Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кореневская Татьяна Ивановна

Исследовательский проект "Растения и животные в природе и жизни людей"

Урок по окружающему миру для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Исследовательский проект«Растения и животные в природе и жизни людей» 8.12.15 г.

Цели урока:  1) Познакомить с некоторыми растениями животными  нашей местности, их значением для человека;

2) Донести до сознания детей понятие: «Природа и люди – одно целое»;

3) Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

4) Прививать любовь к родному краю, родной станице

УУД: планировать и выполнять индивидуальный проект, анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. Регулятивные –  умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность.

Познавательные -   воспитание бережного отношения к природе, развитие культуры речи учащихся; способность к   познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной   деятельности;

Коммуникативные - умения  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах; развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.

Оборудование: 1) предметные  картинки  с  изображением растений и животных, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята вы смотрите мультики,читаете книги.Какая из птиц самая умная,мудрая и загадочная?(сова).Она пришла к вам в гости.

Сова:-Здравствуйте,ребята,я сова самая умная в лесу.Сегодня я понаблюдаю за вами как вы будете отвечать,на то что уже знаете.

2. Проверка домашнего задания.раб.тетр.с.32.

3.Усвоение новых знаний.

Показ  презентации

Учитель:

Учитель:

- Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут – то на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.

- Кто догадался, как называются эти два царства?

(Царство Растений и Царство Животных).

- Как думаете, чем занимается Царство Растений?

(Добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных).

- Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретили представителей обоих царств.

- К какому из этих царств принадлежим мы?

- Правильно. И мы все должны подчиняться главному закону этого Царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика, цветка.

- Сегодня мы поговорили о представителях Царства Растений.

- Назовите, какие культурные растения выращивают в нашем хозяйстве?

    а) В поле?

         (Кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла,

          подсолнечника и т.д.)

     б) В огороде?

         (Помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь

          и т.д.)

     в) В саду?

         (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.).

- Теперь скажите, как человек использует эти растения?

(Используя предметные картинки)

     а) пшеница –

     б) капуста –

     в) груша –

     г) сахарная свекла –

     д) огурцы –

     е) кукуруза –

- Из каких растений получены эти продукты?

     - пшено;

     - чёрный хлеб;

     - гречневая крупа;

     - растительное масло.

- А сейчас мы окажемся на лугу. (показать картину «Цветущий луг»).

- Словно красивые, драгоценные камни – самоцветы рассыпались по лугам и полянам. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые и серебристо-белые крапинки диких луговых цветов горят и сверкают среди травы. Чем только не замечательны эти цветы! Одни из них лекарственные, целебные для человека и животных, другие отпугивают вредных насекомых, из третьих получают краску, иные удобряют землю. И все они вместе и каждый в отдельности по-своему очень красивы.

(Показывать гербарий и открытки с растениями. Если дети знают название растения, то называют. Дети   кратко характеризуют их).

Дети подготовили сообщения:

  1. Злаки: Люди уже давно не могут обходиться без злаков. Злаки играют в жизни людей огромную роль. Культурные растения – пшеница, ячмень, рожь – само собой. Но и дикие очень важны. Ежа сборная, лисохвост, мятник луговой, душица, тимофеевка. Тимофеевка получила своё название благодаря Тимофею Герду, который ещё в XVIII в. начал высевать этот злак на поля. она всегда выручала крестьян; и скот охотно поедал, да и сено получалось отличное.

Крапива: Жигачка, жгучка, стрекалка – так называют крапиву. Главное свойство крапивы – обжигать. И жжётся она и сорняк активный. Ещё 300 лет назад, русские врачи использовали крапиву для заживления ран. Из крапивы варили щи. Листья и стебель крапивы покрыты волосками. На самом деле это не волоски, а крошечные остроконечные сосудики – своеобразные шприцы. Стенки прочные, а концы хрупкие. Если дотронуться до крапивы, кончик обломится и острые концы волоска вонзятся в кожу, и жидкость попадёт в ранку. Животные, которые поедают крапиву, и болеют реже, и растут быстрее. Это растение постоянно открывает свои секреты.

