Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладной направленности «Красота без границ».
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно - прикладной направленности "Красота без границ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дополнительного образования | 61.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Творчество»
муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
Дополнительная общеобразовательная программа
декоративно – прикладной_____ направленности
«___Красота без границ___»
название программы
Возраст обучающихся: ____7-15____ лет
Срок реализации: __1 (один)_____ год
Автор-составитель:
__Несветова А. И педагог ДО__,
ФИО, должность
п. Чернышевский
Пояснительная записка
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность.
Направленность программы – декоративно-прикладная.
Новизна дополнительной образовательной программы арт-студии «Красота без границ» состоит в том, что дети учатся сразу нескольким основным техникам: работа с бумагой, с фетром, с тканями, с атласными лентами с природным материалом в стиле мозаика.
Сегодня, в век технического образования, необходимо приобщить детей школьного возраста к техническому творчеству через игру, занятия по труду. Для конструирования используются материалы, которых много в нашей повседневной жизни (картонные упаковки, пластмассовые упаковки одноразового питания, пластиковые бутылки из-под напитков, различные бумаги, макароны, крупы и т.д.).
Актуальность. Работа в Арт-студии «Красота без границ» - прекрасное средство развития творческого мышления, умственных способностей, мелкой и средней моторики рук детей. Формируется целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, развивается техническое мышление, навыки конструирования.
Практическая значимость. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами: работа с бумагой, с фетром, с тканями, с атласными лентами с природным материалом в стиле мозаика и т.д., изготовление игрушек, аппликаций, картин, различных полезных предметов для души и дома.
Педагогическая целесообразность. Расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, фетром, атласными лентами, тканями, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на занятиях в творческой Арт-студии «Красота без границ». Работа студии организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Для написания своей программы я использовала программы в интернете. Вид программы – модифицированная разработана с учетом местных условий, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного режима конкретного детского учреждения.
Цель программы. Арт-студия «Красота без границ» развитие творческих способностей обучающихся, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Основные задачи программы
Обучающие:
- Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;
- Обеспечить обучающихся дополнительными знаниями по трудовому обучению;
- Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Развивающие:
- Формировать потребность в самопознании и саморазвитии;
- Способствовать развитию самостоятельности в работе и творческой активности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- Формировать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 год - 340 часов, 10 часов в неделю, продолжительность занятия 2-3 академических часа, занятия проводятся 4 раза в неделю.
Рекомендуемый возраст детей: 7-15лет. Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное).
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.
Формы и режим занятий.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий
используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Программа всех разделов студии усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.
В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
- Аккуратность;
- Четкость выполнения изделия;
- Самостоятельность выполнения;
- Наличие творческого элемента.
Ожидаемые результаты.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- Названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- Правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
- Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- Способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно пользоваться ручными инструментами;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- Бережно относиться к инструментам и материалам;
- Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- Самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
- Правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Методы обучения.
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
- Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных и республиканских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
- Итоговая аттестация.
Учебно - тематический план на 1 группу 340 часов.
(1 подгруппа 170 ч, 2 подгруппа 170 ч.)
№ | Разделы. Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с бумагой | 52 | 21 | 31 |
3 | Работа с фетром | 30 | 10 | 20 |
4 | Шитье подушек-игрушек | 30 | 10 | 20 |
5 | Канзаши | 36 | 13 | 23 |
6 | Вкусные фантазии | 19 | 7 | 12 |
7 | Итоговая аттестация. Заключительное занятие. | 1 | - | 1 |
Итого | 170 | 62 | 108 |
Содержание программы
Раздел I. Введение в программу (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при работе. Материалы и инструменты. Коллективное знакомство. (2 часа).
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», «Интервью»). Работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся: проведение анкетирования «Мои увлечения».
Раздел II. Работа с бумагой (52 часов)
Тема 2. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов).(1 час).
Теория: Виды бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств бумаги разных видов. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный). Показ презентации. Обсуждение).
Тема 3. Основы цветоведения. Сочетание цветов. (1 час).
Теория: Введение в цветовой круг. Основные цвета. Вторичные цвета. Третичные цвета. Цветовые сочетания. Цветовая гармония - основные приемы создания цветовых схем. Основные цветовые схемы. Комплементарные или дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета.
