Технологическая карта по Кубановедению Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей» -2кл
план-конспект урока (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения во 2 «В» классе (УМК «Школа России») Студент: Ткаченко Елена Анатольевна Дата проведения: 05.10.2020 г. | |
Тема | Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». |
Педагогическая цель | Познакомить с некоторыми растениями животными нашей местности, их значением для человека; донести до сознания детей понятие: «Природа и люди – одно целое»; воспитывать бережное отношение к растениям и животным; прививать любовь к родному краю, родной станице. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Планировать и выполнять индивидуальный проект, анализировать значение растений и животных в жизни человека. |
Личностные результаты | Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формирование положительного отношения к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; определяют границы собственного знания и незнания. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: организовывать рабочее место; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; Познавательные: различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных; Коммуникативные: рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей; различать правильные и неправильные формы поведения в природе. |
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный, практический метод; фронтальная и групповая форма обучения. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Царство животных, Царство растений, домашние и дикие животные, злаковые растения, садовые растения, огородные культуры (растения). |
Образовательные ресурсы | Учебник «Кубановедение» 2 класс, мультимедийная презентация, видеофрагмент, картинки с изображением животных и растений, ватман, жетоны с изображением животных и растений. |
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой учащихся. Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна и сегодня урок кубановедения проведу у вас я. - Ребята, повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Я вам тоже желаю работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое. - Проверим готовность к уроку! - Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, дневники, пенал. - Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах, ноги стоят вместе. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся. | Проверка знаний по прошлой теме урока. | - Домашнее задание у вас было рассказать правила защитников природы и объяснить почему их надо строго наблюдать. - Кто желает ответить домашнее задание поднимает руки. | Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей. | Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя. |
III.Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока. Вступительное слово учителя: рассказ о Царстве Растений и Царстве Животных. Просмотр видеоролика. | - Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. - Кто догадался, как называются эти два царства? (Царство Растений и Царство Животных) - Как думаете, чем занимается Царство Растений? (добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных) - Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретим представителей обоих царств. - Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о пользе животных в жизни людей. - Просмотрев видеоролик, мы узнали, что животные приносят пользу людям, но не только ведь животные приносят пользу, но и растения приносят огромную пользу. - Как вы думаете какую пользу приносят животные и растения человеку, людям? (продукты питания, одежду, лекарства) - Правильно! Их польза для человека достаточна велика, и она играет важную роль в жизни людей. - Так кто же догадается какая тема нашего сегодняшнего урока? (растения и животные в природе и в жизни людей) - А теперь вы можете обратиться к своим учебникам на странице 33-й и прочитать тему сегодняшнего урока. (Мои исследования. Растения и животные в природе и в жизни людей) - Совершено верно и сегодня мы с вами постараемся узнать, как можно больше информации о роли растений и животных, и природе и в жизни людей. - Так какие задачи урока мы поставим перед собой? Сл.2 1. Познакомимся с животными и растениями, обитающими в Краснодарском крае; 2. Узнаем какую пользу приносят животные и растения людям; 3. Узнаем какие продукты и вещи мы получаем от животных. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности. | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. |
