Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по логопедии
Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи детей с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что обучение носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №5 Усть-Кутского муниципального образования
Из опыта работы
"ВЛИЯНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VIII ВИДА"
Хорошилова Елена Борисовна
Учитель-логопед
2014-2015 уч. год
г. Усть-Кут
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Нарушения когнитивных процессов у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью.
Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Речь характеризуется системным, общим недоразвитием (ОНР), т.е. нарушены все компоненты речи:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи детей с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что обучение носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель работы: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи:
I. Познавательные:
Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения приемов работы с моделями.
Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.
II. Развивающие:
Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.
Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
Воспитывать навыки самостоятельности.
Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом
В основу моей работы положены следующие методические принципы:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Наблюдения показывают, что дети с указанной патологией нуждаются во вспомогательных средствах.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (пересказы) чёткими, связными и последовательными, заучивание стихотворений по мнемотаблице помогает запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
Виды мнемотехники:
- Мнемоквадрат
- Мнемодорожка
- Мнемотаблица
Требования к работе с мнемотаблицей:
- знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям
- знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета
- знаки и символы должны быть предварительно оговорены с детьми и принимаются как ведущие
- замысел графической схемы знаком и понятен ребенку
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• Обогащения словарного запаса, навыков словообразования и словоизменения;
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
• При развитии лексико-грамматических компонентов речи;
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
• При формировании связной речи: в пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихотворений;
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то. что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
• При расширении и систематизации представлений об окружающем мире
Мнемотаблицы могут быть об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, фигурах. По ним легко учить буквы алфавита и цифры, заодно и познавая окружающий мир.
Есть даже схемы заучивания словарных слов в русском языке, По любому школьному предмету можно составить схемы и ребенку намного проще будет запомнить информацию
Этапы работы:
1 этап: Подготовительный.
Цель: знакомство детей с моделью (мнемотаблица).
Алгоритм работы:
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовых моделей и готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи педагога.
На этом этапе происходит знакомство детей с мнемотаблицей, со способами кодирования. Ведущая роль отводится педагогу. Для детей, особенно, в первый год обучения необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.
2 этап: Основной
Цель: знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах.
Алгоритм работы:
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, яблоко и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством педагога с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
3 этап. Творческий
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
Алгоритм работы:
1.Совместное кодирование информации.
2.Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
3. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
Работа проходит в сотрудничестве педагог-ученик. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, можем смоделировать систему предметно-смысловых отношений, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения, как высказывания, так и целого рассказа.
Во время занятия использую различные формы организации: индивидуальную работу, работу в парах и групповую.
В своей работе я использую различные типы организации занятий:
- Цикл занятий-путешествий "Во круг света". Мы путешествовали по природным зонам Земли и свои результаты заносили на модель карты Земли.
- Цикл занятий - превращений. Выделение такого типа занятий связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов - при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные занятия, или фрагменты занятия привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
-Цикл занятий "В гостях у сказки" решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также при максимальной «плотности» занятий сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности.
- Занятия по обобщению и систематизации знаний, где использование опорных схем и мнемотаблиц особенно актуальны.
Привлечению и концентрации непроизвольного внимания и памяти способствует применение на занятиях средств ТСО:
-Слушание звуков окружающего мира, звуков природы, деятельности человека;
-Мультимедийные презентации по лексическим темам
-Динамические паузы, электронные физминутки для глаз, для развития интонационной выразительности речи
Развитию мышления, памяти и речи способствуют также игровые приемы с применением мнемотехники:
- "Волшебный сундучок" - (сделанный из бумаги конверт), в который мы "складываем" (схематично зарисовываем) тему занятия, а затем по истечении времени вспоминаем о чем была речь на занятии
- "Клубок знаний" - здесь в центре помещается какой-либо предмет или явление и двигаясь по спирали в начале занятия мы выясняем, что мы знаем по теме, и в конце занятия, что еще узнали
- "Живые знаки" - этот прием биоэнергопластики помогает понять, пропустить через себя элементы кодирования (элементы кодировки сопровождаются движениями, например крыша
- "Волшебные очки" - вырезанные из картона или сделанные из пальцев рук, акцентируют внимание на выбранном элементе.
- "Матрешка" - "надевание" слов-ассоциаций на предложенную тему. Развивает и обогащает лексический словарь, приемы словообразования и словоизменения.
-"Веселые поэты" - придумывание рифмы к новым словам. Способствует запоминанию новых слов и переводу в активный словарь.
Залогом успешной работы является тесное сотрудничество с учителями. Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой.
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.
Мониторинговые исследования лексико-грамматических компонентов языковой системы на конец учебного года:
Мониторинговые исследования связной речи на конец учебного года:
Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать выводы:
–моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение коммуникативными навыками;
–использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
– наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2008
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя. №1 2008
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Журнал Логопед. 2008. №4.
- Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР. Журнал Логопед. 2007. №1
- Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «ВАКО» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....
Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным....
Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий
Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младш...