Урок - вчера, сегодня, завтра.
статья
Современный урок – это удивление, удовольствие, усилие, успех!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shumeniya_i.a._vystuplenie.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – вчера, сегодня, завтра.
Одной из самых распространённых форм обучения в системе образования многих стран мира является урок. Урок - основная форма работы учителя.
Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. (Н.Верзилин)
Исторически урочная система пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков.
С чего же всё началось? С создания в 6 веке до нашей эры в Древней Греции спартанских и афинских школ, которые предусматривали единый возраст поступления (7 лет), создание устойчивых групп учащихся.
Некоторые черты классно – урочной системы имели место в средние века в монастырских и соборных школах (твёрдое расписание, классы, парты, кафедра учителя, звонки перед началом и в конце занятий)
Далее эпоха Возрождения.
В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразные методы и приёмы обучения. Этим было положено начало плану организации обучения «один класс – один год», который лежит в основе классно-урочной системы.
Эти элементы применялись во второй половине 16 века в иезуитских, еврейских школах, коллегиумах (закрытых средних заведениях) и братских школах Юго-Западной Руси.
Теоретическое полное обоснование классно–урочной системы дал чешский педагог Я.Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования. Он разработал основные принципы:
1. Принцип наглядности («Золотое правило»).
2. Принцип сознательности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип последовательности,
5. Принцип посильности.
6. Принцип прочности.
Наглядность – «золотое правило» обучения.
Но, а что же в школах России?
Классно – урочная система начала широко применяться в последней четверти 18 века. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней, и остается основной формой организации обучения в школе.
Классно-урочная система имеет определенные преимущества:
- четкая организационная структура;
- удобство управления деятельностью класса;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
- стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
- тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
- эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
- экономичность обучения: учитель работает одновременно с группой учащихся.
Эта система имеет и недостатки:
- ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;
- трудность учета индивидуальных особенностей учеников;
- одинаковый для учащихся с разным уровнем обучаемости темп и ритм работы;
- ограниченное общение между учениками.
В целом же классно-урочная система, действительно, является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы.
Задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач индивидуально. В рамках урока при утвержденном наполнении классов это непросто, если учитель будет работать с детьми фронтально, что подтвердил уже имеющийся опыт традиционного урока. Только разнообразие организационных форм обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, поможет ученику научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Таким образом, мы подошли к современному уроку, на котором ученику должно быть комфортно, где развивается креативное мышление ребёнка. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости увлечённости.
Современный урок – это удивление, удовольствие, усилие, успех!
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Значительный вклад в разработку многих сторон системы, особенно урока, внёс К. Ушинский. Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Им дана типология уроков.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934) "Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности..."
Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.
Антон Семенович Макаренко (1 марта 1888 – 1 апреля 1939) "В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры"
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека.
Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 – 2 сентября 1970) "В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.
Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930 – 18 октября 1996) "Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел"
«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к результатам обучения учащихся начальной школы. Особо важным является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности». Особенность начальной школы заключается в том, что дети только начинают свой путь к освоению знаний, поэтому очень важно помочь им в этом и выработать стойкую мотивацию для дальнейшего успешного обучения.
Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»
Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...
Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».
Познакомить детей с историей родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....
Урок-классный час по окружающему миру в 3-м классе "Москва вчера, сегодня, завтра".
Классный час в 3-м классена тему "Москва вчера, сегодня, завтра" с использованием групповой формы работы и презентации к уроку....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
Урок знакомит детей с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как науке....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
Урок знакомит детей с достижениями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как предмету...
Классный час -урок 1 сентября "Москва вчера, сегодня, завтра".
На уроке соединены сразу две темы: Москва и первоклассники. В игровой форме ребята помогают Буратино преодалеть препятствия и попутешествовать по нашей столице Москве. К конспекту прилагается презента...
Презентация к уроку "Москва - вчера, сегодня, завтра"
Цель данного урока сформировать представления о Москве как столице России, расширить кругозор учащихся, привить гордость и любовь к столице Российского государства. воспитывать чувст...
- Мне нравится (2)