Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dobrykh_volshebnikov.docx | 56.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа добрых волшебников»
Программа внеурочной деятельности для учащихся и родителей начальной школы.
В Школу волшебников, друзья,
Попасть совсем несложно.
Совсем недалеко она,
По счастью, расположена!
И только тот, кто в волшебство
Не верит, к сожалению,
Увы, никак не попадет
В её расположение!
Пояснительная записка
Данная программа разработана для реализации в условиях ФГОС II поколения. Программа внеурочной деятельности «Школа добрых волшебников» комплексная образовательная программа по типу, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, организует деятельность по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Программа представляет целостную систему и реализуется в течение всего периода начальной школы (1 – 4 классы).
Проектная технология неслучайно выбрана системообразующей в планировании внеурочной работы. Современное личностно - ориентированное образование нацелено на компетентностное развитие обучающихся, максимальное раскрытие их индивидуально-творческого потенциала, высокую готовность к успешной социализации в обществе. Дети, как и во все времена, являются главным достоянием и предметом пристального внимания государства.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,когда он живет в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Мир детства — таинственный и чудесный. Мир детства — это мир радости, улыбок, смеха; это время, когда все получается, неудачи быстро забываются, когда праздник — каждый день, и радость — каждый миг. Детство — время первых открытий, первых свершений. Дети многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Успешно приобрести этот опыт они могут только в конкретной, интересной, значимой для них деятельности. Но значимой для детей такая деятельность становится только тогда, когда она поддерживается взрослыми, а точнее родителями. Именно клубная деятельность как нельзя лучше соответствует данным требованиям.
Актуальность программы заключается в возможности превратить внеурочную деятельность в полноценное, результативное воспитывающее пространство. Используя клубную деятельность, удалось организовать воспитательный процесс как внеурочную деятельность, направленную на результативное формирование совокупности коммуникативной, социальной, гражданской, когнитивной и этической компетенций. Комплексное развитие ключевых компетенций вселяет уверенность в успешной социализации юных граждан новой России.
Неоспоримым достоинством программы является то, что совместная деятельность детей и взрослых в рамка семейного клуба позволяет вывести воспитательный процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, реализация внеурочной деятельности через проектную технологию как одного из направлений реализации данной программы способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.
Данная программа возникла как результат работы по созданию системы воспитательной работы с классом. Эффективность системы воспитательной работы побудила к созданию программы внеурочной деятельности. Теоретической базой создания программы послужили методика организации КТД И.П. Иванова, идеи программы обучения младших школьников по взаимодействию и сотрудничеству О.И. Крушельницкой, подходы к организации проектов экологического содержания и осуществления самодиагностики успешности детьми И.В. Цветкова. В условиях нового базисного учебного плана блоки - модули реализации программы были определены в соответствии основными направлениями внеурочной деятельности ФГОС: спортивно-оздоровительным, художественно- эстетическим, научно-познавательным, военно-патриотическим, общественно полезной и проектной деятельностью, а также с учетом психофизиологических особенностей детей. Важными факторами успешности программы явились тесное сотрудничество с родителями и социальными партнерами школы (детским садом, клубом «Орленок»,библиотекой), использование ресурсов городского краеведческого музея.
Цель программы
Развитие мотивации ребенка к реализации собственного личностного и творческого потенциала через включение в проектную и клубную деятельность.
Задачи:
- раскрытие индивидуальных способностей и интересов;
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений, выполнения творческих задач;
- формирование нравственных, социальных норм, навыков диалогового общения и социального взаимодействия;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с искусством, объектами природной и социальной среды;
- воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, великодушия, трудолюбия, целеустремлённости, настойчивости, терпения;
- обучения практическим навыкам по преобразованию окружающей среды, социума.
Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность детей и родителей в рамках семейного клуба «Волшебники», в том числе и проектной деятельности различной направленности и типологии с включением экскурсий, игр, интеллектуальные и спортивные состязания, выставки, презентации достижений, посильное участия детей в добровольных благотворительных, социально-значимых практиках по улучшению, преобразованию родного города.
Работая по данной программе, удастся создать благоприятный стиль взаимоотношений между учителем, детьми и родителями. Большую роль в сплочении коллектива объединения сыграло становление традиций класса: проведение «Дня рождения класса» и итогового проекта по окончанию учебного года- «Лукошко добрых дел».
