Методическая разработка занятия кукольного кружка "В гостях у кукольного театра"
методическая разработка (2 класс)
Знакомим детей с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол, побуждаем их к импровизации, используя перчаточные куклы, создаём творческую атмосферу на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._zanyatie_kukolnogo_kruzhka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие кукольного кружка во 2 классе.
Класс Руководитель: Птицына В.И.
Тема: В гостях у кукольного театра
Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
Образовательные: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
Развивающие: содействовать развитию творческих способностей и речи учащихся.
Воспитательные: способствовать побуждению детей к импровизации, используя театральные куклы; созданию творческой атмосферы на занятии.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, ширма, плащ - накидка, компьютер, слайды презентации
Ход занятия:
I. Организационный этап
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем занятие, друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
- Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня.
– Меня зовут Валентина Ивановна, я руководитель кукольного кружка «Петрушка». Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? Как вы думаете?
Ответ детей.
– Дети, вы когда-нибудь были на спектаклях кукольного театра.
Ответ детей.
– Чем же театр кукол отличается от других театров.
Ответ детей.
Актер…кто это? (Дети отвечают).
Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают).
– Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.
– Итак, тема сегодняшнего занятия: "В гостях у кукольного театра".
(Слайд 1)
– Отправляемся в путь. Возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню (ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).
– Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (звон колокольчика).
– Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь её надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?
– Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).
– А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.
Гимнастика. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол. Встаньте полукругом. Бом-бом-бом! (бой часов). Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла.
«Бом-бом» – забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.
– Первыми ожили куклы, которых надевают на палец. Называются они пальчиковыми куклами. (слайд 2 ). Давайте я каждому надену на руку весёлого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками.
- Как вы думаете, из чего можно сделать пальчиковую куклу?
– Это перчаточные (слайд 3) куклы.
- Почему они так называются? (Дети отвечают).
А теперь оденем куклу на руку Куклы-перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку. Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую. Поработайте пальцами, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой весёлый Петрушка!
– А ещё в кукольном театре есть куклы-марионетки. (слайд 3). У них все части туловища привязаны к верёвочкам, а верёвочки закреплены на палочках. За верёвочки дергают, и кукла оживает.
– Мы с вами превратились в кукол - марионеток. Пока веревочки ослаблены, и всё наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, всё тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.
(Резко, напряженно)
Но вот дернули за одну вёревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дёргать за все верёвочки, сразу и у нас всё задвигалось. Всё напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за верёвочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.
(Кружение, застывание). Звучит весёлая музыка «Буратино».
Физминутка.
– Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».
– Ребята, только у нас куда - то исчезли театральные куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Может Петрушка знает, где наши куклы?
Петрушка
Привет, ребята, я Петрушка – великолепная игрушка.
Шут, пересмешник, острослов любого обсмеять готов.
– Знаю, знаю. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны: "оживить" то, что достанется вам в коробочке. Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок.
– Дети, а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А теперь нам надо их "оживить"
– Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеётся, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики.
– Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
(Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)
Задание:
Покрасим листок:
Верх - голубым цветом, а низ - зелёным.
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.
В центре нашего листка - домик.
Слева - рисуем куст.
Справа - дерево.
Птички летают с куста на дерево.
– Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
– Ещё актер- кукловод должен чётко и красиво произносить речь персонажа. А помогут нам в этом специальные упражнения.
(Проводится упражнение для отработки чёткости речи.)
Заморозила зима и заборы, и дома.
Зимним утром от мороза на дворе звенят берёзы.
Все озёра – зеркала из зелёного стекла.
Возьмите себе по кукле и посмотрите, как она сделана. Наденьте её на правую руку.
Молодцы! а теперь смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой)
- Кукла идёт - радостно, грустно.
- Наклоны головы и туловища.
- Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
- Кукла: ползёт по руке кукловода, разглядывает, прячется.
- Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
– Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо ещё многому научиться.
– Вот мы и справились с заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но ключик так и не нашёлся. Что же делать дальше?
Петрушка: - Что ребятки золотой ключик ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы?
Ответ детей: Готовы.
Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Ответ детей: Без куклы.
Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?
Ответ детей: Перчаточная.
Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Приглашаю вас всех к нам в кукольный кружок. Нам такие способные кукловоды очень нужны!
Даю вам ключик от театра. До свиданья.
Рефлексия.
Учитель. В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)
Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали её оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться.
- Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети. Аплодисменты зрителей.
Педагог. Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"
Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...
Методическая разработка к занятию кружка " Формула правильного питания." Тема " НОБЫЧНОЕ КУЛИНАРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" III часть "Формула правильного питания" по теме НЕОБЫЧНОЕ КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"...
«Петрушка – народный ярмарочный герой» (методическая разработка занятия для кукольного театра)
Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить воспитанников с кукольным театром и его историей. Занятие проводится в форме экскурсии по кукольному...
"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)
Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...
Конспект занятия кружка "Речевичок". Тема: Кукольный театр по сказке "Колобок"
ЦЕЛЬ: Развивать артикуляционный аппарат. Прививать интерес к кукольному спектаклю. Расширять интонационный диапазон. Обогащать речь детей.ОБОРУДОВАНИЕ:Мягкие игрушки изображающие героев сказки.ХОД ЗАН...
Конспект занятия кружка "Речевичок". Тема: Кукольный театр по сказке "Колобок"
ЦЕЛЬ: Развивать артикуляционный аппарат. Прививать интерес к кукольному спектаклю. Расширять интонационный диапазон. Обогащать речь детей.ОБОРУДОВАНИЕ:Мягкие игрушки изображающие героев сказки.ХОД ЗАН...
Методическая разработка занятия кукольного кружка "Театральная мастерская"
Поддержать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности помогают занятия кукольного кружка "Петрушка". Вырабатываем исполнительские умения детей перевоплощаться, развиваем выразитель...