Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ.
статья
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
(слайд №2)
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. (слайд №3)
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. (слайд №4)
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. (слайд №5)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_detskoy_initsiativy_i_samostoyatelnosti_cherez_organizatsiyu_predmetno.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ.
Воспитатель: Гаркалина Е.А.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
(слайд №2)
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. (слайд №3)
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. (слайд №4)
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. (слайд №5)
Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей:
1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.
2.Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности.
Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду, является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы.
Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. (слайд №6) У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам»)
Как показывает практика, инициативность детей проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве. Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.
Для творчества детей можно использовать все, что находится под рукой в группе и даже то, что можно найти на прогулке. Поэтому не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, кисточки, клей, карандаши…Большей упорядоченности свободной игры способствует разделение пространства в помещении группы на центры активности. Это побуждает детей заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, - без ненужных заминок и вмешательства со стороны. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать. Где и как работать с материалами. (слайд №7)
С этой целью центры деятельности мы в нашей группе постарались разместить в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т. д.)
Площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы - использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей.
Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.
Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.
Условия, созданные педагогами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают поролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. (слайд №8)
Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности.
(слайд №9)
Для девочек созданы условия для игр на детской кухне, с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки. Это уголок «Парикмахерская», где девочки сами делают себе красивые причёски. (слайд №10)
Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал, переживать определенное эмоциональное состояние.
Одними из ярких элементов развивающей среды нашей группы являются "Уголок природы" (слайд №11), «Патриотический уголок», «Уголок ПДД» (слайд №12) ,"Теремок сказок", созданные в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Особенность уголка «Теремок сказок» (слайд №13), состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними. В этом центре различные виды театров, множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности.
Благодаря усилиям всех участников образовательных отношений был организован «Уголок уединения», (слайд№14), который получился красивым, добрым и уютным.
«Книжный уголок» (слайд №15) в группе представлен книжной полкой и пуфиками. Такая мобильная мебель дает возможность стимулировать активность и самостоятельность ребенка. С целью активизации самостоятельной художественной деятельности, в центре «Наше творчество» (слайд №16) собрана подборка схем, макетов, трафаретов для рисования и лепки, ручного труда, которые находятся в доступном для детей месте. Используя такие "выручалочки", ребёнок сможет самостоятельно осуществлять свой замысел, проявлять инициативу.
Для сюжетно-ролевых игр в группу приобретены контейнеры, подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.(слайд №17)Важно отметить, что РППС группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию (среда не только развивающая ,но и развивающаяся) и предметный мир, окружающий ребенка, необходимо постоянно пополнять и обновлять. Вся работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями. Мы привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии. (слайд №18)
Какие принципы применять педагогу для успешной реализации детьми инициативы и самостоятельности?
- Понимание специфики обучения дошкольников. (Педагог знает, что любой опыт ребенка важен с образовательной точки зрения).
- Знание особенностей детского развития. (Педагог знает, что к обучению детей нужно готовить заблаговременно).
- Вера в возможности детей. (Педагог верит, что каждый ребенок может овладеть знаниями, необходимыми для дальнейших успехов).
- Уважение к ребенку. (Педагог уважает желание каждого ребенка выбирать, как, что, где, и когда ему учить).
- Желание и умение делиться своими знаниями с детьми. (Педагог знает, что он обладает информацией, способной сделать обучение детей более разносторонним и эффективным) (слайд №19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...
Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.Такой подход позволяет перевести ...
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, как одно из условий социального развития дошкольников
В помощь педагогам...
Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
quot;Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А,Сухомлинский.. В статье расс...
Презентация к статье "Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ."
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в разл...
lОрганизация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка.
Для того, чтобы закрепить знания детей о форме предметов, геометрических фигурах и цветах возникла идея создать комплекс «Геометрические счеты» для прогулочном участке детского...
Презентация "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС"
Создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности....