Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Познакомить детей с историей родного города, знаменитыми людьми.
Развивать интерес, любознательность к родному краю.
Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_temu.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Харькина Татьяна Юьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени маршала инженерных войск А. И.Прошлякова.» город Рязани
Урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».
Цели:
Познакомить детей с историей родного города, знаменитыми людьми.
Развивать интерес, любознательность к родному краю.
Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам.
Оборудование:
Презентация к уроку ( слайды), доклады детей.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Рязани. В этом году городу исполняется 917 лет нашему городу.
- 917 лет. Это много или мало?
Это очень солидный возраст. За этот период произошло много разных событий. Я считаю , что нашему городу есть чем и кем гордиться.
- А вы как считаете? СЛАЙД
- Чем и кем гордиться?
Гордиться нужно красотой родного края, его историей. Жителями, которые построили город, жили в нём, защищали его от врагов, приумножали славу города.
Очень хочу , чтобы вы всегда чувствовали гордость за наш город, за его жителей, чтобы с гордостью говорили: « -Я – рязанец.!»
Страница первая.
-Рязань. Красивое название? Почему город получил такое название?
Версии:
1 По имени РЕЗАН
2 Топкое место- РЯСКА
3 От ЭРЗ, ПО НАЗВАНИЮ ПЛЕМЕНИ
Очень, очень давно, в 50 км от современного города, стоял городок Рязань, центр Рязанского княжества. Сейчас на этом месте ничего нет ( городище Старая Рязань). СЛАЙД
А рядом, стоял другой город – Переяславль. Основан он был в 1095 году на реке Трубеж. Времена были очень суровыми и грозными. В 1237 году Рязань захватили жестокие враги - монголы– татары, под предводительством Хана – Батыя. СЛАЙД
-Посмотрите на слайд. Каким был монгольский воин? СЛАЙД
Хоть и хорошо был укреплён город, битва длилась несколько дней, но силы были неравными. Геройски сражались жители, но врагам удалось прорваться в город, убить многих ( стариков, женщин, детей) и захватить в плен, а город сжечь дотла.
СЛАЙД
-А кто такой ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ?
Рязанский воевода узнал, что город сожгли враги . Он собрал небольшой отряд и погнался за ними. Много недругов уничтожил Коловрат. Хан – Батый был поражен его смелостью и отвагой.
- За что сражался ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ? (за свою землю)
Благодарные Рязанцы поставили Е. КОЛОВРАТУ памятник. СЛАЙД
-Где в Рязани находится памятник?
- Что знаете об Авдотье Рязаночке? Почему « Рязаночка»? СЛАЙД
Жила в те стародавние времена женщина. Звали её Авдотья Рязаночка. Узнала она, что после пожара, её родные ( мужа, сын и брат) находятся в плену. Горько заплакала Авдотья и пошла искать их Долго шла она и наконец, дошла до Хана – Батыя. Удивился Хан.
-Зачем пришла?
-Не за милостью твоей. Зачем разорил мой дом? Где мои родные?
Засмеялся Хан.
-Иди баба рязанская, ищи их. Но сорви любой цветок. Искать будешь, пока цветок не завянет. Сорвала Авдотья цветок и стала искать. Долго, долго искала она, а цветок не завял, еще ярче стал .Удивился Хан, глазам не поверил. А Авдотья нашла своих родных.
-Кого нашла Авдотья?
-Вот Хан мои родные. Сдержи своё слово ,отпусти их.
Но Хан разрешил взять с собой только одного. Страшный выбор стал перед Авдотьей.
-Как поступила Авдотья?
Она рассуждала так. Пока я молода и могу выйти замуж, будет у меня и сын. А вот брата не будет, возьму брата.
-Удивился ХАН мудрому решению и опустил всех. Давно это было, а цветок назвали бессмертник.
-Можно ли назвать Авдотью героиней?
Восстановиться город после пожара не смог, и через некоторое время центр княжества был перенесён в Переславль. Город стали называть Переславль – Рязанский.
-Почему? ( передали славу)
-Что нужно для развития города?
-Удобное расположение. Что это значит? Вы были в лесу? Что растёт в лесу? ( Грибы, ягоды, животные – для питания ,древесина – для строительства). Город был хорошо укреплён. Кроме этого через город шло много дорог, по которым люди могли ездить для торговли.
-Чем занимались жители? ( охотой, строительством, рыболовством, торговлей )
ФИЗМИНУТКА.
Время шло. Пролетали годы ,столетия. В 17 веке город стали называть Рязанью.
СЛАЙД
-Посмотрите на эти старые фотографии. Это наш город. Город развивался. Появились фабрики, заводы (мануфактуры).: кожевенная, полотняная, пивоваренная. Была открыта гимназия , проведён водопровод ,построена железная дорога .,. Старые названия улиц могут рассказать о том , чем занимались жители города.