IV.Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | Рассказ учащихся о злаковых растениях, садовых и о огородных растениях. | - Итак, ребята мы с вами знаем, что Краснодарский край богат животным и растлительским миром. - Многие из растений и животных Краснодарского края, оказывают важную роль на жизнь нас с вами и всех тех людей, которые проживают на территории края. - И так давайте в начале поговорим о тех растениях без которых нашу жизнь трудно представить, проведём такие исследования с вами. - Вы заранее получали задания, и я предлагаю вашим одноклассникам рассказать о злаковых растениях, о садовых и о огородных растениях. Дети подготовили сообщения: Злаки - это семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, горох, сахарная свёкла, подсолнечники. Злаки играют в жизни людей огромную роль. Например, сахарная свекла любит тепло и влагу, так же летом в ней накапливаются питательные вещества. В них много сахара и витаминов. Подсолнух - символ солнца, радости и оптимизма. Подсолнечник используют в косметологии, в медицине. Масло богато витамином Е и используют его для лечения ожогов, ран и других заболеваний кожи. Сл.4 Садовые растения - это растения, созданы для получения съедобных плодов. Основные плодовые культуры – яблоня, груша, слива, черешня, персик, абрикос. Свежие фрукты и плоды очень полезны для организмов, ведь они содержат в себе витамины, так же их них можно приготавливать соки, компоты. Сл.5 Огородные культуры (растения) - растения, выращиваемые человеком с определённой целью, т. е. для получения продуктов питания, кормов для животных, лекарств. К огородным растениям относятся такие продукты, как картофель, капуста, помидоры, огурцы, свекла. Сл.6 - Итак, назовите, какие культурные растения выращивают в поле? (кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечника и т.д.) - А что выращивают в саду? (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.) - Какие культурные растения выращивают огороде? (помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.) - Теперь скажите, как человек использует эти растения, а) пшеница – выращивают на полях, из зёрен пшеницы делают муку, а из неё выпекают хлеб, изготавливают макаронные и кондитерские изделия. б) капуста – используют в своей пище, выращивают для корма животным или просто выращивают как декоративное растение. в) кукуруза – делают кукурузное масло, крахмал, крупу, хлопья. Обобщение: Итак, о каких растениях рассказывали вами одноклассники? (о садовых растениях, о злаковых растениях и о огородных растениях) - Назовите, какие культурные растения выращивают в поле? (кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечника и т.д.) - Какие культурные растения выращивают огороде? (помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.) - Какие садовые растения выращивают в саду? (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.) | Формулирует учебную задачу, задает вопросы, обобщает ответы. Рассказывает о Кубанской поэтессе. | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя после прослушивания материала. |
Рассказ про царство животных (дикие животные) | - Ребята, Краснодарский край богат не только растительным миром, но он весьма многообразен и в животном мире. Такое разнообразие территория получила, исходя из климатических условий и богатого растительного мира. На этой территории можно повстречать как крупных представителей фауны, но и небольших грызунов. - Каких вы знаете диких животных? (медведь, волк, лиса, кабан) - Да, действительно эти животные являются дикими животными. - Сейчас я вам о некоторых из них немного расскажу, а вы слушайте меня очень внимательно. Сл.8 Бурый медведь. Самый большой и опасный хищный зверь Краснодарского края – это обычный бурый медведь. Вес его тела может легко достигать значения 3 центнеров, а длина колеблется в пределе двух метров. Живет, в среднем, бурый медведь около четырех десятилетий. Сл.9 Рысь. Другим представителем фауны Краснодарского края является рысь, которая благополучно ведет жизнедеятельность наряду с медведем. Ее длина достигает значения более метра. Рысь обладает неважным обонянием, но слуховые и зрительные возможности просто на высоте. Именно это позволяет ей охотиться и ежедневно питаться. Хищник обитает в районах: Абинска, Горячего Ключа, Северска. Хищный зверь при охоте нападает прыжком. Этот маневр отличается высокой мощностью и быстротой. Поэтому, при охоте, жертве от рыси почти невозможно ускользнуть. Сл.10 Ласка. Самый мелкий представитель территории Краснодарского края — ласка. Она явный хищник. Обладая маленьким туловищем всего 20 сантиметров, она предпочитает охотиться только на грызунов. Сл.11 Пятнистый олень. - Так же особое внимание отдается пятнистым оленям, которые обитают в Краснодарском крае. Из рогов этого животного получают медицинские препараты, которые помогают вылечить многие болезни человека. - Самыми яркими представителями животного мира Краснодарского края считаются следующие особи: бурый медведь, олени, волки, зайцы, суслики, лисы, косули, кабаны, кавказские кроты, слепые хорьки и прочие животные данного климата. Сл.12 Обобщение: Итак, о каких диких животных вы только что узнали? (узнали о буром медведе, о рыси, о ласке и о пятнистом олене) - А каких ещё диких животных вы ещё увидели? (увидели волка, зайца, лису, кабана, суслика) | Рассказывает про царство диких животных с помощью презентации, задаёт вопросы, делает выводы. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | - А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. Отложите ваши ручки и тетрадки. - Встаньте и выйдите из-за ваших парт, слушаем меня очень внимательно. - Сейчас мы с вами поиграем в игру, летает - не летает. - Если мною называемый объект летает, то вы подпрыгиваете, а если не летает, то приседаете. - Итак, слушайте меня внимательно мы начинаем. Слова: ласточка, воробей, стул, самолёт, ручка, бабочка, лиса, журавль, книга, пианино, стрекоза. | Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. | Выполняют упражнения вместе с учителем. | |