С помощью психодиагностики, педагогических наблюдений определена положительная динамика личностного развития каждого воспитанника. Программа нацелена на комплексное развитие компетенций учащихся. Поэтому главными результатами являются прежде всего формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Через проектную деятельность удастся раскрыть познавательный, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, физический и эстетический потенциал учащихся. Результативность программы подтверждается расширением круга знаний и умений ребенка, повышением уровня его интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности, стабильными положительными психофизиологическими показателями. К 4-ому году реализации программы, «волшебники должен повыситься уровень учебной мотивации и уровень воспитанности.
Новизна программы заключается в осуществлении внеурочной работы через систему клубной деятельности, проектной деятельности, в модульной и сюжетно-игровой реализации программы, в попытке интегрировать внеклассную и внеурочную деятельность. Программа позволяет индивидуализировать образовательный процесс, учитывая особенности и интересы детей и стратегию развития образовательного учреждения.
Календарное планирование связано со значимыми для учащихся и социума знаменательными событиями. Программа не исключает возможности корректировки в зависимости от меняющихся условий реализации.
Данная программа может быть реализована в школе I ступени как с целым классом, так и с группой ребят, а также стать основой для планирования внеурочной деятельности в 5-6 классах основной школы.
Содержание программы
Программа рассчитана на 4 года обучения(1 – 4 класс). Для организации внеурочной деятельности с классом используется идея создания семейного клуба «Волшебники».
Программа включает в себя 8 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации.
1 класс (1-ый уровень)- «Учимся видеть прекрасное!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.
2 класс (2-ой уровень)- «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.
3 класс (3-ий уровень)- «Мы учимся волшебству!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.
4 класс (4-ый уровень)- «Мы умеем творить добро!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы.
В сентябре перед первоклассниками предстает чудо-дерево, на котором есть 8 указателей - блоков-модулей «Школы добрых волшебников»:
- «Город Мастеров» -художественно-эстетическое направление с акцентами на трудовое воспитание,
- «Остров Доброделов» - направление общественно-полезной деятельности с акцентом на духовно-нравственное, военно-патриотическое, художественное воспитание,
- «Королевство Наук»- научно-познавательное направление,
- «Горы «Познай Себя»- личностное, саморегулятивное направление (особое направление по изучению и коррекции ребенком собственного поведения),
- «Лес Чудес», открывающий тайны Вселенной – научно-познавательное направление с акцентом на эколого- краеведческое воспитание,
- «Долина Радости», хранящая традиции празднования государственных, народных праздников, традиций школы и класса - военно-«патриотическое, художественно-эстетическое направления,
- «Море Здоровья»- спортивно-оздоровительное направление.
- «Дом совместных дел» - совместная деятельность детей и родителей.
Условия реализация программы
В начале учебного года первоклассникам вручаются пригласительные билеты в сказочную «Школу добрых волшебников».
Главным условием успешности программы является принцип сотрудничества, сотворчества, тесного взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей через совместное планирование, создание банка интересных дел по осуществлению проектной деятельности.
Система родительских собраниях предполагает консультации по развитию у учащихся умений (анализа, синтеза, рефлексии, выработке внутреннего плана действий), необходимых для поэтапного выполнения проектов, мастер- классы по планированию и выполнению различных по типологии проектов.
В соответствии с программой развития школы и учетом интересов детей и родителей возможна корректировка учебно- методического раздела программы.
Предполагаемые результаты и способы их фиксации
I уровень результатов (1 класс). Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Создание благоприятного климата в детском коллективе, формирование у детей желания сотрудничать.
Формирование основ гражданственности личности.
Формирование учебных мотивов и познавательных интересов
Развитие умения предлагать идеи и проектировать.
Приобретение детьми первоначального опыта творческой проектной деятельности.
Создание потребности к участию в социально-преобразующей деятельности.
II уровень результатов (2, 3 класс). Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Приобретение эмоционально-чувственного опыта при общении с коллективом, с окружающим социумом.
Развитие творческой, познавательной активности.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Развитие у детей проектных умений (формулировка темы, задач, составление внутреннего плана действий, самооценки и рефлексии проделанной работы).
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Формирование системного мышления (восприятие мира во всем многообразии связей).
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Формирование стойкой потребности в общественно-полезной проектной деятельности.
III уровень результатов (4 класс). Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Развитие эмпатии, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Формирование чувства сопричастности Родине, народу, родной истории традициям.
Обогащение опытом предметно-преобразующей, социально значимой деятельности, развитие ориентации в мире профессий.
Развитие творческой инициативы, индивидуального подхода в проектной деятельности.
Развитие нестандартного, творческого мышления, самостоятельности и оригинальности в воплощении проектов.
Развитие коммуникативной активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий.