Лопухи: Медведь – трава, репейник. Лопух отличный корм для скота, его силосуют, заготавливают впрок. Медики подтвердили его лечебные свойства. Его используют для изготовления масла, олифы, мыла.

Другое его название – репейник. Что значит: «Хватать, сдирать, цеплять, оттирать». Когда-то репейник называли – шишибара. Люди верили, что он своими колючками отпугивает злые силы.

Одуванчик: Растёт повсюду.

Одуванчик – медонос, съедобен.

Из него готовят салаты, компоты, желе. Из корней готовят заменитель кофе. Одуванчик – целебное растение. Это ещё и природные часы: в хорошую погоду «просыпается» рано, часов в шесть, а «отходит ко сну» - закрывает корзинку – часа в 3 дня.

Подорожник: Может такое случиться – в лесу поцарапал ногу, руку, а бинта нет. Тогда на помощь приходит друг путешественников – растение, на которое почти никогда не обращают внимание. Подумаешь, подорожник. Его по обочинам дороги столько, сколько угодно. Подорожник лишь там, где люди. Люди на него не обращают внимание, а он тянется к ним.

Ромашка: Много лекарств делают из ромашки сейчас (а в народной медицине используют давно). Используют в косметике и в кулинарии: кремы, пасты, краска для волос.

Трава – мурава: У неё много имён: «топтун – трава, птичья гречиха, Конотоп, спорыш, трава – мурава». Это лечебная трава, лечит людей давно. Лечит и землю – покрывает, как ковром, выбоины, канавы, да и воде не позволяет размывать их. Называют эту траву – волшебной, часто вспоминают в сказках. Нужна она и людям и взрослым. И будто понимая это, трава растёт быстро, чтобы успеть принести пользу, сделать добро всем. Растёт быстро, споро, поэтому и названа своим главным именем – спорыш. 

Физминутка

2. - Отгадайте загадки .

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком, 
А хвост колечком. (Собака)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца. Овца.
Овечка не спеша шагает с речки.
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдет она к избе
И зовет меня: бе-бе!
Гуси.
Вот гусёнок краснолапый,
Он на пруд шагает с папой.
Шея, словно знак вопроса.
Не найти длиннее носа.
Смотрит в поле на стога
И кричит он: га-га-га!
Куры.
Ищут зёрнышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаётся: ко-ко-ко!
А цыплятки – детки
У курицы-наседки.
Корова.
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она… в хлеву: му-му!
Утки.
Переваливаясь важно
В воду прыгнули отважно.
И о чём-то говоря,
В речке плещутся: кря-кря!
Свинья.
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: хрю-хрю!
Лошадь
Вот лошадка с белой гривой
Воду пьёт неторопливо.
Коза
Колокольчиком звеня
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её: ме-ме!
Петух
А петух со шпорами,
С песнями весёлыми.
Барашек
Постригается барашек,
Не желает он кудряшек.
Знает: вырастут опять,
Надо только подождать. 
Козлёнок.
У козы растёт ребёнок –
Белый маленький козлёнок.
Пьёт козлёнок молоко
И не бродит далеко.

Сообщение ученика

Кошка – обыкновенный зверек. (показ слайдов с изображением разных пород кошек) Все домашние кошки в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. У них очень тонкий слух. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно умываются и вылизывают свою шерсть. Но смывает кошка не только грязь и лишнюю шерсть, но и собственный запах. Делается это для того, чтобы запах не учуяли те, на кого охотится кошка, ведь все кошки – охотники, и охотятся они из засады. Помогает кошкам очень острое зрение: они отлично видят даже в темноте. Ходят эти животные бесшумно, когти прячут в мягкие подушечки лапок.
Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Собака первой была приручена человеком. Это было очень давно 15 тыс. лет назад. Человеком было выведены различные породы собак.(показ слайдов с разными породами собак)

Но все они обладают следующими качествами. Собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки. Всех собак мы можем разделить на группы: служебные, охотничьи, декоративные.
Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Этих домашних животных называют «братья наши меньшие» потому что мы несём ответственность за них, а наградой за заботу станет ответная преданность, верность и любовь со стороны кота или собаки. Помните твердое правило: животные – не игрушка.