Отгадывание загадок о домашних животных. Рассказ про царство животных (домашние животные). Работа с учебником стр. 33. | - Я предлагаю вам сейчас отгадать загадки, а ваша задача будет понять о каких животных идёт речь. Сл.14-16 Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком. (Собака) Ищут зёрнышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: ко-ко-ко! А цыплятки – детки У курицы-наседки. (Куры) Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в тереме, А она… в хлеву: му-му! (Корова) Пятачок умоет в луже И торопится на ужин. Отрубей я ей сварю, Скажет мне она: хрю-хрю! (Свинья) Колокольчиком звеня Убежала от меня. Тает луг в вечерней тьме, Где искать её: ме-ме! (Коза) - Скажите, что объединяет ответы всех этих загадок? (то что это домашние животные) - Правильно! Какую пользу мы можем получить от домашних животных? (мы получаем от домашних животных яйца, колбасу, сыр, молоко, одежду) - Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности. - Например, фермерские животные, кого мы можем отнести к ним помогите мне. (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки) Сл.18 - Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А некоторая часть фермерских животных, такие как лошадь, ослы, быки полезны тем, что помогают перевозить грузы, а такие как собаки охраняют имущество хозяина. - К домашним животным можно ещё отнести и домашних птиц. - Каких домашних птиц вы знаете? (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки) Сл.19 - Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях. - Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома. - Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца) Сл.20 - Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух) - А что бы удостовериться в наших суждениях я предлагаю вам открыть учебники на странице 33-й. - Посмотрите благодаря каким домашним животным появилась эта продукция? (яйца дают нам куры, сыр делается из молока, а молоко даёт нам корова, свитера и шапки делается из шерсти овец, колбаса делается из говядины) - Да, действительно, корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза). - Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. - Куры дают человеку мясо, яйца, перо. - Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла. Обобщение: - Итак, на какие группы можно разделить домашних животных? (фермерские животные и домашние птицы) - Кого мы можем отнести к фермерским животным? (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки) - Кого отнесём к домашним птицам? (гусей, кур, индюков, перепёлок, уток, попугаев, канареек) | Предлагает учащимся отгадать загадки про домашних животных, рассказывает про царство животных, о том на какие группы делятся домашние животные, работают с учебником, делает выводы. | Отгадывают загадки, внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. | |
Чтение стихотворения. Работа с пословицей. Определение главной мысли. | - Так зачем же люди разводят животных? (люди получают продукты питания, шьют одежду и обувь из кожи животных, вяжут одежду из шерсти и пуха, получают шелковые ткани) - Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне ответите о каком домашнем животном идёт речь? Всё мяукал котёнок во дворе под кустом, Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом. Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист, Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”. Замяукал от счастья, он помчался на зов, Только дверь оказалась заперта на засов. - Итак, о каком домашнем животном идёт речь? (о кошке) - Каких домашних животных люди заводят у себя дома с целью с заботы, для души? (голубей, кошек, собак, попугайчиков) - Да, верно это могут быть и кошки, собаки и голуби, но вы должны помнить, что если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда вырастет или, когда он вам надоест. - А теперь объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». - Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца. Сл.22 | Читает стихотворение, задаёт вопросы. Читает пословицу, определяют главную мысль пословицы. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, объясняют смысл пословицы. | |
