Тема урока: «Народный календарь»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Матросова Мария Николаевна

Сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_narodnyy_kalendar.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народный календарь»

Программа: Перспектива .

Предмет: «Окружающий мир»

Автор учебника: А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая

Класс: 2

ОУ: МОУ «Гимназия № 7»

Учитель: Матросова М. Н.

Цель:

сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения с природой и сотрудничества с ней.

      Оборудование. Календари (плакат, календарь отрывной, настольный календарь) ; календарь семейных праздников, компьютер, проектор, презентация, аудиоприложение к учебнику.

План урока.

1. Организационный  момент. (Слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный  календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

-О чём это стихотворение? (О календаре)

-О чём мы можем узнать из календаря?

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала

 Давайте проверим хорошо ли мы его знаем.

Блиц-опрос.

  1. Сколько месяцев в году?
  2. Какой месяц наступит после апреля ?
  3.  Сколько дней в неделе?      
  4. Какой день наступит после среды?
  5. Как ты узнаешь, какой сегодня месяц, число, день?
  6.  Какие праздники мы можем увидеть в календаре?
  7. А каким цветом в календаре обозначаются праздники?

Например: У Кати эта дата обведена красным цветом.

-А все ли отмечают этот праздник?

Есть праздники, которые отмечаются только в узком семейном кругу.

-А вы можете рассказать о праздниках, которые празднуются только в твоей семье? (Ребята рассказывают о своём семейном календаре).

 Сведения об остальных календарях мы послушаем на следующем уроке.

3.Целеполагание.

- Можно ли по этим календарям определить погоду?

-А что нам помогает определить погоду на следующий день?

Закроем глаза и слушаем запись. (аудиоприложение)

Представим себе, что очутились в далёком прошлом. Нет у нас ни радио, ни телевидения, ни , газет, ни телефонов. Зато пред нами открытая книга природы. Как же планировать свой завтрашний день и узнать о том, какая будет погода, чтобы не попасть под дождь и град, метель и грозу, находясь вдали от родного дома?

-Как же по вашему в древности определяли погоду? (По народным приметам)

-А можно ли из народных примет составить народный календарь?

-Какова же цель нашего урока?(Познакомиться с народным календарём) Слайд

4. Работа над новым материалом.

 -Какие народные приметы вы знаете?

-А можем ли разделить эти приметы на группы?

Вы назвали приметы о….

-А на какие группы мы можем разделить приметы?

а)  явления в мире неживой природы.

б)  растения

в)  поведение животных

Слайд

Я предлагаю вам сейчас выполнить задание в тетради на с. 30, задание 2.

Это задание вы выполняете в группах.(Каждая группа получает конверт)

В конверте несколько народных примет, вы должны выбрать те приметы, которые относятся только к вашей группе и записать в тетрадь.

Проверка задания (дети зачитывают приметы, которые относятся к их группе).

ВОПРОСЫ ПО РИСУНКАМ

Слайд

Посмотрите на рисунок.

Вопрос к первой группе.

-Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

Слайд

Вопрос ко второй группе.

- Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

Слайд

Вопрос к третьей группе.

- Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

Дома это задание доделать, в каждую группу записать по одной примете.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники.(слайд)

Браслет из мамонтовой кости считают древнейшим календарём наших предков. Поверхность древний мастер покрыл сложным орнаментом, Узор состоял из 30 знаков. Всего их 360 — столько дней насчитывал календарь двадцатитысячелетней давности.

Запись

Слушаем запись. (аудиоприложение)

Со временем менялись не только названия календарей, но и сами календари.

Посмотрите на современные календари. Вот настенный календарь, вот настенный и настольный календарь, настенный отрывной календарь, настольный.

В наше время существует большое множество разных календарей.

А теперь попробуем нарисовать свой календарь.

Вы должны обдумать:

-Из какого материала он может быть сделан?

Как вы будите отмечать дни недели?

-Какого размера он будет? (Слайд)

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали на уроке?

-Какую цель перед собой поставили?

-Достигли ли поставленной цели?

Оцените свою работу на уроке.

Обсуждение домашнего задания.

Рабочая тетрадь с. 30, задание 2

 (в каждую группу записать по одной примете).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"

В презентации размещены  сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....

Тема урока: «Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.»

Изделие: Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.Цели урока:  научить выполнять работу в технике папье-маше; ...

Конспект урока окружающий мир по теме "Народный календарь"

Конспект для 2 класса по УМК "Перспектива"...

План-конспект открытого занятия Тема: «Праздники народного календаря» Кукла «Домашняя Масленица».

Тема: «Праздники народного календаря»Мастер-класс «Кукла - Домашняя Масленица».Цель: развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления ...

Тема урока: «Народная колыбельная песня»

Класс:2Тип урока: изучение нового материала.Метод обучения: словесный, наглядный, практическийЦель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклораЗадачи:образовательная: дать образное пред...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Народный календарь»

Цель урока: формирование представления о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.Задачи урока:Дидактические:1. Учить детей соотносить народные примет...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Народный календарь"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические: 1.Дать представление о понятиях «народные приметы», «народный календарь...