РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД « Эрудит » на 2019-2020 учебный год 1-4 классы
материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД « Эрудит » на 2019-2020 учебный год 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
приказ от 28.08.2019 №389
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ВУД «Ступени»
на 2019-2020 учебный год
(учебный предмет, уровень изучения)
1-2 классы
(класс)
33-34ч
(количество часов)
Составитель: учителя начальных классов
Согласовано протокол заседания методического совета от 28.08.2019 г. № 1 | Согласовано заместитель директора по УВР ______________Н.В. Масимзаде |
2019-2020 учебный год
Урай
Структура программы по внеурочной деятельности:
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………….……….6
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………………………………………………………..8
3.Тематическое планирование ……………………………………………………….………….…11
Программа по внеурочной деятельности «Ступени» основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
- Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
- Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»; от 22 августа 2014 г. № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2015 учебном году»
- Методическим рекомендациям Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
- Программе развития школы «Наша новая школа», основная образовательная программа начального общего образования (2015-2019 уч.год) МБОУ СОШ №4
Программа соответствует:
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программам формирования универсальных учебных действий
Планирование составлено на основе:
- авторской программы Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
Главной задачей обучения детей является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Целью данного курса является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Курс «Ступени» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Курс включает одно занятие в неделю, 33 занятия в 1 классе, 34 занятия – во 2 классе. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 класс – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
- воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Ступени»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1 класс: | ||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 20 | |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 4 | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 10 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 8 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 8 | |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | 8 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 8 | |
Итого: | 33 | |
2 класс: | ||
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 5 | |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 | |
Итого: | 34 |
1 класс (33 ч)
Формы и виды деятельности
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию палочек
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание палочек с целью составления заданных фигур.
2 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию палочек. Ребусы
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием палочек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов
3. Тематическое планирование «Ступени» в 1 классе
№ занятия | Развиваемые способности | Форма организации | Вид деятельности | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Игра | Графический диктант. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. | Викторина | Графический диктант. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. | Тренинг | Логически-поисковые задания. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. | Круглый стол | Рисуем по образцу. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. | Экскурсия | 1 | ||
6 | Развитие аналитических способностей. | Работа по секциям | Графический диктант | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. | Турнир | Задание по перекладыванию палочек | 1 | |
8 | Совершенствование мыслительных операций. | Игра-КВН | Логически-поисковые задания. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. | Викторина | Графический диктант. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. | Экскурсия | 1 | ||
11 | Развитие слуховой памяти. | Дискуссия | Логически-поисковые задания. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. | Викторина | Графический диктант. | 1 | |
13 | Совершенствование мыслительных операций. | Тренинг | Рисуем по образцу | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. | Групповая | Задания по перекладыванию палочек | 1 | |
15 | Развитие логического мышления. | Парная | Логически-поисковые задания | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. | Игра | Рисуем по образцу. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Тренинг | Графический диктант. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. | Групповая | Графический диктант. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. | Игра | Задания по перекладыванию палочек | 1 | |
20 | Развитие аналитических способностей. | Круглый стол | Составление ребуса | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. | Экскурсия | 1 | ||
22 | Совершенствование мыслительных операций. | Диспут | Составление кроссворда | 1 | |
23 | Развитие концентрации внимания. | Викторина | Задания по перекладыванию палочек | 1 | |
24 | Тренировка внимания. | Групповая | Логически-поисковые задания | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. | Парная | Рисуем по образцу | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. | Экскурсия | 1 | ||
27 | Развитие аналитических способностей. | Беседа | Задания по перекладыванию палочек | 1 | |
28-29 | Совершенствование воображения. | Викторина | Составление кроссворда | 2 | |
30-31 | Совершенствование мыслительных операций. | Тренинг | Составление ребуса | 2 | |
32-33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Игра, Квест | Логически-поисковые задания | 2 |
Тематическое планирование «Ступени» во 2 классе
№ п/п | Дата проведения | Развиваемые способности | Кол-во часов | Вид деятельности | Форма организации | ||||||||
(8 часов) | |||||||||||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | Логические задачи | Парная | |||||||||
2 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Логически-поисковые задания. | Игра | |||||||||
3 | Тренировка внимания. | 1 | Рассматривание картины | Тренинг | |||||||||
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Составь цепочку | Групповая | |||||||||
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Найди отличия | Игра | |||||||||
6 | Развитие логического мышления. | 1 | Поиск закономерностей | Круглый стол | |||||||||
7 | Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | На что похоже, найди лишнее | Экскурсия | |||||||||
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Лабиринт | Диспут | |||||||||
(8 часов) | |||||||||||||
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Отгадывание ребусов | Парная | |||||||||
10 | Совершенствование мыслительных операций. | 1 | Составление кроссворда | Групповая | |||||||||
11 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Поиск лишнего | Экскурсия | |||||||||
12 | Тренировка зрительной памяти.. | 1 | На что похоже, найди лишнее | Беседа | |||||||||
13 | Совершенствование мыслительных операций. | 1 | Поиск закономерностей | Викторина | |||||||||
14 | Совершенствование воображения. | 1 | Упорядочивание | Тренинг | |||||||||
15 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Задания повышенной сложности | Парная | |||||||||
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Логически-поисковые задания. | Игра | |||||||||
(10 часов) | Тренинг | ||||||||||||
17 | Тренировка внимания. | 1 | Поиск лишнего | Групповая | |||||||||
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Логически-поисковые задания. | Игра | |||||||||
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Отгадывание кроссворда | Круглый стол | |||||||||
20 | Совершенствование мыслительных операций. | 1 | Поиск закономерностей | Экскурсия | |||||||||
21 | Совершенствование воображения. | 1 | Составление ребусов | Диспут | |||||||||
22 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Задания повышенной сложности. | Игра | |||||||||
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Лабиринт | Викторина | |||||||||
24 | Тренировка внимания. | 1 | Задания по перекладыванию палочек. Ребусы. | Тренинг | |||||||||
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Задания по перекладыванию палочек. Ребусы | Круглый стол | |||||||||
26 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Логически-поисковые задания | Экскурсия | |||||||||
(8 часов) | Работа по секциям | ||||||||||||
27 | Совершенствование мыслительных операций. | 1 | Поиск закономерностей. | Турнир | |||||||||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | Задания по перекладыванию палочек. Ребусы. | Игра-КВН | |||||||||
29 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Поиск лишнего | Викторина | |||||||||
30 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Рисуем по образцу | Экскурсия | |||||||||
31 | Тренировка внимания. | 1 | Задания по перекладыванию палочек. Ребусы. | Турнир | |||||||||
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Логически-поисковые задания. | Диспут | |||||||||
33 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | На что похоже, найди лишнее | Игра | |||||||||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Логически-поисковые задания | Квест |
Приложение1
Показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Приложение 2
Список литературы:
Учебно – методическая литература для учителя
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год, Кузин, 3 класс.
Рабочая программа соответствует ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре на 2019-2020 учебный год 3 КЛАСС
Рабочая программа расcчитана на 1 год обучения по ФГОС....
Рабочие программы дополнительного образования "Эрудит", "Углубление знаний по математике", "Развитие речи", 1 класс.
Программы: "Эрудит" , "Углубление знаний по русскому языку", "Развитие речи" предназначена для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности или д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Светофор» на 2019-2020 учебный год 1-3 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Светофор» на 2019-2020 учебный год 1-3 классы ...