Анализ выполнения программы проводится в соответствии с критериями результативности внеурочной деятельности за каждый из 4-х лет обучения с использованием методик психодиагностики младших школьников («Тест на выявление самооценки младшего школьника», П. Кучегаш ,«Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьника», М. Ступницкая, ), мониторинга физического и психоэмоционального здоровья обучающихся («Паспорт нездоровья» В.С. Безруковой); мониторинга воспитательных результатов по формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Содержание программы первого года обучения
Сроки реализац. | Название блока. Тема. | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся, родителей | Форма работы | Цель |
Сентябрь, 1-я нед. | Лес Чудес «Разведка осенних примет» | Эколого- краеведческое. | За время экскурсии в парке сообща находят как можно больше фактов, подтверждающих приход осени. Сочиняют красивые предложения, стихи об осени. | Совместная экскурсия. | Развивать наблюдательность,эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного |
Сентябрь, 1-я нед. | Королевство Наук Встреча с инспектором ГИБДД Даниловым | Научно-познавательное, Личностное, саморегулятивное | Беседа инспектора ГИБДД по ПДД | беседа | Воспитание ответственности за свою жизнь, здоровье |
Сентябрь 2 нед | Море здоровья ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ | СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ | Организация спортивных команд детей и родителей | Игровая программа | Воспитание дружбы,взаимовыручки. |
Сентябрь, 3-я нед. | Горы «Познай себя» «Кто я? Какой я?» | Личностное, саморегулятивное | Придумывают и оформляют страницы для портфолио- рассказ о себе. | Индивидуальный, творческий, краткосрочный проект | Формирование положительной «Я- концепции», мотивирование на творчество |
Октябрь, 1-3 неделя | Долина Радости День рождения класса | Коммуникативное | Создают в группах «подарки» для своего класса: «Рамка для портрета класса», «Уголок класса», «Летопись класса» (оформляют фотоальбом с первыми фотографиями». Растение в украшенном своими руками горшке и др. | Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, долгосрочный проект. | Укрепление дружбы, коллективизма через создание традиций класса |
Октябрь 4 неделя | Дом совместных дел «Осенины | Коммуникативное | Выставка «Дары осени»,конкурс стихов об осени, семейный праздник «Осенины» | Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, краткосрочный проект | |
Октябрь- май | Остров Доброделов «Росточек» | Эколого-трудовое. | Выращивают цветок для школьной комнаты, ухаживают и наблюдают за ним. | Создание комфортной, уютной среды в классе, знакомство с работой цветовода. | |
Ноябрь, 2-я нед. | Лес Чудес Ярмарка кормушек. | Эколого-трудовое | Делают вместе с родителями кормушки и оформляют их. | Индивидуальный, средней продолжительности проект | Развитие экологического сознания |
Ноябрь, 3-4-я нед. | Королевство Наук «В гостях у царицы Математики» | Научно-познавательное | Изготовливают «математические картины» (с помощью цифр), рассказов и стихов, моделей геометрических фигур. | Индивидуальный, творческий, средней срочности | Воспитание интереса к предмету, развитие творчества. |
Ноябрь, 3-4-я | Дом совместных дел «Какое красивое слово – мама!» | Коммуникативное | Конкурс сочинений о маме, конкурс рисунков о маме, конкурс стихов о маме,, круглый стол для детей и родителей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», семейный праздник «Чай для мамы» | КТД | Воспитание чувства уважении я и любви к матери, учить работать в совместных разновозрастных группах. |
Декабрь, 1-я нед. | Город Мастеров «Загадки морозных узоров» | Художественно-эстетическое | Выполняют в различной технике (графика, лепка из пластилина, ниткопись, акварель, процарапывание и т.д.) эскиз окна с морозными узорами. | Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный проект | Развитие художественных способностей, эстетического вкуса. |
Декабрь, 3-я-4-я нед. | Остров Доброделов «Поделки из безделок» | Художественно-эстетическое | Изготовливают «авторские» новогодние игрушки для школы из различных материалов: лампочек, коробок, фантиков и др. | Индивидуальный, парный, прикладной, средней срочности проект | Воспитание художественного вкуса, бережливого отношения к материалам. |
Январь, 3-4 нед. | Горы «Познай себя» «Именная книга класса». | Познавательное | Учащиеся собирают материалы о своём имени (толкование, происхождение, известные люди, прославившие имя, и др.), оформляют и собирают странички в книгу. | Индивидуальный, групповой, познавательный проект | Создавать положительную мотивацию к познанию. |
