий
· исследовательский
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Описание места предмета в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 ч., исходя из 1 часа в неделю. Продолжительность одного занятия: 1час.
В результате освоения курса «Волшебная кисточка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
· осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
· эмоционально «проживать» красоту художественных произведений,
выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к художественным произведениям, к
творчеству своих товарищей, своему творчеству;
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· овладение начальными навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне
рассказа, художественного изображения);
· понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать
художник своим произведением;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
· знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура). Конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
· способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
· освоение умений применять в художественно-творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними;
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
- Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
- Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Практическая часть представлена в учебно-тематическом планировании.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Методы и приёмы работы с детьми
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Выход программы. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет
учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Содержание разделов программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 10 |
2. | Рисование на темы | 10 |
3. | Декоративное рисование | 8 |
4. | Лепка, аппликация | 4 |
5. | Организация выставок, экскурсии | 2 |
Итого: | 36 |
Содержание тем программы.
№ занятия | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения. |
1 | Вводное занятие «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности. |
2,3 | . «Разноцветный луг». «Пейзаж с радугой». | Познакомимся с волшебными красками. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель |
4,5 | «Праздничный букет» | Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. Коллективная работа |
6 | «Волшебные листья» | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной, введение в технику печатания листьями ). Пробные упражнения. |
7 | «Капелька за капелькой» | Беседа. Знакомство с техникой «набрызг» Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. |
8,9 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. |
10 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель. |
11,12 | «Натюрморт». Аппликация | Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа. |
13 | Морозные узоры. | Знакомство с техникой «рисование воском» |
14 | «Новогодний сувенир» | Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация. |
15,16 | «Новогодняя елка». Смешанные техники | Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. |
17 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | Использование знакомых способов и техник рисования |
18-20 | Декоративное рисование. Роспись | Знакомство с декоративно- прикладным творчеством хохлома, гжель Акриловые краски, гуашь |
21,22 | Рисование птиц | Конструктивное рисование птиц. Акварель |
23 | Весенний букет | Конструктивное рисование цветов. Акварель, гуашь, цветные карандаши, маркер. |
24, 25 | Дек.рис. «Пасхальный сувенир» | Бумагопластика. Прорезная аппликация. |
26 | Портрет друга | Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. |
27 | «Моя семья» | Жанр портрета. Акварель. Гуашь |
28,29 | Рисование цветов | Гуашь .Знакомство с видами цветов, использование изученных техник рисования. |
30 | Рисование бабочек | Коллективная работа. Украшение интерьера школы. |
31,32 | «Моя картина» | Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. |
33,34 | «Я - художник» | Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» |
Календарно - тематическое планирование кружка
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт |
1. | Вводное занятие «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. | 1 часа | 7.09 | |
2.-3 | . «Разноцветный луг». «Пейзаж с радугой». | 2 часа | 14.09 21.09 | |
4-5 | «Праздничный букет» | 2 часа. | 28.09 5.10 | |
6 | «Волшебные листья» | 1 час. | 12.10 | |
7 | «Капелька за капелькой» | 1 час. | 19.10 | |
8-9 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | 2 часа. | 9.11 16.11 | |
10 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | 1 час | 23.11 | |
11-12 | «Натюрморт». | 2 часа | 30.11 7.12 | |
13 | .«Новогодняя елка». Смешанные техники | 1 час | 14.12 | |
14 | «Новогодний сувенир» | 1 час | 21.12 | |
15-16. | «Зимний пейзаж» Морозные узоры | 2 часа. | 11.01 18.01 | |
17 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | 1 час. | 25.01 | |
18-21 | Декоративное рисование. Роспись. | 3 час. | 1.02 8.02 | |
22-23 | Рисование птиц | 2 часа | 22.02 | |
24 | Весенний букет | 1 час | 1.03 | |
25-26 | Декоративное рисование . «Пасхальный сувенир» | 2часа. | 15.03 22.03 | |
27. | Портрет друга | 1 час | 5.04 | |
28. | «Моя семья» | 1час. | 12.04 | |
29-30. | Рисование цветов | 2 часа. | 19.04 | |
31. | Рисование бабочек | 1 час. | 26..04 | |
32-33. | «Моя картина» | 2 часа | 17..05 | |
34 | «Я - художник» | 2 часа | 24.05 | |
Итого: | 34часа |
Лист корректировки календарно – тематического планирования
Кружка «Волшебная кисточка»
Класс: 1,3
Учитель: Комзалова Н.Ю
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Веселая кисточка"
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Веселая кисточка» реализует художественно-эстетического направления во внеурочной деятельности в рамках ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...
Рабочая программа и КТП кружок "Волшебная кисточка"
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности...
Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина). Данная программа реализуется для учащихся 2 класса. Занятия проводят...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Волшебство кисточки и карандаша"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»
Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»на 2011-2012 учебный год (на 4 года обучения)...
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
Рабочая программа расчитана на обучающихся 1-4 классов....