План- конспект «Будем сотрудничать!»
план-конспект
Предварительный просмотр:
План- конспект
«Будем сотрудничать!»
Форма проведения: тренинг
Цель: ознакомить учащихся с основными навыками сотрудничества, формировать эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности.
Задачи:
- организовать взаимодействие между учащимися, создать предпосылки для формирования навыков учебного сотрудничества;
- формировать у детей отношение друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве;
- создать доброжелательную атмосферу при взаимодействии учащихся;
- обучить учащихся приемам снятия напряжения, усталости с помощью отдельных физических упражнений.
Материалы к мероприятию:
- Чистые листы бумаги А4, по одному листу на каждую пару.
- Листы ватмана.
- Цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
- Правила «Как работать вместе и не ссориться».
- Карточки с заданиями к упражнению «Командная пантомима».
- Спокойная и динамичная инструментальная музыка.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии «Будем сотрудничать!».
Часть 1. Упражнения, направленные на создание психологического рабочего настроя у учащихся.
Учитель: Ребята, как уже было сказано выше, тема нашего сегодняшнего занятия «Будем сотрудничать!». Давайте посмотрим на слово «сотрудничать» (указать на доску).
- Приём «Синквейн».
Работа с определением «сотрудничество», его лингвистический анализ. В ходе анализа определения «сотрудничество» дети приходят к выводу, что сотрудничать это значит, работать вместе, трудиться, находить общий язык, не ссориться.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас во время процесса обучения, когда вы вместе работаете на уроках или участвуете в каких-либо мероприятиях, не возникает ситуаций, когда вы чувствуете, что вас не очень хорошо понимают ваши одноклассники, когда вас как будто не слышат? (Ответы учащихся)
Вот поэтому, цель нашего сегодняшнего занятия еще на один шаг приблизиться к взаимопониманию, возможности работать и трудиться вместе, без ссор и обид, т.е. учиться сотрудничать и взаимодействовать.
И первое упражнение нашего занятия будет направлено на то, чтобы вы ребята попробовали сотрудничать и взаимодействовать в командах. Упражнение называется «Командная пантомима».
- Упражнение «Командная пантомима».
Учащиеся делятся на команды по 6-7 человек. Каждой команде дается карточка с описанием ситуации, которую они должны изобразить с помощью пантомимы, при этом как бы «замерев». На обсуждение задания и на распределение ролей учащимся отводится 3-4 минуты. По окончании обсуждения, команды по очереди выходят, показывают ситуации, а остальные учащиеся отгадывают.
Учитель: Молодцы ребята! Я думаю (да, наверное, и вы со мной согласитесь), что вы прекрасно справились с этим заданием, поскольку во время подготовки «сценок» вы работали быстро и слаженно, а во-вторых, потому что ребята их других команд быстро отгадали ваши пантомимы, а значит вы еще и прекрасные актеры.
Часть 2. Основная часть мероприятия, направленная на формирование навыков сотрудничества.
- Обсуждение с учащимися правил «Как работать вместе и не ссориться».
Учитель: В одной детской песенке поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть, дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает так, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.
Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил.
Во-первых, надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит.
В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Может быть, вы сможете добавить еще какие-то правила, которые помогут вам работать слаженно, в сотрудничестве? (Ответы детей).
И теперь мы можем приступить к следующему заданию, где вам придется сотрудничать в парах.
- Задание «Рисуем вместе».
У каждой пары учащихся будет только один лист бумаги. Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш.
Ведущий может пригласить одного из детей и показать, как можно рисовать, держась вдвоем за один карандаш.
Ведущий дает инструкцию к заданию: «Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дерево и дом.
Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Кто запомнил эти правила?
(Ведущий спрашивает учащихся, которые поднимают руку и готовы ответить, еще раз четко повторяя правила для всех детей). Всем понятно задание? Можете начинать работать. На выполнение задания у вас будет отведено 5 минут».
По окончании выполнения задания ведущий спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые коротко рассказывают о своем рисунке и показывают его классу. Каждый раз ведущий называет детей по имени и благодарит за работу. Ведущий просит все ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за работу.