Февраль, 2-3-я нед. | Море Здоровья Веселая эстафета. | Спортивно- оздоровительное | Разработка и проведение шуточных конкурсов, изготовление необходимой атрибутики. | Спортивные соревнования среди детей и взрослых | Формирование интереса к занятиям спортом, здоровому образу жизни |
Март, 1-2-я нед. | Королевство Наук «Говорящие буквы» («Прощай, азбука!» | Познавательное, творческое | Сочиняют стихи, сказки о буквах, изготавливают аппликации, коллажи, поделки с изображением букв. | Индивидуальный, творческий, коллективный парный | Воспитание любви к родной речи, к творчеству. |
Февр. Март, 1 нед | Дом совместных дел «Праздник для все» | Коммуникативное | Конкурс стихов о защитниках Отечества, игра «Мы – будущие защитники Родины»,КВН «Девчонки-мальчишки».Семейный праздник «8 марта». | Семейный праздник | |
Февр. Март, 1 нед | Остров Доброделов Весенняя мастерская «Цветы для мамы». | Художественно-эстетическое | Изготовливают «авторские» букеты для мам из различных материалов. | Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный проект | |
Апрель, 2-я нед | Море здоровья «Волшебники-спортсмены» взрослые и не очень | Спортивно-оздоровительное | Семейный спортивный праздник с представлением визитки семьи. | Укрепление сотрудничества с семьями, привитие интереса к ЗОЖ | |
Май, 1-я нед. | Остров Доброделов «Майский букет» | Патриотическое, экологическое | Изготовление букетов к 9 мая, поздравление ветеранов ВОв | Индивидуальный, краткосрочный. | Воспитание уважения к защитникам Родины |
Май, 4-я нед. | Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. | |||
Май, 4-я нед. | Поход |
Содержание второго года обучения.
Сроки реализац. | Название блока. Тема проекта | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся | Тип проекта | Цель |
Сентябрь, 1-2-я нед. | Море Здоровья «Азбука пешехода» | Познавательное, профилактика ДДТТ | Выпуск альбома с рисунками, частушками, стихами, памятками о ПДД. | Коллективный, среднесрочный | Развитие познавательного интереса к изучению правил поведения на улицах и дорогах, дорожных знаков. |
Сентябрь, 3-я нед. ед нед. | Горы «Познай Себя» «Секреты общения» | Личностно-смысловое, саморегулятивное | Изготовление книжек «Мои секреты общения». | Индивидуальный или групповой, средней срочности | Актуализация знаний учащихся о себе, обучение успешному взаимодействию со сверстниками. |
Сентябрь, 4-я нед. | Город Мастеров «Осень славим» | Художественно- эстетическое, творческое | Изготовление поделок, создание творческих работ | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся. |
Октябрь, 1-я нед. | Долина Радости День Рождения класса | Коммуникативное | Создание в группах «подарков» для своего класса. | Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, среднесрочный | Укрепление дружбы, чувства товарищества через создание традиций класса. |
Октябрь- апрель | Остров доброделов «Крылья, лапы и хвосты» | Нравственное, экологическое, профориентационное | Экскурсия на птицефабрику, свиноферму. Ознакомление с профессиями людей, посвятивших свой труд животным. Операция «Ищу друга». | Коллективный, профориентационный, долгосрочный | Приобщение к миру профессий, воспитание доброго отношения к животным. |
Октябрь, 3-я нед. | Королевство Наук «Путешествие в мир техники» | Познавательное, профориентационное | Знакомство с различными видами современной техники. Изготовление аппликации «Автомобиль будущего» | Групповой, краткосрочный | Обогащение жизненного опыта детей, развитие фантазии. |
Ноябрь, 2-я нед. | Море Здоровья «Дорога к доброму здоровью» | Спортивно- оздоровительное | Изготовление плаката- маршрута «Друзья здоровья» | Коллективный, краткосрочный | Приобщение к здоровому образу жизни. |
Ноябрь, 2-4 нед. | Лес Чудес «Почемучкина поляна» | Познавательное, экологическое | За несколько недель школьники помещают в «ящик вопросов» интересующие их вопросы о жизни лесных животных и растений. Затем вместе с учителем и родителями готовят ответы. | Индивидуальный (групповой), долгосрочный | Воспитание познавательного интереса, любви к родной природе. |
Декабрь, 1-3-я нед. | Долина Радости «Новогодняя карусель» | Художественно- эстетическое | Проведение ярмарки новогодних украшений для дома и школы. | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание эстетики, развитие художественных способностей. |
Декабрь- январь | Море Здоровья «Волшебные каникулы» | Спортивно- оздоровительное | Семейные состязания по зимним видам спорта. | Коллективный, краткосрочный | Развитие товарищества, укрепление связей с семьями. |
Январь, 3-4-я нед. | Королевство Наук «Игралки- смекалки» | Учебно- познавательное | Составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, задач «на смекалку». | Коллективный, средней срочности | Развитие познавательной компетентности, креативности. |