Тема 4. Основы построения композиции. (1 час).
Теория: Основные правила, приёмы и средства композиции на примере предметов декоративного искусства. Статичная и динамичная композиция. Ритмическая и пластическая композиция. Стилизация. Орнамент. Построение композиции. Стилизация. Выполнение орнамента. Обсуждение.
Тема 5. Аппликация из ладошек. Просмотр работ в этой технике. (1 час).
Практика: Знакомство детей с аппликациями ладошками. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Обсуждение Изготовление необходимых элементов для аппликации. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Творческая работа. Обсуждение.
Тема 6. Знакомство с техникой «Оригами». Виды оригами. (1 час).
Теория: Искусство складывания бумаги. Знакомство с техникой оригами. Что такое модуль. Знание элементарных условных обозначений. Обсуждение. Демонстрация приемов: сгибание, складывание. Схема. Обсуждение.
Тема 7. Квадрат основная фигура в оригами. Знакомство с базовыми формами. (2 часа).
Теория: Знакомство с основной фигурой в оригами. Знакомство с базовыми формами в оригами. История возникновения базовых форм. Просмотр базовых форм. Просмотр схем.
Практика: Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Изготовление квадрата. Изготовление базовых форм. Умение читать схемы. Обсуждение.
Тема 8. Базовые формы. Выполнение композиции. (3 часа)
Теория: Базовые формы – основа любого изделия. Условные обозначения. Работа с инструкционными картами и схемами. Знакомство со схемами складывания.
Практика: Складывание изделий на основе базовых форм. Оформление композиций. Обсуждение.
Тема 9. Выполнение схемы «Бабочка», «Лисичка». (3 часа).
Теория: Знакомство со схемами. Обсуждение.
Практика: Выполнение фигуры бабочки и лисички из бумаги.
Тема 10. Выполнение схемы «Кораблик», «Лотос». (3 часа).
Теория: Знакомство со схемами. Обсуждение.
Практика: Выполнение фигуры кораблик и лотос из бумаги.
Тема 11. Выполнение схемы «Тюльпан». (3 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение.
Практика: Выполнение фигуры тюльпан.
Тема 12. Выполнение схемы «Лилии». (3 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение.
Практика: Выполнение фигуры Лилия.
Тема 13. Выполнение композиции «Букет цветов». (3 часа).
Теория: Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Практика: Поэтапное изготовление цветочной композиции в технике оригами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. Обсуждение.
Тема 14. Знакомство с бумажной моделью Кусудама. (2 часа).
Теория: Что такое оригами, кусудама? Правила техники безопасности. Виды и качество бумаги. Повтор базовых форм, термин и условных обозначений в технике оригами.
Практика: Просмотр видео. Создание различных модульных изделий. Освоение приема соединения модулей. Изготовление модулей для кусудамы.
Тема 15. Выполнение кусудамы. (3 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение.
Практика: Изготовление модулей для кусудамы. Сборка модели.
Тема 16. Модульное оригами. Знакомство с треугольными модулями. (2 часа).
Теория: знакомство с понятием «модуль», складывание базового модуля; способы соединения модулей ,способы добавления и убавления модулей; обозначение на чертежах.
Практика: Изготовление модулей. Изучение создания объёмных фигур по схеме.
Тема 17. Заготовка модулей для фигуры «Клубника». (2 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение.
Практика: Заготовка определённого количества модулей.
Тема 18. Сборка фигуры «Клубника» по схеме. (2 часа).
Теория: Обсуждение сборки фигуры по схеме.
Практика: Сборка фигуры «Клубника».
Тема 19. Заготовка модулей для фигуры «Долька арбуза». (2 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение.
Практика: Заготовка определённого количества модулей.
Тема 20. Сборка фигуры «Долька арбуза» по схеме. (3 часа).
Теория: Обсуждение сборки фигуры по схеме.
Практика: Сборка фигуры «Долька арбуза».
Тема 21. Заготовка модулей для фигуры «Пингвинчик». (2 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение.
Практика: Заготовка определённого количества модулей.
Тема 22. Сборка фигуры «Пингвинчик» по схеме. (3 часа).
