Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Монахова Ольга Викторовна

Урок знакомит детей с достижениями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 428 ВАО г.Москва

Конспект урока окружающего мира

 по теме:

«Новейшее время: история продолжается сегодня».

4 класс

        Подготовила

        Монахова Ольга Викторовна

        Учитель начальных классов

        ГБОУ СОШ №428 ВАО

        г.Москва

________________________________________________________________________________

2013 г. Москва

Цели урока:

-познакомить учащихся с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;

- развивать умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать;

- воспитывать интерес к истории как науке.

Задачи.

Образовательные:

-активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме “Страницы всемирной истории”;

-получение и осмысление учащимися новой информации;

-формирование навыков самообучения и взаимообучения через действия.

Развивающие:

-вызвать интерес к изучаемому предмету – истории;

-развивать логическое мышление, умение выделять главную мысль и делать выводы;

-развивать умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения;

-развивать память, речь;

-обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

-воспитание чувства патриотизма,

-воспитание интереса к изучаемому предмету – истории.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Кто урок готов начать

И пятёрки получать?

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Сообщение темы урока:

Учитель:

 -Итак, мы познакомились со знаменитыми людьми Нового времени, отважными путешественниками, техническими изобретениями 19 века. И сегодня мы продолжаем путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху. А чтобы узнать, как называется это время, надо разгадать кроссворд

(Слайды №1-9)

Ключевое слово «Новейшая» Тема нашего урока «Новейшее время: история продолжается сегодня» (слайд № 10)

                На какие эпохи делят ученные историю человечества:  (слайд № 11)

        Рядом с Новейшей историей не появилось картинки. Почему?

(Это новая тема урока)

3.Проверка домашнего задания:

                Новейшему времени предшествовало Новое время. Почему ученые назвали это время так?  

(Потому что в Средние века и ранее люди жили по четко заведенному порядку и не приветствовали никаких изменений. А с 1500 года  мир стал иным. Новое время подарило миру много ученых, путешественников, открытий и изобретений. Мы до сих пор восхищаемся картинами Леонардо до Винчи, читаем и перечитываем книги Даниэля Дефо, Жюля Верна.)

                Назовите года когда началось это время и когда закончилось.

 ( с 1500 года по 1900 года)

                Расскажите об отважных путешественниках . (слайд № 12)

(Рассказ ученика)

Христофор Клумб – великий мореплаватель. Считал, что земля имеет форму шара и мечтал попасть в Индию с другой стороны. В то время Индия считалась страной «сказочных богатств». Купцы везли оттуда драгоценные камни, тонкие ткани и пряности. А пряности тогда ценились на вес золота. И их могли себе позволить только очень богатые люди. Чтобы из Европы попасть по морю в Индию, нужно обогнуть Африку, а это очень сильно удлиняло путь. Вот Христофор Колумб решил отправиться не на Восток, а на Запад. На пути Колумба оказалась Земля, которую он принял за Индию. Он ее так и назвал, а людей, которые там жили, он назвал индийцами.

                И только после его смерти итальянский путешественник Америго Веспуччи доказал, что открытая Колумбом земля – это не Индия, а новый материк. Вот его именем и была названа Америка. Но  память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

                Фернан Магеллан – португальский путешественник. В 1519 году 5 кораблей отправились в кругосветное путешествие. Это было очень тяжелое плавание: из пяти кораблей вернулось только 3, а из 265 членов экипажа – осталось лишь 17 человек. Главный результат этого путешествия стало то, что было доказано, что Земля имеет форму шара. А также  экспедиция выяснила, что большую часть поверхности Земли составляет моря и океаны. А самый большой – это Тихий океан, был назван так Магелланом.

                Фаддей Беллинсгаузен был начальником экспедиции, отправленной  в южнополярные моря. Она состояла из 2 шлюпок «Восток» и «Мирный». Шлюпкой «Мирный» командовал Михаил Лазарев. Экспедиция открыла много остовов и целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по праву считается одной из самых важных в истории географических открытий.

                Расскажите об изобретениях 19 века.  (слайд № 13)

(Рассказ ученика)

         Новое время принесло человечеству множество технических  изобретений. Одним из них был паровоз. Это локомотив с паровым котлом и паровой машиной. Первый паровоз был создан в Великобритании в 1813 году. В России первый паровоз был построен братьями Черепановыми в 1833 году.

                Следующее изобретение – пароход. Судно приводимое в движение паровой машиной. Первый пароход «Клермонт» был построен в 1807 году в Америке Робертом Фултоном. В России один из первых пароходов «Елизазавета» был построен в 1815 году. Он был использован для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

                Фотография . Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом. Но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение легко можно было размножить в любом количестве экземпляров.