Февраль, 1-я нед. | Горы «Познай Себя» «Тренируем память» | Саморегулятивное | Создание вместе с родителями на практикуме опор, таблиц по мнемотехнике. | Индивидуальный, краткосрочный | Развитие процессов мышления. |
Февраль, 2-я нед. | Остров доброделов «Я и Этикет» | Познавательное, эстетическое, этическое | Знакомство с хорошими манерами. Разыгрывание ситуаций. | Групповой, краткосрочный | Обучение овладению правилами культурного поведения. |
Февраль, 3-я нед. | Долина Радости «Мистер волшебник» | Интеллектуальное, нравственное, гражданское | Создание и защита мальчиками в процессе интеллектуально- игровой программы образа «идеального волшебника». | Индивидуальный, краткосрочный | Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя. |
Март, 1-я нед. | Долина Радости «Мисс волшебница» | Интеллектуальное, нравственное, гражданское | Создание и защита девочками в процессе интеллектуально- игровой программы образа «идеальной волшебницы». | Индивидуальный, краткосрочный | Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя. |
Март, 2-я нед. | Лес Чудес «Экотеатр для малышей» | Экологическое | Выступление со сценками на экологическую тему для малышей ДОУ № 21. | Групповой, средней срочности | Воспитание экологической культуры. |
Март, 3-я нед. | Королевство Наук «Словарик добрых слов» | Духовно- нравственное | Издание «Словаря добрых глаголов» . | Коллективный, краткосрочный | Обогащение речи, привитие потребности творить добро. |
Апрель, 1-я нед. | Остров доброделов «Подари улыбку» | Творческое | Распространение изготовленных листовок с шутками, розыгрышами, оригинальными пожеланиями. | Индивидуальный. краткосрочный | Привитие потребности творить добро, развитие творчества. |
Апрель, 2 -3-я нед. | Город Мастеров «Ремесла Владимирской области» | Краеведческое | Экскурсии в школьный, районный краеведческий музеи. Выполнение рисунка о ремесле. | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание уважения к традициям и культуре родного края |
Апрель, 4-я нед. | Королевство Наук «Тайна 1-ого животного (растения)» | Экологическое | Оформление книжек- малышек с интересными фактами из жизни животного (растения). | Групповой, средней срочности | Развитие познавательного интереса, любви к природе |
Май, 1-я нед. | Долина Радости «Победоносная весна» | Гражданское | Изготовление поздравительной открытки для ветеранов. | Индивидуальный, краткосрочный | Воспитание уважения к солдатам Великой Победы |
Май, 2-3-я нед. | Горы «Познай Себя» «Обо мне и о моей семье» | Нравственное, гражданское | Оформление вместе с родителями рассказов « Как я рос (ла)» | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание любви к своей семье, развитие творческих способностей. |
Май, 4-я нед. | Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ученик отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. |
Содержание третьего года обучения.
Сроки реализац. | Название блока. Тема проекта | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся | Тип проекта | Цель |
Сентябрь, 1-2-я нед. | Город Мастеров «Уголок хорошего настроения» | Эстетическое, коммуникативное | Оборудоваие школьного уголка | Коллективный, среднесрочный | Развивитие чувства товарищества, творческой активности. |
Сентябрь, 3-я нед. | Лес Чудес «Феникс» | Эколого- трудовое | Операция по возрождению выжженных костровищ. (Замена грунта на плодородный, высадка травы, цветов) | Коллективный, краткосрочный | Развивитие экологического сознания, любви к родной земле. |
Сентябрь, 4-я нед. нед. | Долина Радости «Осени славной великолепье» | Познавательное, творческое | Выпуск сборника со стихами, рассказами, рисунками учащихся. | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие литературного, художественного творчества. |
Октябрь, 1-я нед. | Долина Радости День Рождения класса | Коммуникативное, творческое | Создание сценария праздника | Коллективный, творческий, сценарный, среднесрочный | Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение и развитие традиций класса. |
Октябрь, 3-я нед. | Остров Доброделов «Край родной, навек любимый» | Гражданско- патриотическое | Фестиваль творчества: конкурс чтецов, рисунков, поделок творческих работ о Родине. | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю. |
Октябрь,4-я нед. | Море Здоровья «Что мы едим» | Познавательное, оздоровительное | Проект – практикум о вреде пищевых добавок. (Вместе с родителями при помощи «определителя пищевых добавок» учащиеся определяют безопасность любимых семьёй продуктов) | Групповой, краткосрочный | Развитие заинтересованности в правильном питании, укреплении здоровья. |
Ноябрь, 2-я нед. | Королевство Наук «По страницам любимых сказок» | Познавательное, творческое | Создание картинной галереи «Наши любимые сказки» | Индивидуальный, коллективный, краткосрочный | Развитие художественно- эстетических способностей, читательского интереса. |
