Методическая разработка занятия кукольного кружка "Театральная мастерская"
план-конспект занятия (1 класс)

Птицына Валентина Ивановна

Поддержать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности помогают занятия кукольного кружка "Петрушка". Вырабатываем исполнительские умения детей перевоплощаться, развиваем выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._zanyatie_kukolnogo_kruzhka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие кукольного кружка во 2 классе.

Класс    Руководитель: Птицына В.И.

Тема: В гостях у кукольного театра 

Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.

Задачи:

Образовательные: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.

Развивающие: содействовать развитию  творческих способностей  и речи учащихся.

Воспитательные: способствовать  побуждению детей к импровизации, используя театральные куклы; созданию творческой атмосферы на занятии. 

Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, ширма, плащ - накидка, компьютер, слайды презентации

Ход занятия:

I. Организационный этап

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем занятие, друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

-   Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки.  Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня.

 –   Меня зовут Валентина Ивановна, я руководитель  кукольного кружка  «Петрушка».  Сегодня  мы совершим путешествие в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? Как вы думаете?

Ответ детей.

– Дети, вы когда-нибудь были на  спектаклях кукольного театра.

Ответ детей.

–  Чем же театр кукол отличается от других театров.

Ответ детей.

Актер…кто это? (Дети отвечают).

Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают).

 –  Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.

 –  Итак, тема  сегодняшнего занятия: "В гостях у кукольного театра".

(Слайд 1)

     –   Отправляемся в путь. Возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню (ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).

  –   Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (звон колокольчика).

    –   Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь её надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?

     –     Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).

     –   А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

Гимнастика. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол. Встаньте полукругом. Бом-бом-бом! (бой часов). Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла.

   «Бом-бом» – забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.

    –  Первыми ожили куклы, которых надевают на палец. Называются они пальчиковыми куклами. (слайд 2 ). Давайте я каждому надену на руку весёлого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками.

- Как вы думаете, из чего можно сделать пальчиковую куклу?

  –   Это перчаточные (слайд 3) куклы.

- Почему они так называются? (Дети отвечают). 

 А теперь оденем куклу на руку Куклы-перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку. Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую. Поработайте пальцами,  чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой весёлый Петрушка!

    –  А ещё в кукольном театре есть куклы-марионетки. (слайд 3). У них все части туловища привязаны к верёвочкам, а верёвочки закреплены на палочках. За верёвочки дергают, и кукла оживает.

    –  Мы с вами превратились в кукол - марионеток. Пока веревочки ослаблены, и всё наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, всё тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.

           (Резко, напряженно)

    Но вот дернули за одну вёревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дёргать за все верёвочки, сразу и у нас всё задвигалось. Всё напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за верёвочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.

(Кружение, застывание). Звучит весёлая музыка «Буратино».

                                                Физминутка.

 – Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».

–  Ребята, только у нас куда - то исчезли театральные куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Может Петрушка знает, где наши куклы?                                          

Петрушка

Привет, ребята, я  Петрушка – великолепная игрушка.

Шут, пересмешник, острослов любого обсмеять готов.

–   Знаю, знаю. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:             "оживить" то, что достанется вам в коробочке. Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок.

–  Дети,  а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром.  А теперь нам надо их "оживить"

–  Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеётся, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики.

 – Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.

 (Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)

Задание:

Покрасим листок:

Верх - голубым цветом, а низ - зелёным.

В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.

В центре нашего листка - домик.

Слева - рисуем куст.

Справа - дерево.

Птички летают с куста на дерево.

 –  Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

 – Ещё  актер- кукловод должен чётко и красиво произносить речь персонажа. А помогут нам в этом специальные упражнения.

(Проводится упражнение для отработки чёткости речи.)

Заморозила зима и заборы, и дома.

Зимним утром от мороза на дворе звенят берёзы.

Все озёра – зеркала из зелёного стекла.

    Возьмите себе по кукле и посмотрите, как она сделана. Наденьте её на правую руку.

  Молодцы!  а теперь смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.

                          (Проводятся упражнения с куклой)

  1. Кукла идёт - радостно, грустно.
  2. Наклоны головы и туловища.
  3. Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
  4. Кукла: ползёт по руке кукловода, разглядывает, прячется.
  5. Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.

 – Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо ещё многому научиться.

 – Вот мы и справились с заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но ключик так и не нашёлся. Что  же делать дальше?

Петрушка: - Что ребятки золотой ключик  ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы?

Ответ детей: Готовы.

           Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?

Ответ детей: Без куклы.

Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?

Ответ детей: Перчаточная.

Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Приглашаю вас всех к нам в кукольный кружок. Нам такие способные кукловоды очень нужны!

Даю вам ключик от театра. До свиданья.

Рефлексия.

Учитель. В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)

      Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали её оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться.

- Какая самая лучшая награда для артиста?

Дети.  Аплодисменты зрителей.

Педагог. Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

«Петрушка – народный ярмарочный герой» (методическая разработка занятия для кукольного театра)

Данное занятие позволяет педагогу  в  занимательной  игровой  форме познакомить воспитанников с кукольным театром и его историей. Занятие проводится в форме экскурсии по кукольному...

Методическая разработка занятия кукольного кружка "В гостях у кукольного театра"

Знакомим детей с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол, побуждаем их к импровизации, используя перчаточные куклы, создаём творческую атмосферу на занятии....