План-конспект открытого занятия Тема: «Праздники народного календаря» Кукла «Домашняя Масленица».
план-конспект

Холодова Елена Николаевна

Тема:

«Праздники народного календаря»

Мастер-класс «Кукла - Домашняя Масленица».

Цель: развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления русской традиционной куклы.

Задачи:

·       углублять и расширять знания о русской народной кукле;

·       формировать представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага;

·       прививать навыки работы с тканью и природным материалом;

·       дать обзор народных традиций,  обрядов при праздновании Масленицы

·       развивать творческий подход к изготовлению народных кукол

воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №411

Петродворцовый район

Санкт Петербург

«Мастерская народной куклы»

План-конспект открытого занятия

Тема:

«Праздники народного календаря»

Кукла «Домашняя Масленица».

Учитель внеурочной деятельности

высшей квалификационной  категории

Холодова Елена Николаевна,

педагогический стаж 25 год

Санкт Петербург

2017

План-конспект открытого занятия объединения

 «Мастерская народной куклы»

            Педагог  : Холодова Елена Николаевна..

                  Дата проведения:

               Начало

Возраст                                          

Тема:

«Праздники народного календаря»

Мастер-класс «Кукла - Домашняя Масленица».

Цель: развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления русской традиционной куклы.

Задачи:

  • углублять и расширять знания о русской народной кукле; 
  • формировать представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага;
  • прививать навыки работы с тканью и природным материалом;
  • дать обзор народных традиций,  обрядов при праздновании Масленицы
  • развивать творческий подход к изготовлению народных кукол
  • воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.
    Методы:
  • словесные методы (диалог, беседа, объяснение);
  • наглядный метод (презентация праздника «Масленица», демонстрация);
  • Мастер-класс «Домашняя Масленица»
  • Игра

     Форма: групповая,

     Тип занятия: комбинированное  занятие.

Материалы и оборудование: 

  •   березовая крестовина - 25 см x 17см (для основы куклы)
  •   лыко для туловища
  •   белая ткань -25x25 см (для головы и рук)
  •   цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см
  •  треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см
  •  ленточки, тесьма
  •   cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы)
  • ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки

Наглядные пособия и литература:  образцы народных тряпичных кукол, сундучок. мультимедийное оборудование, ноутбук, ЭН; презентации «Праздник «Масленица» и «Мастер-класс Масленица Домашняя».

 

 План занятия.

I. Организационный  момент.

II. Актуализация ранее пройденного материала.

  1. Экскурс  «Куклы из бабушкиного сундучка».
  2.  Игра «Что за кукла?» Стихи  о куклах.

III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.

1.Презентация «Со времён старинных, давних,

                          праздник Солнца к нам спешит».

История и традиции праздника Масленицы.

Ф\минутка – игра.

2.Практическая часть.

Мастер-класс «Домашняя Масленица».

Инструктаж по технике безопасности.

IV. Заключительная часть занятия.

 Подведение итогов.

Оценка проделанной работы

Самоанализ с детьми «своего» дела.

 Повторение и закрепление теоретической части занятия.

 Ход занятия.

   I.  Организационный момент.

  • Готовность к занятию
  • Уточнение состава кружковцев
  • Организация рабочего места
  • Знакомство с задачами и планом занятия.

II. Актуализация ранее пройденного материала.

 1.Экскурс-повторение  «Куклы из бабушкиного сундучка».

- Сегодня  мы с вами продолжим знакомство с «куклами из бабушкиного сундучка».

- А сейчас, ребята,  я попрошу  вас вспомнить нашу первую встречу с  

- С какими традиционными народными  куклами мы знакомились в прошлом учебном году? Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы и её роли в жизни человека, семьи, рода.

 (Актуализация пройденного материала проходит в форме игры)

- Ребята, куклы, что находятся внутри этого сундучка, вам  уже знакомы, изготовили мы их в прошлом учебном году, а с некоторыми просто знакомились…

-А сейчас мы с вами поиграем…( Желающие  выходят и достают из сундучка куколку, называют её ( у каждой куклы-оберега есть своё имя). Рассказывают о ней. Рассказ дополняется стихотворением о данной куколке.