Ноябрь, 2-3-я нед. | Лес Чудес «Удивительное рядом» | Краеведческое | Изучение родного края. Сбор сведений о происхождении села, его улиц, парка. Создание творческих литературных работ. | Индивидуальный, групповой, средней срочности | Приобщение к истории и культуре родной земли, воспитание патриотизма. |
Ноябрь, 4-я нед. | Остров Доброделов «Неразлучные друзья- взрослые и дети» | Духовно- нравственное, семейное | Урок дружбы родителей и детей, написание писем-обращений детей родителям и родителей детям. | Индивидуальный, краткосрочный | Создание атмосферы доброго сотрудничества: дети- родители- учителя. |
Декабрь, 1-я нед. | Горы «Познай себя» «Мир моих увлечений» | Личностно- познавательное, профориентационное | Учащиеся представляют свои увлечения, рассказывают о достижениях в спорте, музыке, живописи, демонстрируют поделки, выполненные своими руками. | Индивидуальный, средней срочности | Создание условий для самовыражения учащихся, ориентирование в мире профессий. |
Декабрь,2-я нед. | Королевство Наук «Физика для малышей» | Знаниево- ориентированное | Вожатые- старшеклассники знакомят учащихся в увлекательной форме знакомят ребят с законами физики, управляющими игрушками | Групповой, краткосрочный | Развитие познавательной активности учащихся. |
Декабрь, 3-я нед. | Город Мастеров «Мастерская Деда Мороза» | Художественно-эстетическое, трудовое | Изготовление новогодних украшений в подарок одиноким, престарелым жителям села | Групповой, прикладной, средней срочности | Воспитание уважительного отношения к людям преклонного возраста, развитие творчества. |
Декабрь- январь | Остров Доброделов «Новый год и Рождество» | Коммуникативное, творческое | Проведение новогодней игровой программы для воспитанников ДОУ № 21 | Коллективный, сценарный, средней срочности | Стимулирование творческой активности. |
Январь, 3-я нед. | Море Здоровья «Море Здоровья» | Спортивно- оздоровительное | Защита проектов «Как простуду одолеть». | Групповой, краткосрочный | Приобщение к здоровому образу жизни, обучение навыкам профилактики простудных заболеваний. |
Январь, 3-4-я нед. | Королевство Наук «Слово о словах» | Знаниево- ориентированное | «История одного слова». Подготовка сообщений об истории возникновения различных слов. | Индивидуальный, средней срочности | Развитие интереса к родному языку. |
Февраль, 2-я нед. | Город Мастеров «Красота вокруг нас» | Познавательное, профориентационное | Создание коллекции зимних фотозарисовок с описанием места съемки. | Индивидуальный, краткосрочный | Развитие творческого видения, любви к малой родине. |
Февраль, 3-4-я нед. | Долина Радости «Защитники Отечества в моей семье» | Нравственное, гражданское | Подготовка рассказов о дедушках, папах, братьях, выполнявших гражданский долг во время ВОв, Афганской войны, срочной службы в армии. | Индивидуальный, средней срочности | Формирование гражданственности и патриотизма |
Март, 1-я нед. | Долина Радости «Весна - красна» | Познавательное | Музейный урок. Театрализация старинных русских обрядов встречи весны. | Коллективный, краткосрочный. | Воспитание любви к родной культуре |
Март, 2-3-я нед. | Горы «Познай себя» «Учусь добру» | Саморегулятивное, личностное | Презентация добрых дел для семьи, школы, природы. | Индивидуальный, групповой, коллективный, средней срочности | Развитие готовности и способности участвовать в общественно полезной деятельности. |
Март, 4-я нед. | Остров Доброделов «Чтобы дольше жили книжки» | Личностное, нравственное | Работа в школьной и сельской библиотеках по ремонту книг. Акция «Подарок библиотеке». | Групповой, краткосрочный | Воспитание любви к книгам, освоение опыта совместной полезной деятельности. |
Апрель, 1-2 нед. | Лес Чудес «Берёзкины слёзки». | Экологическое | «Залечивание» ранок у берёз, оставленных собирателями берёзового сока. | Коллективный, краткосрочный | Формирование экологического сознания. |
Апрель, 3-я нед. | Море Здоровья «Мой друг - велосипед» | Спортивно - оздоровительное, профилактика ДДТТ | Проведение театрализованного спортивного праздника для начальной школы, конкурса юных велосипедистов. | Коллективный, сценарный, средней срочности | Стимулирование интереса к изучению ПДД, дорожных знаков. |
Май, 1-я нед. | Остров Доброделов «Салют Победе!» | Гражданско - патриотическое | Поздравление односельчан - ветеранов ВОв. | Коллективный, краткосрочный | Развитие патриотизма, уважительного отношения к ветеранам. |
Май, 2-3-я нед. | Лес Чудес «Зеленая аптека» | Экологическое, оздоровительное | Конкурс на лучших знатоков лекарственных растений. Разбивка Малого аптекарского огорода. | Индивидуальный, коллективный | Развитие познавательной активности, заботы о собственном здоровье. |
Май, 4-я нед. | Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. |
Содержание четвертого года обучения.
