Программа курса внеурочной деятельности Шахматы 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Программа внеурочной деятельности предмета «Шахматы» направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_shahmaty_1_klass.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП НОО МБОУ «СОШ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
ШАХМАТЫ
для 1 класса
Составитель: Чернышева М.В.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
2020- 2021 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Программа внеурочной деятельности предмета «Шахматы» направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
На изучение курса внеурочной деятельности предмета «Шахматы» в 1 классе - 1 час в неделю (33 часа в год).
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные результаты:
1.Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
2.Проговаривать последовательность действий.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
4.Учиться работать по предложенному педагогом плану.
5.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6.Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные результаты:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
5.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные результаты:
1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.
4.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
Содержание курса внеурочной деятельности
В основе построения содержания курса «Шахматы» (второго года обучения) включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
№ | Раздел/тема | Формы организации занятий | Виды деятельности |
Краткая история шахмат (1 час) Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. | Понимать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | |
Шахматная нотация (3 часа) Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур, находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).Обобщать, делать несложные выводы; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. | ||
Ценность шахматных фигур (4 часа) Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса Достижение материального перевеса. Способы защиты. Защита. | Правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. | ||
Техника матования одинокого короля (4 часа) Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур, находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Правила хода и взятия каждой фигурой; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | ||
Достижение мата без жертвы материала (4часа) Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. | ||
Шахматная комбинация (17 часов) Матовые комбинации. Тема отвлечения. Матовые комбинации. Тема завлечения. Матовые комбинации. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. Другие темы комбинаций и сочетание приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Сочетание тактических приемов. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). Обобщение знаний | Уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. |
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
Шахматы
1 класс
2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год - 33
Учитель Чернышева М.В.
№ урока | Тема урока | Запланировано | Проведено | ||
кол-во часов | дата | кол-во часов | дата | ||
Раздел (тема) Краткая история шахмат Количество часов на изучение раздела (темы) - 1 | |||||
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | 03.09 | 1 | |
Раздел (тема) Шахматная нотация Количество часов на изучение раздела (темы) 3 часа | |||||
2 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | 10.09 | 1 | |
3 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. | 1 | 17.09 | 1 | |
4 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | 1 | 24.09 | 1 | |
Раздел (тема) Ценность шахматных фигур Количество часов на изучение раздела (темы) - 4 | |||||
5 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | 01.10 | 1 | |
6 | Достижение материального перевеса | 1 | 08.10 | 1 | |
7 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 | 15.10 | 1 | |
8 | Защита. | 1 | 22.10 | 1 | |
Раздел (тема) Техника матования одинокого короля Количество часов на изучение раздела (темы)- 4 | |||||
9 | Две ладьи против короля. | 1 | 29.10 | 1 | |
10 | Ферзь и ладья против короля. | 1 | 12.11 | 1 | |
11 | Ферзь и король против короля. | 1 | 19.11 | 1 | |
12 | Ладья и король против короля. | 1 | 26.11 | 1 | |
Раздел (тема) Достижение мата без жертвы материала Количество часов на изучение раздела (темы) - 4 | |||||
13 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | 03.12 | 1 | |
14 | Цугцванг. | 1 | 10.12 | 1 | |
15 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | 17.12 | 1 | |
16 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | 24.12 | 1 | |
Раздел (тема) Шахматная комбинация Количество часов на изучение раздела (темы) - 17 | |||||
17 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | 14.01 | 1 | |
18 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | 21.01 | 1 | |
19 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | 28.01 | 1 | |
20 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | 04.02 | 1 | |
21 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 | 11.02 | 1 | |
22-23 | Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 2 | 18.02 04.03 | 2 | |
24-25 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 2 | 11.03 18.03 | 2 | |
26 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | 01.04 | 1 | |
27 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 | 08.04 | 1 | |
28 | Тема превращения пешки | 1 | 15.04 | 1 | |
29 | Тема перекрытия. Тема превращения пешки | 1 | 22.04 | 1 | |
30 | Сочетание тактических приемов | 1 | 29.04 | 1 | |
31 | Сочетание тактических приемов | 1 | 06.05 | 1 | |
32 | Патовые комбинации | 1 | 13.05 | 1 | |
33 | Комбинации на вечный шах | 1 | 20.05 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина и направлена на развивающие функции ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы
Рабочая программа кружка «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» 1 - 4 классы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы",1-4 классы...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...