Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_pervye_proekty_4_klass.docx | 47.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» является образовательной программой внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления 4-го года обучения, разработанная на основе модифицированной комплексной образовательной программы внеурочной деятельности «Мои первые проекты», реализуемой в МОУ «Бессоновская СОШ» с 2011г.
Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» разработана на основе авторской программы Чечиной Е.С. «Мои первые проекты», Набережные Челны, 2011г и Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М., «Просвещение», 2011г.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа кружка «Мои первые проекты».
Цель четвертого года обучения:
Формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки устной презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Программа кружка состоит из двух разделов:
I. Основы проектной деятельности.
II. Работа над проектом.
В первом разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
Во втором разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами.
Требования к уровню подготовки учащихся четвертого года обучения
Учащиеся 4 года обучения должны:
знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
уметь:
- выбирать (принимать решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- -Выстраивать систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
- -Оценивать. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Ожидаемые результаты :
- Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
- Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
- Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Ожидаемый воспитательный результат
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | Основы проектной деятельности | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
2 | Работа над проектом | работа над проектом | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
консультация преподавателя | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
презентация готового продукта | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Основы проектной деятельности | 2 | 2 | - | |
1 | От проблемы к цели. | 1 | 1 | – |
2 | Основы риторики. Публичное выступление | 1 | 1 | - |
3 | Презентация продукта | |||
4 | Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный | |||
Работа над проектом | 30 | – | 30 | |
5 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Составление плана проекта | 1 | – | 1 |
6 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Поиск информации | 1 | - | 1 |
7 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Анализ собранного материала | 1 | - | 1 |
8 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». План действий каждого участника проекта | 1 | - | 1 |
9 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Выполнение проекта | 1 | - | 1 |
10 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Выполнение проекта | 1 | - | 1 |
11 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Обсуждение проекта | 1 | - | 1 |
12 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Обсуждение проекта | 1 | - | 1 |
13 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Представление проекта | 1 | - | 1 |
14 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Подведение итогов | 1 | - | 1 |
15 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Составление плана проекта | 1 | – | 1 |
16 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Поиск информации | 1 | - | 1 |
17 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Анализ собранного материала | 1 | - | 1 |
18 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». План действий каждого участника проекта | 1 | - | 1 |
19 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Выполнение проекта | 1 | - | 1 |
20 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Выполнение проекта. | 1 | - | 1 |
21 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Обсуждение проекта | 1 | - | 1 |
22 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Обсуждение проекта | 1 | - | 1 |
23 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Представление проекта. | 1 | - | 1 |
24 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Подведение итогов | 1 | - | 1 |
25 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Составление плана проекта | 1 | – | 1 |
26 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Поиск информации | 1 | - | 1 |
27 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Анализ собранного материала | 1 | - | 1 |
28 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». План действий каждого участника проекта | 1 | - | 1 |
29 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Выполнение проекта | 1 | - | 1 |
30 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Выполнение проекта | 1 | - | 1 |
31 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Обсуждение проекта | 1 | - | 1 |
32 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Обсуждение проекта | 1 | - | 1 |
33 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Представление проекта | 1 | - | 1 |
34 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Подведение итогов | 1 | - | 1 |
Итого | Итого | 34 | 4 | 30 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата проведения | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||
план | факт | ||||||
Основы проектной деятельности | 1 | ||||||
1 | Введение в программу. Набор детей в объединение. От проблемы к цели Входной контроль. Тест №1 | 1 | Беседа, мини-игры | - | |||
2 | Основы риторики. Публичное выступление | 1 | Беседы-рассуждения, мини-игры | - | |||
3 | Презентация проекта | 1 | Расскажи, где можно найти информацию | - | |||
4 | Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный | 1 | Как обработать и сохранить информацию | - | |||
Работа над проектом | 30 | ||||||
5 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Составление плана проекта | 1 | - | Постановка проблемы и ее реализация | |||
6 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Поиск информации | 1 | - | Поиск информации из различных источников: учебники, энциклопедии, ресурсы интернет, познавательной литературы | |||
7 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Анализ собранного материала | 1 | - | Отбор и анализ собранного материала | |||
8 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». План действий каждого участника проекта | 1 | - | Разработка плана дальнейшей работы над проектом каждого участника | |||