Сроки реализац. | Название блока. Тема проекта | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся | Тип проекта | Цель |
Сентябрь, 1-2-я нед. | Море Здоровья «По дорогам безопасности» | Спортивно- оздоровительное, профилактика ДДТТ | Конкурс юных велосипедистов, рисунков, листовок по ПДД | Индивидуальный, краткосрочный | Развивитие чувства товарищества, навыков безопасного поведения на дороге и улице. |
Сентябрь, 3-я нед. | Лес Чудес «Операция Чистодвор»» | Эколого-трудовое | Уборка территории школьного двора и сада. Закладка рябиновой аллеи. | Коллективный, краткосрочный | Воспитание уважения к труду других, развитие экологической культуры. |
Сентябрь- май | Остров Доброделов «Синеокая Ока» | Экологическое, краеведческое | Создание альбомов о растительном и животном мире Оки, речном пароходстве, истории рыболовецкой артели. | Групповой, коллективный, долгосрочный | Развитие любви к родной земле, стремление сохранять её историю и традиции. |
Октябрь, 1-я нед. | Долина Радости День Рождения класса | Коммуникативное, творческое | Игровая программа. Выполнение «волшебных нормативов». Присвоение ученых степеней- «волшебник I, II, III степени») | Коллективный, творческий, сценарный, среднесрочный | Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение развитие традиций класса. |
Октябрь, 2-я нед. | Королевство Наук «Есениада» | Знаниево- оиентированный, личностный | Конкурс рисунков по творчеству С.А. Есенина, декламирования стихов поэта. | Индивидуальный, краткосрочный | Приобщение к творчеству великого русского поэта. |
Октябрь, 3-4 нед. | Город Мастеров «Краски осени» | Художественно- эстетическое | Создание рисунков, поделок, композиций из природных материалов | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание художественного вкуса, развитие фантазии. |
Ноябрь, 1-я нед. | Королевство Наук «Математические фокусы» | Знаниево- оиентированный | Турнир смекалистых. Создание коллекции математических ребусов, задач, фокусов. | Индивидуальный, коллективный, краткосрочный | Развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности. |
Ноябрь. 3-я нед. | Море Здоровья «Веселые старты» | Личностное, оздоровительное | «Суд над вредными привычками». Создание кроссворда, рисунков о пагубных привычках. | Коллективный, краткосрочный | Воспитание отрицательного отношения к вредным пристрастиям. |
Декабрь, 1-2-я нед. | Остров Доброделов «В глубь веков» | Познавательное, личностное | Выполнение исследовательских проектов «Моё генеалогическое древо». | Индивидуальный, исследовательский, средней срочности | Развитие исследовательской деятельности, уважения к истории семьи. |
Декабрь, 3-я нед. | Город Мастеров «Подарок любимой школе» | Гражданское, художественно-эстетическое, профориентационное | Выпуск заметок в общешкольной газете ко дню рождения школы. | Групповой, средней срочности | Продолжение школьных традиций, ознакомление с профессией журналиста. |
Декабрь, 4-я нед. | Долина Радости «Новогодний карнавал» | Творческое, художественно-эстетическое | Парад изготовленных новогодних костюмов. | Индивидуальный, средней срочности | Развитие творчества и воображения. |
Декабрь- январь | Остров Доброделов «Каникулы с волшебниками» | Нравственное, личностное | Изготовление Снежного городка для малышей ДОУ № 21. | Коллективный, краткосрочный | Развитие товарищества через совместную полезную деятельность. |
Январь, 3-я нед. | Горы «Познай себя». «Секреты успешной учебы» | Саморегулятивное, личностное | Защита мини- проектов «Как планировать свое время». | Групповой, краткосрочный | Обучение рефлексии и планированию собственной учебной деятельности |
Январь, 4-я нед. | Долина Радости «Наш класс в лицах» | Коммуникативное | Фоторепортаж о жизни класса. | Коллективный, средней срочности | Укрепление дружбы, традиций класса |
Февраль, 1-2-я нед. | Лес Чудес «Чудеса земли Владимирской» | Гражданское, краеведческое | Оформление фотогалереи с описанием удивительных мест родного края | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие патриотизма, любви к родному краю, |