Составление правил безопасного обращения с кошкой и собакой. | - А теперь я вам предлагаю составить правила безопасного обращения с собакой и кошкой. - Данные правила разбросаны по всему класс, кто-то может быть найдёт его на своей парте. - Итак, какие же нам необходимо запомнить главные правила безопасного общения с нашими четвероногими друзьями. 1. Следует избегать свободно гуляющих собак, а также собак, сидящих на цепи за забором. Собаки очень серьезно относятся к защите своей территории. Нельзя дразнить животных. 2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Тем более не убегайте от собаки, просто станьте не шевелясь - ноги вместе, ладони под шеей и локти прижаты к груди. 3. Не надо пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство. 4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо трогать её щенков. Нельзя подходить к дерущимся собакам и кошкам, и тем более разнимать их. 5. Нельзя приближать свое лицо к собачьей или кошачьей морде. Реакция кошек и собак непредсказуема. 6. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете. - Если вы будете соблюдать эти правила с вами ничего не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратиться к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством. Также не забывайте правила гигиены. (дети сами напоминают о правилах гигиены после общения со своими питомцами) - Я надеюсь, что вы запомнили сегодняшнее занятие и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев. Обязательно будете соблюдать правила безопасного общения с собаками и кошками. | Составляет вместе с обучающимися правила безопасного обращения с кошкой и собакой, задаёт вопросы. | Составляют правила безопасного общения с собакой и кошкой, отвевают на вопросы учителя. | |
V. Закрепление изученного Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний | Игра «Отгадай детёныша» | - Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. - Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». - Я буду называть вам животного, а ваша задача назвать мне детёныша этого животного. (Свинья – поросята; корова – телёнок; гусь – гусята; лошадь – жеребята; овца – ягнята; курица – цыплёнок, заяц – зайчонок, утка – утёнок, коза – козлёнок, кот – котёнок, собака - щенок) - О каких животных шла речь? (о домашних животных) - Итак, каких домашних животных мы можем встретить в краснодарском крае? (кошек, собак, коров, свиней, коз) - А диких каких животных? (медведь, рысь, зайцы, кабаны, лисы) - А растения какие встречаются в краснодарском крае? (кукуруза, сахарная свекла, | Предлагает обучающимся поиграть в игру, закрепить знания, проводит закрепление пройденного материала, задаёт вопросы. | Выполняют задания по закреплению пройденного на уроке материала, отвечают на вопросы учителя. |
VI. Итог урока. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Обобщающая беседа. | - Как хорошо, что на Земле есть растения и животные! Они играют огромную роль на планете. - Теперь вы можете сказать, какую? (ответы детей) - Но, к сожалению, многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Растения быстро вянут, а, оставаясь в природе они ещё долго могли бы радовать людей. - Такие редкие растения занесены в Красную книгу Краснодарского края. - Нельзя забывать, что всё в природе взаимосвязано. поэтому охране растений помогают борьба с загрязнением воздуха, охрана насекомых и птиц. В руках человека красота и богатство родной земли. - Помни об этом. | Задает вопросы с целью понимания изученного материала. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают критерии оценки за урок от учителя. |
Домашнее задание Оценки за работу на уроке | - Вашим домашним задание на следующий урок будет в рабочей тетради на странице 33-й выполнить задание, где вам необходимо будет узнать, что производят там, где ты живёшь, придумать и нарисовать рекламу товара, о котором ты будешь рассказывать. - Оценки на уроке получают. … - Все сегодня были молодцы. | Сообщает задание. Делает записи на доске, комментирует. Выставляет оценки за работу на уроке. | Слушают и записывают в дневник домашнее задание. | |
Рефлексия | - На столах у вас лежат карточки «Для меня сегодняшний урок…», вам необходимо подчеркнуть фразу, характеризующая вашу работу на уроке по трем направлениям (какой для вас был урок? что вы делали на уроке? и какой итог на уроке вы получили?) - После завершения передайте листочки с последних парт на первую. - Молодцы! Урок окончен. - До свидания! | Проводит работу по самоконтроли деятельности учащихся на уроке. | Проводят самоконтроль своей деятельности на уроке. Делятся впечатлением от урока и о полученных знаниях. |
Методист _______________ Учитель ________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме:"Сохраним удивительный мир растений и животных". Охрана природы».
Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных. Охрана природы». Задачи урока:повторение и систематизация знаний о растениях, животных; анализ умений учащихся классифицировать предметы ...
Урок окружающего мира в 4 классе "Роль леса в природе и жизни людей"
Тема «Роль леса в природе и жизни человека» Это 6-й урок в разделе «Наш край – часть большой страны». Тип урока: усвоение умений и навыков....
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)
Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
Исследовательский проект "Растения и животные в природе и жизни людей"Урок по окружающему миру для 2 класса...
Тема Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей.
Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью челове...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"...