  Стихи из сценария «Кукла-душа народа».

Девочки:

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!

Ну а эта куколка – куколка с секретом!

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.

Эта - тоже не случайна-

В ней большая скрыта тайна.

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Куколка Счастья – с длинной косой

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула-

Успех и удачу к нам притянула!  

Мальчики:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

В них секреты старины…

Слайд №6  «Куклы в доме всем нужны - в них секреты старины».

-Что общего у всех кукол?

-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - - цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)

-Назовите  главную особенность  каждой знакомой вам куклы…

-Почему  в роли оберега в основном используется  образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).

III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.

-Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной  куклой, главной героиней самого яркого, весёлого народного праздника.

- Скажите, какой праздник приближается ?

-Масленица! Слайд №7

 Февраль начинается - Масленицей славится!

(Рассказ детей о Масленице)

 В этом году масленичная неделя начинается с 20  февраля и продолжается до 26 февраля.

Презентация о народном празднике

 «Со времён старинных, давних

 праздник Солнца к нам спешит!»

 - Что как ни праздники ведут нас в прошлое, знакомят нас с традициями, приметами старины. Праздники продолжают жить и в наши дни. Интерес к ним растёт, изучаются народные обряды.

Показ слайдов.

  • Знакомы ли вы с таким праздником – Масленица? Да поведайте Вы нам, красны девицы да добры молодцы, о празднике, что на Руси Масленицей зовётся!
  • Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Наши предки считали, что Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца.

  • Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!
  • За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, Длился он целых две недели — 14 дней.
  • Сейчас Масленица празднуется 7 дней, и каждый день имеет определенное название: «Встреча», «Заигрыш», «Лакомка», «Разгул – перелом», «Золовкины вечёрки», «Тёщины посиделки», и последний, седьмой день – «Прощеное Воскресенье».
  • Масленица- это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

 Сцены  праздника «Масленица» на Открытии  Зимних Олимпийских игр в Сочи-2014!

  • -Масленица идёт!)))

Выражение «первый блин комом» изначально было другим и совсем не означало скомканный, не получившийся блин. Правильно — «Первый блин — Комам». Комами на Руси называли медведей, которые были покровителями рода, их уважали, боялись и задабривали. Как раз с наступлением весны, чтобы задобрить просыпающегося мишку, ему несли в лес и оставляли первый блин.

"Первый блин - Комам,  блин второй - знакомым, третий блин - родне, а четвертый - мне!"

  • Игры и забавы на Масленицу!

Масленица - время игр и забав, ведь этот праздник был самым разгульным и веселым в году. Вот что же играли на Масленицу?
Конечно, это были и кулачные бои, и всякие соревнования, катания на лошадях, игры на ловкость,  катания с горок и даже построение снежной крепости и обстрел снежками

     Снежные городки, медвежья потеха, Петрушечьи комедии, кулачные      бои, бой  мешками, ледяной столб, перетягивание каната, жмурки и др.!..

- И мы  сейчас с вами поиграем!

Ф\минутка – игра  «Кто быстрее скрутит поясок»  (музыка)

  • В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, люди просили друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер.

 2.Практическая часть.

Мастер-класс «Домашняя Масленица».

- Всем известно, что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу масленицу, которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла символизировала зиму, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне. Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она Масленица Домашняя. Ее, в отличие от обрядовой куклы, не уничтожали в конце масленичной недели, а наоборот, хранили в красном углу или при входе в дом, так как она считалась мощным хранителем жилища и домашнего очага. Такую куклу также делали в подарок на свадьбу молодым.

Февраль начинается, 
Масленицей славится.
Когда была эпоха вчерашняя,
Делалась к празднику
Кукла – Масленица Домашняя 
Из лыка да из соломы её мастерили
И в доме на видном месте  хранили .

 Показ образца!!! Описание.

Инструктаж по технике безопасности.

- На данном мастер-классе мы сделаем такую Домашнюю Масленицу (показ образца) — для тепла, уюта, мира и добра в наших домах.

