Рабочая программа воспитателя ГПД
творческая работа учащихся (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
Рабочая программа ГПД составлена в соответствии с:
- Законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 23.057.2013) «Об образовании»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС. Рассчитана на учащихся начальной школы 8-9 лет, прибывающих в группе продлённого дня.
Цель воспитательной деятельности в ГПД - создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитания у детей самостоятельности, самодисциплины; гармоничного развития личности учащегося с учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка.
Основные задачи воспитательной деятельности
- Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
- Создать условия для развития нравственных качеств личности.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи группы продлённого дня
- обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;
- следовать установленному режиму дня в ГПД;
- создать условия для проведения познавательной деятельности;
- укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены.
Следовательно, основной целью учебно-воспитательной работы является создание условий для формирования духовно развитой, творческой, и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.
Основные направления работы ГПД
- познавательное
Основные формы воспитания в ГПД: чтение, тематические беседы, экскурсии.
Цель: образование и воспитание личности обучающихся.
Задачи:
- воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы;
- повысить образовательный и культурный уровень детей;
- оказывать помощь учащимся в усвоении образовательных программ;
- обучить рациональным приемам работы с информацией;
- развивать познавательные процессы и интересы личности;
- развивать основные нравственные качества личности ребенка;
- организовать работу с семьей, изучать семейные традиции, воспитывать у учащихся уважение к семейным ценностям;
- формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
- физкультурно-оздоровительное
Основные формы воспитания в ГПД: подвижные игры, эстафеты, физкультминутки.
Цель: сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья младших школьников.
Задачи:
- развивать у детей потребность в спорте;
- ежедневно организовывать подвижные игры на улице, физкультминутки;
- контролировать соблюдение правил личной гигиены учащимися;
- следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм питания и культурой поведения за столом;
- перед выходом на улицу провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности; следить, чтобы дети были одеты в соответствии с погодой;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
- формировать полезные привычки;
- воспитывать способность учащихся осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием.
- трудовое
Основные формы воспитания в ГПД: экологические акции, уборка кабинета, работа на пришкольном участке, уход за комнатными растениями в кабинете и т.д.
Цель: воспитание трудолюбия и культуры труда.
Задачи:
- организовать трудовую и профориентационную деятельность обучаемых;
- воспитывать любовь к родному краю, патриотические и гражданские чувства;
- учить детей ответственно подходить к выполнению школьных обязанностей;
- воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию;
- ежедневно убираться в классе, создавать условия для ухода за комнатными растениями в помещении;
- организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.
- творческое
Основные формы воспитания в ГПД: рисование, лепка, аппликация и т.д.
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи:
- организовать посещение учащимися различных кружков по интересам;
- развивать индивидуальные способности;
- продолжить формирование творческого воображения, любознательности;
- уверенно овладеть теми способами учебных действий, которые позволяют решать творческие учебно-информационные задачи;
- обеспечить психологический комфорт каждого учащегося;
- воспитывать трудолюбие, наблюдательность, ответственность, бережное отношение к продуктам творчества.
- коммуникативное, коллективно-творческое
Основные формы воспитания в ГПД: игры, изготовление коллажей, открыток к праздникам и конкурсам, ярмарки, утренники, КВН, деловые разговоры, защита проектов и т.д.
Цель: продолжение формирования у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
Задачи:
- пропедевтика проектной деятельности учащихся;
- создать условия для коммуникативного общения;
- обучать навыкам культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры;
- совершенствовать умение работать в группе, согласовывать свои действия с партнерами;
- развивать умение выслушать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы
Рабочая программа ГПД предполагает получение следующих результатов:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению. Включают конкретные учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества обучения учащихся;
- развитие индивидуальности учащихся;
- развитие интереса к изучаемым предметам;
- развитие самостоятельности;
- формирование полезных привычек.
Деятельность ГПД
Цель:
Создать благоприятную обстановку для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности каждого ребёнка в успехе.
Целью организации ГПД в школе является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для учащихся начальных классов в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Основные задачи:
1. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
2. Создать условия для развития нравственных качеств личности.
3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачами ГПД также являются:
Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.
Способствовать сплочению ученического коллектива.
Формирование положительного отношения к учебе, потребность и способность выполнять учебные задания учителя.
Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире.
Задачи на год.
- Повышение качества выполнения домашних заданий;
- Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.
- Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: (маме, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям).
- Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.
- Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
- Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
- Расширить представления быта ребят о нашем посёлке (городе), научить любить его.
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня
Режим дня группы продлённого дня на учебный год
- Прием детей в группу.
- Обед.
- Прогулка, подвижные игры.
- Самоподготовка.
- Занятия по интересам, кружки, клубные часы.
- Индивидуальная работа с дежурными.
- Подведение итогов дня.
- Прогулка, уход детей домой.
Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей в группу | Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. |
Отдых и деятельность на воздухе | Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. |
Обед | Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды. |
Самоподготовка | Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи. |
Клубно-кружковая работа | Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. |
Подведение итогов дня | Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. |
Индивидуальная работа с дежурными | Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Методическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
Для достижения целей воспитания и решения поставленных задач используется следующая литература:
- Касаткина, Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня.
- Левчук, С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня.
- Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации.
Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями
- Взаимодействие с родителями.
- Работа психолога для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Участие в общешкольных мероприятиях.
- Организация досуга учащихся совместно с ДК.
- Посещение музея, библиотеки
- Организация дискуссий по проблемам здоровья со школьной медсестрой.
- Организация встреч по проблемам воспитания и ценностных ориентаций подрастающего поколения с ветеранами ВОВ, социальным педагогом школы, инспектором ПДН.
Формы подведения итогов реализации программы:
- сбор отзывов всех участников (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;
- итоговые творческие отчеты (детские мастерские, ярмарки, выставки, мастер-классы);
- открытые мероприятия, защита проектов, участие в конкурсах;
- анализ социальной активности учащихся;
- анкетирование;
- круглый стол, коллективное обсуждение итогов года.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- Стол компьютерный
- Комплект парт и стульев
- Проектор
- Компьютер
- Принтер
- Колонки
Литература
- Галкина, Т.И., Котельникова, В.В. Воспитательная работа классного руководителя [Текст] - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Касаткина, Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня [Текст] - М.: «Учитель», 2005.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] - М.: «ВАКО», 2004.
- Конвенция о правах ребёнка .
- Левчук, С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня [Текст]. - АРКТИ, 2007.
- Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации [Текст] / В.Б. Леонтьева. – Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.- 26 с.
- Рожков, М.И.Организация воспитательного процесса в школе. - М.2001.
- Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1. [Текст] / Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2-е изд., стереотип. – 2008. – 253 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование рабочей программы воспитателя ГПД
Рабочая программа включает в себя цели и задачи работы с группой ГПД уч-ся 4 кл, характеристику группы и планирование занятий на весь учебный год...
Рабочая программа воспитателя ГПД
Рабочая программа для воспитателей ГПД....
Рабочая программа воспитателя
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие...
Рабочая программа воспитателя ГПД
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспит...
Рабочая программа воспитателя ГПД
Рабочая программа...
рабочая программа воспитателя ГПД
Рабочая программа для воспитателей ГПД 1-2 класса...
Рабочая программа воспитателя группы продлённого дня
Цель: Создание условий для развития и воспитания компетентного, творческого учащегося, любящего свою Родину и умеющего ценить прекрасное, для приобщения ребенка к духовным ценностям, воспитания высоко...