Развитие внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Алимова Надежда Александровна
Учитель МКОУ «Коробчеевская школа-интернат», г. Коломна, МО
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Внимание как психический феномен занимает особое место среди других явлений. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья низкая устойчивость внимания, они испытывают затруднения при распределении внимания, малый объем – эти факторы отражают актуальность этой педагогической проблемы.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Оно ограничивает поток информации для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и игнорирование другой. Направленность сознания определяет выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Существует два вида внимания — непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п., поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным. Иной характер имеет произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или сделать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. В основе произвольного внимания лежат волевые процессы.
Свойствами внимания являются:
Предметность - это направленность на конкретный (реальный или воображаемый) предмет, явление. Привлекать внимание надо к конкретному предмету или явлению.
Объем внимания - количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью за один акт восприятия. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одновременно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Устойчивость - это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению, благодаря чему школьник длительное время может быть сосредоточен на предмете или действии. Во многих случаях внимание не обнаруживает достаточной устойчивости. В частности, оно не может долго фиксироваться на неподвижном предмете. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.
Интенсивность - характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.
Концентрация – это степень сосредоточения. Выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Это одновременное повышение уровня значимости информации при сужении поля восприятия.
Сосредоточенность – это необходимое условие в осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
Распределение внимания - умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Способность к сосредоточенному или распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
Переключение внимания - сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому.
При обучении организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса. Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия учащимися учебного материала, быстроту и четкость их мышления.
Преобладающим видом внимания младшего школьника является - непроизвольное внимание, физиологической основой которого, является ориентировочный рефлекс. В младшем школьном возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.
Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения.
Говоря о произвольном внимании, можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.
Найди два одинаковых предмета.
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется их найти, показать и объяснить.
Исключение лишнего.
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Выкладывание узора из мозаики или палочек.
Предлагается выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор.
Найди отличия.
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
Дорисуй.
Учитель раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их.
Найди букву.
Предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «С» и подчеркнуть все буквы «О» (можно указать любую букву) ». По мере овладения заданием правила усложняются:
- меняются отыскиваемые буквы;
- по-разному зачеркиваются и др. ;
- одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;
- на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.
Найди слова.
Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:
Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщиашатмашинаро
Зеркало.
Детям предлагается вслед за педагогом повторить его действия (как отдельные движения, так и их последовательность).
Таким образом, особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья определяются спецификой нарушения их психического развития, в частности продуктивности, объема и переключаемости внимания, и диктуют необходимость формирования особой структуры, подбора разнообразных форм и содержания их образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....
Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...
Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным....
Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий
Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...