Этапы изготовления.

  • Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы:  дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия.
  • В основе куклы - крестовина, обтянутая лыком. Чтобы палочка сохранила всю свою природную силу и передала ее кукле, вовсе не обязательно убирать у нее сучки, как-то ровнять ее. Лучше оставить в первозданном виде.
  • -Берём две деревянные палочки толщиной  с карандаш , длиной примерно 25 и17 см, скрещиваем их и связываем крестообразно. Используя воздушную петлю.
  • Формируем голову, используем для этого лыко(можно синтепон, ветошь)
  • Ветошь нужно сформировать в круглый комок, насадить на вершину крестовины и туго примотать нитками
  • Верхнюю часть куколки – головку – накрываем  тканью белого цвета. Перегибаем  ткань по диагонали. Выполняем тугую ровную голову без морщинок на личике, закрепляем красной нитью на шее.
  • Формируем рукава рубашки. Расправляем ткань по диагонали, на концах делаем подгиб.. Перевязываем куколку на поясе.
  • Формируем тело-платье из лыка выворотным способом.
  • Лишнее лыко отрезаем по длине  крестовины.
  • Пестрый лоскут ткани, обернем вокруг туловища куколки заложив складками, выворотным способом и закрепим ниткой на уровне талии. Привязываем Масленице юбку— ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла.
  • Длину юбки-платья подбираем так, чтобы конец полешка(лыка) остался не закрытым на 2-3 см .
  • Повязываем кукле Масленице на голову косынку(платок), подогнув верхний край ткани внутрь и обвязав концы косынки вокруг шеи.
  • Готовим фартук-передник. Выворотным способом повязываем куколке передник под грудью, расправляем. Можно наметать фартук на крепкую нитку с помощью иголки.
  • Кукла готова!

- Как вы думаете, для чего  эти ленточки на ручках?

- В последний, прощённый день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания. Завязывая ленточки на ручках у куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

 -А вы теперь продолжайте…..

  • - Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким. Теперь по старинной  традиции можно нарвать полоски красной ткани и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!

 (Дети на готовую куклу завязывают  ленточки)

  •  В завершение работы на концы рук куклы можно привязать тесёмку, чтобы получилась кукла на подвеске…

IV. Заключительная часть занятия.

 Подведение итогов.

Оценка проделанной работы

Самоанализ с детьми «своего» дела.

Примечание: Мастер-класс (поэтапное изготовление куклы), составлены педагогом Холодовой Е.Н.


Список литературы.

Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Авт.сост. О.Я.Воробьёва, Волгоград: Учитель, 2009

Левина М.С. Рукоделие. РТ-Пресс, М. 2000 г.- Левина Марина. «365 кукол со всего света». Москва, Айрис Пресс, 2000 г.

Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет) авт.сост. Н.В. Кочеткова, 2010

Сценарии православных праздников. Составитель А.В.Соколов, М.: Школьная Пресса, 2005

Интернет-ресурсы:

Кукла Масленица. http://www.tridevatoecarstvo.com/showthread.php?tid=4921

www/kukla-dusha.net

http://www.nicelady.ru/content/view/3719/224/

http://www.stranamam.ru/post/5156584/

http://katinclub.ru/domashnyaya-kukla-maslenitsa/

http://katinclub.ru/domashnyaya-kukla-maslenitsa/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

праздник "Народный календарь"

Разработка содержит сценарий и презентацию к празднику....

План конспект коррекционно – развивающего занятия. Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»

План конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному)  на материале уроков русского языка» составлен с учетом программы коррекционно – разви...

Занятие в ГПД "Народная тряпичная кукла. Изготовление Кувадки"

Привить интерес и любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с традициями и символикой Кувадки....

Тема урока: «Народный календарь»

Сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают на...

Праздник народного календаря «Как на день Покрова»

Праздник народного календаря    «Как на день Покрова»- обрядовый праздник...

План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес"

План - конспект по открытому занятию    «Истоки» Тема:  «Лес – зеленый друг. Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса."...