Февраль, 3-я нед. | Море Здоровья. Военно- спортивная игра «Гвардеец» | Гражданско- патриотическое, спортивно- оздоровительное | Участие в общешкольной игре. | Коллективный, краткосрочный | Воспитание патриотизма, приобщение к здоровому образу жизни. |
Март. 1-я нед. | Долина Радости. «Во славу матерей» | Нравственное, л ичностное | Оформление альбома «Мамы нашего класса». | Коллективный, средней срочности | Воспитание любви и уважения к матерям. |
Март, 2-я нед. | Королевство Наук «Парад занимательных уроков» | Познавательное | Интеллектуально- познавательная игра. Присвоение победителям знаков отличия. | Индивидуальный, краткосрочный | Развитие познавательной активности, креативности мышления. |
Март, 3-я нед. | Горы «Познай себя» «Я и мои четвероногие друзья» | Познавательное, экологическое | Обсуждение правил взаимоотношения с животными. Сочинения на тему «Мой любимый питомец». | Индивидуальный, краткосрочный | Обучение навыкам ухода за домашними животными, воспитание любви к животным. |
Апрель, 1-я нед. | Остров Доброделов «Кошкин дом» | Трудовое, художественно-эстетическое | Конкурс на лучший домик для домашнего любимца, изготовленный своими руками. | Индивидуальный, средней срочности | Развитие художественно- декоративных навыков, воспитание любви к животным. |
Апрель, 2-3-я нед. | Королевство Наук «Мы - дети галактики» | Знаниево- ориентированное | Оформление альбома «Наша Солнечная система» | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие интереса к наукам, изучающим космос. |
Апрель, 4-я нед. | Город Мастеров «Ярмарка профессий» | Профориентационное. Познавательное | Познавательная игра, вводящая учащихся в мир наиболее востребованных профессий. | Коллективный, игровой, краткосрочный | Расширение кругозора детей, определение их талантов и возможностей. |
Май, 1-я нед. | Долина Радости «Солдатами спасенная весна» | Гражданско- патриотическое | Участие в митинге у обелиска погибшим воинам- землякам. | Коллективный, средней срочности | Воспитание патриотизма. Приобщение к истории малой родины. |
Май, 3-я нед. | Лес Чудес «Путешествие в Турград» | Гражданское, спортивно-оздоровительное | Участие в общешкольном туристическом слете. | Групповой, краткосрочный | Укрепление школьных традиций, товарищества, пропаганда здорового образа жизни. |
Май, 4-я нед. | Долина Радости «Прощание с начальной школой» | Духовно- нравственное | Подведение итогов обучения в начальной школе. Торжественное закрытие «Школы добрых волшебников». | Коллективный, краткосрочный | Воспитание уважительного отношения к традициям класса, дружбы между учащимися и учителями. |
Литература.
- Афонькин С. Когда, зачем и почему.- Санкт-Петербург: Лань, 1996
- Внеклассные мероприятия (мозаика детскогог отдыха).-М.:ВАКО, 2008
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2009
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. -М.: Просвещение,2010
- Домашкина Н.В. Подарите праздник.- Волгоград: Панорама, 2008 Примерные программы внеурочной деятельности/Под редакцией А.В. Горского.- М.: Просвещение,2010
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/Под редакцией Асмолова.-М.:Просвещение,2005
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школников взаимодействию и сотрудничеству. - М.: Творческий центр, 2004
- Курганский С.М. Путешествие на планету знаний.- М.:5 за знания, 2006
- Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе.- М.: 2008
Цветкова И.В. Экология для начальной школы.- Ярославль: Академия развития, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Этика: азбука добра"
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1-4 классов, УМК "Начальная школа 21 века". В программу вошло календарно-тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 классов....
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этика: азбука добра»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной ...
Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»
Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цел...
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 4 года....