9 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Выполнение проекта | 1 | - | Создание проекта по теме в выбранной программе | |||
10 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Выполнение проекта | 1 | - | Продолжение работы над проектом. Его оформление и наполнение | |||
11 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Обсуждение проекта | 1 | - | Подробный анализ работы | |||
12 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Обсуждение проекта | 1 | - | Подробный анализ работы. Исправление погрешностей | |||
13 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Представление проекта | 1 | - | Выступление перед классом | |||
14 | Работа над проектом по теме «Бюджет семьи». Подведение итогов | 1 | - | Подведение итогов в целом по классу | |||
15 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Составление плана проекта | 1 | - | Постановка проблемы и ее реализация | |||
16 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Поиск информации | 1 | - | Поиск информации из различных источников: учебники, энциклопедии, ресурсы интернет, познавательной литературы | |||
17 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Анализ собранного материала | 1 | - | Отбор и анализ собранного материала | |||
18 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». План действий каждого участника проекта | 1 | - | Разработка плана дальнейшей работы над проектом каждого участника | |||
19 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Выполнение проекта | 1 | - | Создание проекта по теме в выбранной программе | |||
20 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Выполнение проекта | 1 | - | Продолжение работы над проектом. Его оформление и наполнение | |||
21 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Обсуждение проекта | 1 | - | Подробный анализ работы | |||
22 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Обсуждение проекта | 1 | - | Подробный анализ работы. Исправление погрешностей | |||
23 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Представление проект | 1 | - | Выступление перед классом | |||
24 | Работа над проектом по теме «Благоустройство школы». Подведение итогов | 1 | - | Подведение итогов в целом по классу | |||
25 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Составление плана проекта | 1 | - | Постановка проблемы и ее реализация | |||
26 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Поиск информации | 1 | - | Поиск информации из различных источников: учебники, энциклопедии, ресурсы интернет, познавательной литературы. | |||
27 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Анализ собранного материала | 1 | - | Отбор и анализ собранного материала. | |||
28 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». План действий каждого участника проекта | 1 | - | Разработка плана дальнейшей работы над проектом каждого участника. | |||
29 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Выполнение проекта | 1 | - | Создание проекта по теме в выбранной программе. | |||
30 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Выполнение проекта | 1 | - | Продолжение работы над проектом. Его оформление и наполнение. | |||
31 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Обсуждение проекта. | 1 | - | Подробный анализ работы. | |||
32 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Обсуждение проекта | 1 | - | Подробный анализ работы. Исправление погрешностей. | |||
33 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Представление проекта. | 1 | - | Выступление перед классом | |||
34 | Работа над проектом по теме «Города - герой Великой Отечественной войны». Итоговый контроль. Тест №2 | 1 | - | Подведение итогов в целом по классу | |||
Итого | 34 | 4 | 30 |
Содержание программы
Раздел I. Основы проектной деятельности
Введение в программу. Набор детей в объединение. Входной контроль.
Что такое команда? Как работать в команде? От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный.
Раздел II. Работа над проектом:
- «Бюджет семьи»
Проект направлен на решение проблемы высокого уровня простудных заболеваний среди учащихся. В рамках работы над проектом проводятся следующие мероприятия: исследование проблемы высокого уровня простудных заболеваний среди учащихся; определение предварительных знаний учащихся с помощью метода «Знаю-Интересуюсь-Умею»; совместное составление плана проекта. При исследовании проблемы ученики отвечают на проблемный вопрос «Как снизить уровень расходов в семье?» с помощью учебных вопросов: «Каковы причины незапланированных трат семейного бюджета?», «Каковы следствия непреднамеренных растрат?» На фоне «дерева целей» ученики дают ответ на проблемный вопрос «Что составляет основу семейного бюджета?» Ученики приходят к выводу, что необходимо создать некий план, который поможет следить за расходованием семейного бюджета. На уроках Информатики и ИКТ (в рамках Технологии) ученики работают над созданием коллективного продукта (печатной публикацией – плана бюджета семьи). Поможет ли составленная программа снизить уровень незапланированных затрат, ученики узнают в ходе эксперимента. Завершается проект презентацией и оценкой готового продукта.
- «Благоустройство школы»
Информационный проект призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция). Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.
- «Города - герой Великой Отечественной войны»
Данный проект направлен на изучение городов – героев ВОВ каждым обучающемся класса, на развитие творческих инициатив детей и их родителей, создание условий на совместную деятельность, формирование культуры общения в семье. Его целью является знакомство с историей России, создания и сохранения истории государства, привитие навыков сотрудничества с другими людьми; активизирование навыков эмоционального общения с членами семьи; привитие первоначальных умений собирания информации, осмысление её и использование для выполнения проекта. Самостоятельные исследования детей помогут им научиться искать информацию по данному вопросу в различных источниках. В рамках проекта планируется формировать ответственность, коммуникативные умения, способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, развитие мышления, умения работать с информацией и медиасредствами, способность продуктивно работать в коллективе, умения ставить и решать проблемы способность действовать в интересах сообщества. Итоговый контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"
Научно-исследовательское направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...