                Телефон. Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между двумя абонентами, которые находятся на любом расстоянии друг от  друга. Первый телефонный аппарат был создан в 1876г. Алекса́ндром Грэмом Беллом.

                Телеграф.  В 1832 году русский ученый Павел Львович Шиллинг изобрёл телеграф, который был удачно испытан в Петербурге. А в 1837 году этот аппарат был усовершенствован американцем Самуэлем Морзе и его можно было применять повсеместно.

                Второй такой автомобиль был построен в 1770 году и ездил по булыжным улицам Парижа. Он имел максимальную скорость 2 мили в час и весил 8000 фунтов. Парижане не были в восторге от производимого им грохота и частого опрокидывания этого чудовища, но чашу их терпения переполнила первая в мире транспортная авария. когда этот паровой гигант врезался в каменную стену и разбил ее .Первые паровые автомобили были настолько тяжелыми, что могли передвигаться только по практически идеально ровной и твердой поверхности.

                1863г. В Лондоне открылась первая в мире линия метро. Протяженность этого участка метрополитена составляла 3,6 км, имелось 7 станций. Несмотря на то что поезда, курсировавшие по нему, работали на угле, копоть от которого делала пассажиров черными, метро сразу пришлось по душе жителям британской столицы. Уже в первый же день новым видом транспорта воспользовалось около 30 тыс. человек

4. Изучение нового материала

-Новейшее время – самая короткая среди эпох в истории человечества. Началось новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция.

Какое же это было время?  

Жестокое время –Великая октябрьская революция, Первая мировая война, Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов .

Мудрое время – человек в космосе, а затем и на Луне .

Время компьютеров – нужно ли объяснять значение этой фразы?

Время новейших материалов – нас уже не удивишь самолетом из различных пластмасс, кузовом автомобиля из стеклопластика и двигателем, где не использовано ни грамма металла.

Трудное время – не только для людей, но и для нашей родной планеты Земля.

Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных. Появление «озоновой дыры» над Южным полюсом – все это результат безответственного отношения людей к природе.

Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится – зависит от нас с вами.

Работа с учебником.

Текст с28-31 (учебник «Мир вокруг нас» Плешаков). Чтение хорошо читающими учениками.

Анализ прочитанного текста.

-Давайте обобщим, какие изменения произошли в жизни людей за эти 100 лет?

Путешественники продолжают покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. В 1909 г. американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911 норвежец Руаль Амундсен  покорил Южный полюс.

-А как изменилось устройство государственной жизни?

В начале века во главе многих государств находился один человек- монарх, а концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.

-Какие изобретения 20 века присутствуют в каждом доме?

Холодильник, телевизор, радио, видеомагнитофон, компьютер.

-Какое интересное событие произошло в 20 веке?

Освоение космоса.

-Кто был первым человеком,  который побывал в космосе?

Юрий Алексеевич Гагарин.

-Когда это произошло?

12 апреля 1961 года.

4.Физминутка. коррекция зрения. (Приложение 2)

Продолжение новой темы

-Чем еще запомнился 20 век?

Запомнился двумя страшными войнами. Это первая мировая(1914-1918),  Вторая мировая (1941-1945) войны.

- После Второй мировой войны какую организацию создали станы-победительницы? 

Организацию Объединенных наций, ООН.

-Чем она занимается?

Сохранением мира на Земле.

5.Закрепление пройденного материала.

Слайд №9  «Блиц – опрос»

6. Итог урока.

- Что вам запомнилось об эпохе новейшего времени?

- Что может сделать каждый из вас, чтобы эпоха новейшего времени продлилась как можно дольше?

Прочитать стр 28-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

конспект урока по теме:Скорость, время, расстояние. математика 4 класс

Подробный конспект урока с мультипродуктом-презентация!...

открытый урок по окружающему миру "Время Петра Великого", 4 класс

Урок был проведен на районном семинаре учителей начальных классов. Получил высокий балл. Учебник А. А. Плешакова....

Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.

Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.Цели:1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;2. Содействовать совершенствованию умения опред...

Конспект урока по теме: «Скорость. Время. Расстояние» (Математика, 4 класс)

Тема урока: Скорость. Время. РасстояниеЦель урока: познакомить с понятием «скорость», с новым видом задач на движение;закреплять вычислительные навыки ; развивать логическое мышл...

Конспект урока английского зыка «Грамматическое время Present Continuous» 4 класс

Цели деятельности учителя:Формирование произносительного навыка звука [w];Формирование умения строить утвердительные и вопросительны предложения во времени Рresent Continuous. Предметные:Уметь пр...