4.Закрепление изученного.
Правила безопасного обращения с собакой и кошкой.(ученик читает правила с доски, обсуждаем)

- Давайте запомним главные правила безопасного общения с нашими четвероногими друзьями.
1. Следует избегать свободно гуляющих собак, а также собак, сидящих на цепи за забором. Собаки очень серьезно относятся к защите своей территории. Нельзя дразнить животных.
2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Тем более не убегайте от собаки, просто станьте не шевелясь - ноги вместе, ладони под шеей и локти прижаты к груди.
3. Не надо пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство. 
4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо трогать её щенков. Нельзя подходить к дерущимся собакам и кошкам, и тем более разнимать их. 
5. Нельзя приближать свое лицо к собачьей или кошачьей морде. Реакция кошек и собак непредсказуема. 
6. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
- Если вы будете соблюдать эти правила с вами ничего не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратиться к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством. Также не забывайте правила гигиены. (дети сами напоминают о правилах гигиены после общения со своими питомцами).
 
Я надеюсь, что вы запомнили сегодняшнее занятие и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев. Обязательно будете соблюдать правила безопасного общения с собаками и кошками.

Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.

  • Фермерские животные (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки).
  • Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А остальные полезны тем, что помогают перевозить грузы и охраняют имущество хозяина.

 Домашние птицы (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки). Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.

  • Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.

 Домашние рыбы (гуппи, дискус, макропод, золотая рыбка, скалярия, неон, сомик, дисхлида).

  • Разнообразие аквариумных рыбок огромен. Они бывают разных размеров и цветов. Хозяева выбирают себе питомцев в зависимости от того какого размера аквариум.
  •  
  • Домашние насекомые (тараканы, пауки).
  • Экзотическое увлечение, которое не требует каждодневного ухода. Кормить необходимо сверчками или другими мелкими мошками. Молодые особи едят два раза в неделю, а постарше один раз в десять дней. Живут в террариумах.

Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца).

Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух).

Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).

Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.
Объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца.
Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». Учитель называет животного дети – детёнышей. (Свинья – поросята; корова – телята; гусь – гусята; лошадь – жеребята; овца – ягнята; курица – цыплята).
Целый день паслись у сосен

Две подружки — Ме и Му.

Мяу грел бочок на солнце,

Бе весь день мешал ему.

Кря купался рядом в речке,

Кукареку песни пел,

Гав валялся на крылечке,

Хрю под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.

- О каких животных шла речь? Просмотр слайда.

- Зачем люди разводят животных?

Дети: “Люди получают продукты питания, шьют одежду и обувь из кожи животных, вяжут одежду из шерсти и пуха, получают шелковые ткани.

Учитель:

- Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг. Например, голубей, кошек, собак и других животных. Если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда он вам надоест. Послушайте стихотворение.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.

5. Итог урока.Рефлексия.

Учитель:

 Как хорошо, что на Земле есть растения и животные! Они играют огромную роль на планете.

- Теперь вы можете сказать, какую?

(ответы детей).

- Но, к сожалению, многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Растения быстро вянут, а, оставаясь в природе они ещё долго могли бы радовать людей.

Такие редкие растения занесены в Красную книгу Краснодарского края.

(Показать Красную книгу).

Нельзя забывать, что всё в природе взаимосвязано. Поэтому охране растений помогают борьба с загрязнением воздуха, охрана насекомых и птиц. В руках человека красота и богатство родной земли.

Помни об этом.

Домашнее задание:проект «Растения и животные в природе и жизни людей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Сохраним удивительный мир растений и животных". Охрана природы».

Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных. Охрана природы». Задачи урока:повторение и систематизация знаний о растениях, животных; анализ умений учащихся классифицировать предметы ...

Урок окружающего мира в 4 классе "Роль леса в природе и жизни людей"

Тема  «Роль леса в природе и жизни человека» Это  6-й урок в разделе «Наш край – часть большой страны». Тип урока: усвоение умений и навыков....

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Взаимосвязи растений и животных в природе

Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица Земли исчез...

Проект "Растения и животные русских народных сказок"

Проект предназначен для расширения читательского кругозора учащихся начальных классов, формирования читательских навыков....

Тема Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей.

Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью челове...