Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ. Опыт нашей школы.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Материал знакомит с опытом и организацией работы по внеурочной деятельности в гончарной мастерской для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глинотерапия как метод работы. | 996.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 691
Глинотерапия для детей
с умеренными
интеллектуальными
нарушениями
Санкт-Петербург
2020 год
Мягкую, вязкую глину возьмем,
Шлепнем - пошлепнем,
Чтоб стала послушной...
Лепим - прилепим, месим и мнем,
Вот показались гномика ушки.
Вот – его носик, а вот - его рот.
Вот – его бровки, а вот – его глазки.
Глина от пальцев силу берет,
Чтоб рассказать нам веселую сказку.
Глина, конечно, из грязи взялась,
Но, обжигаясь в печи, как посуда,
Дождик забыла, слякоть и грязь,
И превратилась в фигурное чудо!
А.Пастернак.
Глинотерапия
и немного истории
История глины берет начало с легенды о сотворении человека. Бог вылепил его именно из глины, а затем вдохнул в него жизнь.
Глина – материал послушный, пластичный – использовалась практически во всех сферах и областях жизни : тонкие глиняные пластины как первая бумага, посуда, глиняная краска, пластырь из желтой глины. Глина шла в ход и при ворожбе, лечении лихорадки, при избавлении от сглаза.
Но глина не только лечит тело и дополняет быт, но и очищает человека нравственно и духовно. Очищение это ощущается как раз в моменты творческой работы, при контакте с материалом. Благодаря гибкости, пластичности, мягкости глина помогает справиться со многими психологическими проблемами, особенно, если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями.
Работа с глиной восстанавливает балланс и гармонию психологического состояния. Если ребенок чрезмерно активен, то во время работы с глиной он становится более внимательным и усидчивым. Стеснительный или замкнутый сможет раскрепоститься и раскрыть свои эмоции.
Влияние глинотерапии на развитие детей с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Прежде всего, лепка из глины полезна тем, что она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление.
При работе с детьми с умеренными интеллектуальными нарушениями глина способствует концентрации внимания, дает возможность самовыразить, проявить себя. Ребенок учится усидчивости, находясь при этом в комфортном эмоциональном состоянии.
Глина позволяет ребенку ощутить контроль над ситуацией.
Особенно актуальна глинотерапия при работе с детьми, которые не могут выразить себя с помощью речи. Здесь как раз используется визуальный и пластический язык.
По мнению В.М. Бехтерева, движение рук тесно связано с речью и способствует ее развитию.
Во время лепки возможна коррекция коммуникативных особенностей детей, обучение их общению во время работы.
Опыт нашей школы
Опыт нашей школы заключается в проведении занятий в маленьких группах до 4-х человек. Каждый ребенок имеет возможность использовать гончарный круг, либо заниматься творчеством без его использования.
Работа с глиной – процесс не самый чистый, поэтому каждый ребенок надевает фартук и нарукавники, а стол застилается клеенкой.
Возможно, не всегда ребенок уверен в том, что именно он хочет вылепить, в этом случае ему просто предлагается взять глину в руки и, неторопясь начать разминать ее. Зачастую глина сама подскажет форму и выявит внутреннее состояние ребенка.
Вместе с детьми мы изучаем глину. Какая она на ощупь, на что похожа.
Детям демонстрируются приемы работы с глиной, предлагаются варианты фигурок, но ребенок имеет возможность выбрать предложенный вариант или проявить свою фантазию.
Для детей очень важно то, что при лепке нельзя, просто невозможно сделать ошибку!
Эта работа – хороший способ стимулировать выражение чувств с помощью речи, дети с удовольствием показывают друг другу свои работы и стремятся рассказать о них.
Есть ситуации, когда замкнутый ребенок заходит и не сразу соглашается принять участие в процессе, но стоит ему прикоснуться к глине, как ребенок раскрывается, расслабляется и погружается в творчество. Именно такие дети не хотят уходить по окончанию занятия и изъявляют желание продолжить.
Фотоальбом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год
Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА
Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...
Занятие по внеурочной деятельности "Мир праздника" по теме "День наших бабушек и мам" Волк и семеро козлят"
Цель занятия: формирование духовно-нравственных и эстетических чувств через семью; воспитание уважения и любви к женщинам, мамам, бабушкам и сестрам; Задачи:образовательна...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...