Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, как одно из условий социального развития дошкольников
консультация на тему

Дудник Наталья Сергеевна

В помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_v_organizatsii_predmetno.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, как одно из условий социального развития дошкольников.

Слайд 2

«Гендер» - по одним источникам – «род» (англ), по другим «представление, презентация»

«Гендер» - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.

Слайд 3

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей; повышение психологической компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросах гендера; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому признаку.

Слайд 4

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;

2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту;

3) стимулирование у педагогов желания заниматься решением данной проблемы и повышение их профессиональной компетентности в данном вопросе через изучение специализированной литературы;

4) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Однако современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

         В связи с этой проблемой мы стали уделять больше внимания этой теме, а именно организации предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода.

Ведь предметно - развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

В группах педагоги обозначили уголки для девочек ориентиром:

Слайд 5

«Модницы», «Хозяюшки», «Ателье»,

Слайд 6

для мальчиков: «Строители», «Гараж», «Защитники Отечества», «Пожарники».

Организовали сюжетно-ролевые игры: «Дочки - матери», «Строители», «Новоселье», «Мастерская», «Салон красоты»; дидактические игры «Найди правильно», «Про Олю и Колю», «Кто что носит», «Мы разные», «Наши прически», упражнения «Волшебная ромашка», «Это здорово!», «Аплодисменты», «Черты личности мальчика и девочки», «Кто я?», «Принц и принцесса»; театрализованную деятельность: сценка «Пойдём, погуляем», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»; чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен «Снежная Королева», чтение фольклора, загадки по тематике, В.В. Маяковский «Кем быть?», «Что такое хорошо, что такое плохо». С. Михалков «Важные дела», Н. Найделова «Мама», В. Осеев «Сыновья», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово», Ш. Перро «Спящая красавица», пословицы, поговорки о труде, героизме, доброте. Русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Иванушка и братец Иванушка»; продуктивную деятельность: конкурс рисунков «это Я», портреты «Мамочка моя», изготовление альбома «Моя семья»; НОД «Мамочка любимая», «Кто я», «О дружбе»; Беседы «Наши отношения» «Моя семья», «о профессиях мам и пап»; «Друг - тот с кем тебе хорошо и интересно», «Правила поведения», «Моя семья», «Кто я».

Слайд 7

Также не только в играх мы используем гендерную принадлежность, но и для маркировки полотенца, шкафчиков, кроваток используем картинки с гендерной направленностью. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Гендерный подход в организации развивающей среды в группах

Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний....

Развивающая предметно-пространственная среда, как одно из условий развития качества образования в рамках ФГОС. Обсуждение проблем и поиски их решения

   Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психическог...

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе...

Презентация к статье "Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ."

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в разл...

lОрганизация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка.

Для того, чтобы закрепить знания детей о форме предметов, геометрических фигурах и цветах возникла идея создать комплекс   «Геометрические счеты» для прогулочном участке детского...

Презентация "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС"

Создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности....


 

Комментарии

Рыбальченко Наталья Евгеньевна

Тема гендерного воспитания сейчас особенно актуальна. Гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Спасибо за нужную информацию. Очень важна она в наше время, к сожалению в мире размываются гендерные различия(в поведении). А ваша работа поможет педагогам и родителям правильно строить свои отношения с детьми Спасибо за советы и рекомендации, Наталья.