СЕННАЯ – торговали сеном, ХЛЕБНАЯ – хлебом, МЯСНИЦКАЯ – мясом.
РЫБАЦКАЯ – жили рыбаки.
-Каким транспортом пользовались? (ГУЖЕВЫМ)
- На листочках написаны профессии людей. Подчеркните нужные.
Много знаменитых людей жило в Рязани.
СЛАЙД
РЮМИН – богатый человек. Он строил школы для детей, больницы для бедных – помогал развивать город. Сейчас в его доме расположен Художественный музей, а в Рюминском парке вы гуляли летом.
САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН – писатель, несколько лет был вице- губернатором. Его дом находится около цирка, его имя носит улица.
СЕМЁНОВ – ТЯНЬШАНСКИЙ – учёный ,путешественник.
Город постоянно развивался , строился.
Наступил 20 век .Век ,в котором произошло много разных событий.
1 МИРОВАЯ ВОЙНА,РЕВОЛЮЦИИ, 2 МИРОВАЯ ВОЙНА.В В.О.В воевали ваши прадедушки и прабабушки .Во время войны наш город находился в тылу ( не было военных действий) . Но город бомбили. Много горожан отдали свои жизни за Родину. Имена героев навечно записаны на стене Славы.
-Где в Рязани находится стена Славы? Каждый год мы приносим цветы к вечному огню.
СЛАЙД
СЛАЙД
-На этом слайде фотографии Рязанцев героев В.О.В.
Ф. Полетаев. Что знаете о Ф. Полетаеве? Является национальным героем Италии .Сражаясь в партизанском отряде, во время одного из боёв, закрыл своим телом пулемёт фашистов.
-Где Ф. Полетаеву поставлен памятник?
СЛАЙД
- Кто из Рязанцев повторил подвиг Ф. Полетаева?
-Типанов, Фирсов, Каширин, Комаров - Рязанцы, повторившие подвиг Ф. Полетаева. Мы гордимся такими земляками.
-После В.О.В. Рязань начала быстро застраиваться и развиваться. Строили много домов, заводов (Приборный, Электроламповый, САМ, Радиозавод) , кукольный театр цирк. В 50- годах в город пришло «голубое топливо» . Рязань назвали самым «зелёным городом».
- Каких ещё знаменитых Рязанцев можете назвать?
- С. Есенин. Воспевал в своих стихах красоту родного края. Чтение стих. « Берёза»
- Что знаете о В. Чкалове?
СЛАЙД
- Лётчик – испытатель ,совершил беспосадочный перелёт (10000 км).Погиб при испытании военного самолёта. Его именем названа школа, в которой вы учитесь.
СЛАЙД
- Как связана ул. Чкалова и эти предметы?
-Это сегодняшняя Рязань – современный город. В городе более 50 предприятий, хорошо развито сельское хозяйство.
- Что выращивают?
-В городе 7 музеев,5 театров,5 кинотеатров ,цирк
- Назовите
- Сколько жел. дорожных вокзалов в городе?
-Выступление Дмитриева К. о жел дороге ( династия)
- Выступление Шестёркина Г. Трамвай.
- Каким будет наш город в будущем?
Выставить на доске слова «город Рязань» .Выбрать и выставить на доску слова:
- КРАСИВЫЙ, ЧИСТЫЙ, УЮТНЫЙ,СВЕТЛЫЙ, БЕЗ «ПРОБОК», ГРЯЗНЫЙ,
Итог урока:
-Рязань лучший город Земли! Если это пока не так, то давайте будем стремиться к этому, ведь это наш город и сделать его лучшим городом планеты – наше право.
Список литературы:
http://www.history-ryazan.ru/node/2224 - портреты знаменитых рязанцев
http://vk.com/club9790016 - фотографии города
Издание книгоиздательства А.Ф.Девриен в Санкт-Петербурге, «Россия полное географическое описание нашего отечества.» под редакцией В.П.Семенова, С-Петербург,1902г. –с.301-320
-
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-классный час по окружающему миру в 3-м классе "Москва вчера, сегодня, завтра".
Классный час в 3-м классена тему "Москва вчера, сегодня, завтра" с использованием групповой формы работы и презентации к уроку....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
Урок знакомит детей с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как науке....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
Урок знакомит детей с достижениями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как предмету...
Презентация на тему "Москва вчера, сегодня, завтра"
Презентацию можно использовать в качестве ознакомительного материала, при актуализации знаний учащихся об истории Москвы, в качестве материала к классному часу и пр....
Выступление на семинаре по теме: "Нулевка: вчера, сегодня, завтра"
В данном выступлении собран материал об истории возникновения нулевых классов в России, их дальнейшее преобразование, расмматривается вопрос о будущем нулевок. Есть раздел, посвященной нулевком за гра...
Презентация к проведению классного часа на тему "Школа вчера, сегодня, завтра"
Презентация подготовлена для проведения классного часа по теме "Школа вчера, сегодня, завтра"...