Учитель: Настало время нам с вами немножко размяться и отдохнуть. И я предлагаю вам выполнить следующие упражнения.
Упражнения на активизацию работы головного мозга, установления межполушарного взаимодействия.
- «Ухо-нос». Правая рука подносится к кончику носа, левая к мочке правого уха, получается положение рук «крест-накрест». Затем нужно поменять положение рук так, чтобы правая рука коснулась мочки правого уха, а левая рука – кончика носа.
- «Гармоничная восьмёрка».
На доске нарисован «знак бесконечности» или «спящая восьмерка». Учащимся необходимо «рисовать глазами» эту восьмерку, двигаясь от центра восьмерки сначала в левую, затем в правую сторону. Затем «восьмерку» можно «рисовать» в воздухе руками.
Вы попробовали работать в парах и почувствовали на себе, как непросто подстроиться под другого человека, найти с ним общий язык. А теперь я хочу посмотреть насколько вы умеете понимать меня.
- Встать «По пальцам».
Исходное положение: все сидят, учитель, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), задает классу число, выбрасывая над головой соответствующее количество пальцев. Затем он произносит: «Раз, два, три! Замри!» и открывает глаза (поворачивается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев было им предъявлено. Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество стоящих меньше заданного – то вскочить самому, если же больше (а он сам при этом стоит), то мгновенно сесть. На доске ведется игровой счет: если число стоящих верное – очко присуждается классу, если оно больше или меньше заданного – учителю.
Учитель: Ребята, а впереди у нас вами самое интересное и ответственное задание, в котором вам необходимо будет проявить свои находчивость, воображение и, конечно, способности к пониманию друг друга без слов.
Упражнения на развитие навыков сотрудничества, взаимодействия.
- «Общий рисунок»
Учащиеся разбиваются на подгруппы по 6-7 человек. Каждая команда группируется перед листом ватмана, который приколот к стене, либо лежит на полу. Игроки команд должны все вместе нарисовать картину, причем участие каждого обязательно. Во время рисования разрешается использовать только определенные геометрические фигуры или прямые линии. Игроки рисуют поочередно, при этом каждый новый «художник» должен ориентироваться на то, что уже нарисовал его предшественник. Каждой команде дается 5-6 минут. Во время работы разговаривать не разрешается.
После выполнения работы, необходимо подвести итог, предоставив участникам ответить на следующие вопросы:
- Насколько слаженно работала ваша команда?
- В чем вы видите трудности такой работы?
- Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в этой игре?
Учитель: Молодцы, ребята! Я очень рада, вы справились с этим нелегким заданием.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Эхо», где мы сможем увидеть насколько вы умеете сотрудничать всем классом.
9) Игра «Эхо».
Ведущий: «Ребята, на нашем занятии мы должны попробовать научиться дружно работать не только в парах, но и все вместе. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Эхо». Я попрошу выйти к доске (называет одного ребенка по имени).
Слушай внимательно. Я сейчас прохлопаю тебе ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Готов(а)? (Ведущий отхлопывает простой ритм из 2-4 хлопков. Ритмы должны быть очень простыми, легкими для повторения. Ребенок повторяет. Если не получилось, то учитель отхлопывает ритм еще раз). Молодец, ты справился, а теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят. Кого ты хочешь пригласить? (Ребенок называет имя одного из своих одноклассников). Ты можешь позвать (называет имя выбранного ребенка), сказав такие слова: «(Имя ребенка), ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!» (Ребенок приглашает одноклассника, тот выходит к доске и встает рядом.)
А теперь попробуем вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно! (Ведущий отхлопывает простой ритм, задача детей повторить его одновременно, вместе. Если не получается, то ведущий повторяет ритм еще раз).
Молодцы, вы справились с заданием, а теперь (обращается ко второму ребенку) ты тоже можешь пригласить помощника. Тебе надо выбрать кого-то из ребят и, назвав его по имени, сказать: «ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!».
(Далее задание повторяется, раз от раза число детей увеличивается)
Когда у доски образуется команда в 5-6 человек, можно, чтобы ускорить выполнение упражнения и не оставлять кого-то из детей в роли последнего, предложить детям, уже стоящим у доски, пригласить всех оставшихся детей, сказав слова: «РЕБЯТА! ПОМОГИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА!»).
Молодцы! Какое дружное эхо у вас получилось! Большое спасибо всем! Садитесь, пожалуйста, на свои места».
Итоги мероприятия. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие «Будем сотрудничать!». Но и мне, и нашим гостям хотелось бы узнать, а чему вы научились на сегодняшнем занятии, нужно ли его было проводить? Что вам понравилось и что не понравилось в ходе нашего мероприятия? А для этого мы с вами сыграем в игру «Карусель».
- Упражнение «Карусель».
Учащиеся становятся в круг, положив руки либо на плечи, либо на пояс соседей.
Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто-нибудь не скажет «Стоп!». Этот игрок произносит несколько положительных фраз о прошедшем мероприятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всего класса или отдельных участников, свой собственный успех.
Затем группа идет мелкими шажками налево, пока кто-нибудь опять не скажет «Стоп!» и не выскажет свои положительные суждения о классе.
Аналогичным образом класс движется то вправо, то влево, пока не выскажутся все игроки.
В качестве помощи можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
- Чему вы научились на занятии?
- Что было непонятно?
- Над чем вы еще размышляете?
- Что вас обрадовало?
- Что вам мешало?
- Какую игру вы бы провели еще раз?
- Что же такое сотрудничество?
- Как можно сотрудничать?
Учитель:
Ребята! В начале нашего занятия мы ставили цель учиться сотрудничать, понимать друг друга. Как вы думаете, цель нашего занятия была достигнута? Все ли правила дружной работы мы с вами выполнили? (Ответы детей)
Ребята, вы сегодня учились работать ВМЕСТЕ, СОТРУДНИЧАТЬ и, на мой взгляд, у вас это неплохо получилось. А когда удается играть, учиться, работать вместе без ссор и обид, то на душе становится солнечно, радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным.
Когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга и поддержать в трудную минуту, рождается ДРУЖБА. И если вдруг возникает недоразумение между друзьями (в жизни все бывает), то оно обязательно разрешится, если друзья постараются понять причину спора и сумеют в чем-то уступить друг другу. Спасибо вам всем за работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания и учиться вместе, дружно! Спасибо!
Приложение.
Материал к упражнению «Командная пантомима»
ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИНЕ |
ВРАТАРЬ И ФУТБОЛИСТЫ |
УЧЕНИКИ ЗА ПАРТАМИ |
ТАНЦУЮЩИЕ ПАРЫ |
РЕБЯТА ИГРАЮТ В «КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА» |
ТУРИСТЫ ПОЮТ ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ ВОЗЛЕ КОСТРА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в форме тренинга для учащихся 4 класса "Будем сотрудничать!"
Классный час "Будем сотрудничать!" в форме тренинга для учащихся 4 класса содержит в себе 3 основные части с играми и упражнениями:Упражнения, направленные на создание рабочего, психологического настр...
План - конспект урока ОБЖ на тему: "Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда."
Цели проведения урока:Научиться быстро и решительно действовать в случае возникновения пожара;Познакомиться с правилами пользования утюгом;Повторить изученные правила по противопожар...
План-конспект занятия по квиллингу "Квиллинг. Будем знакомы"
На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде деко...
План – конспект тренингового занятия «Будем дружны!».
Тема: Сплочение коллектива.Цель: Содействие в нормализации отношений между учащимися.Задачи: Провести игры и упражнения на сплочение и взаимодействие.Участники: учащиеся 3 – 4 классов...
Конспект: «Буду делать хорошо, и не буду - плохо»
Данный урок посвящен анализу поведения ребёнка, На этом занятии мы изучаем различные стереотипы поведения ребёнка, учим детей анализировать свои поступки, примирить свои желания и мечты с личными и со...
Классный час - тренинг в 4 классе "Будем сотрудничать"
Классный час - тренинг содержит задания на сплочение коллектива (работу в парах, микрогруппах, группах)...
презентация к классному часу "Будем сотрудничать"
Презентация к занятию - тренингу...