Теория: Обсуждение сборки фигуры по схеме.
Практика: Сборка фигуры «Пингвинчик».
Тема 23. Заготовка модулей для композиции «Аквариум». (3 часа).
Теория: Знакомство со схемой. Обсуждение будущей композиции.
Практика: Заготовка определённого количества модулей.
Тема 24. Сборка фигур рыб по схеме. Составление композиции. (2 часа).
Практика: Сборка фигур «Рыба». Составление композиции. Стилизация. Итоговое занятие. Выставка работ. Обсуждение.
Тема 25. Итоговое занятие. Выставка работ. (1 час).
Практика: Подготовка к выставке работ. Выставка работ. Обсуждение.
Раздел III. Работа с фетром. (30 часов)
Тема 26. Вводное занятие. ТБ при работе. История возникновения фетра. (1 час).
Теория: История возникновения фетра. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.
Тема 27. Основные приемы работы с фетром. Основные ручные швы. Способы закрепления нити. (3 часа).
Теория: Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Закрепление нити несколькими способами.
Практика: Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Выполнение швов на фетре. Закрепление нити несколькими способами.
Тема 28. Выполнение мягкой игрушки «Зайченок». (3 часа).
Теория: Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 29. Выполнение мягкой игрушки «Котенок». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 30. Выполнение мягкой игрушки «Тучка». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 31. Выполнение мягкой игрушки «Единорог». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 32. Выполнение игрушки на пальцы «Животные». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 33. Выполнение мягкой игрушки «Луна». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 34. Выполнение букв из фетра. Мягкая «А». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 35. Выполнение из фетра своего имени. (4 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами.
Практика: Разработка выкроек по данным. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 36. Итоговое занятие. Выставка работ. (1 час).
Практика: Подготовка к выставке работ. Выставка работ. Обсуждение.
Раздел IV. Шитье подушек – игрушек. (30 часов)
Тема 37. Вводное занятие. ТБ при работе. Знакомство со швейной машинкой. (2 часа).
Теория: Оборудование. Техника безопасности. Знакомство со швейной машиной. Устройство и работа швейной машины (механической и электрической). Технология изготовления машинных швов.
Практика: Устройство и работа швейной машины (механической и электрической). Технология изготовления машинных швов.
Тема 38. История шитья. Виды швов. (3 часа).
Теория: История возникновения шитья. Виды ручных швов. Виды машинных швов. Правила выполнения ручных швов. Правила работы на швейной машине.
Практика: Отработка ручных швов. Показ машинных швов.
Тема 39. Выполнение заготовок для подушки «Звезда». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Рациональное использование материала. Правила раскроя ткани.
Практика: Разработка выкроек по данным.
Тема 40. Выполнение подушки «Звезда». (3 часа).
Теория: Беседа об объемных игрушках. Знания о построении шаблона и соединении материала.
Практика: Раскрой ткани, пошив и набивка деталей, оформление игрушки.
Тема 41. Выполнение заготовок для подушки «Тучка». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Раскрой ткани.
Практика: Разработка выкроек по данным.
Тема 42. Выполнение подушки «Тучка». (3 часа).
Теория: Знания о построении шаблона и соединении материала.
Практика: Раскрой ткани, пошив и набивка деталей, оформление игрушки.
Тема 43. Выполнение заготовок для подушки «Луна». (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Раскрой ткани.
Практика: Разработка выкроек по данным.
Тема 44. Выполнение подушки «Луна». (3 часа).
Теория: Знания о построении шаблона и соединении материала.
Практика: Раскрой ткани, пошив и набивка деталей, оформление игрушки.
Тема 45. Выполнение заготовок для буквы - подушки. (3 часа).
Теория: Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Раскрой ткани.
Практика: Разработка выкроек по данным.
Тема 46. Выполнение буквы - подушки. (3 часа).
Теория: Знания о построении шаблона и соединении материала.
Практика: Раскрой ткани, пошив и набивка деталей, оформление игрушки.
Тема 47. Итоговое занятие. Выставка работ. (1 час).
Практика: Подготовка к выставке работ. Выставка работ. Обсуждение.
Раздел V. Канзаши. (36 часов)
Тема 48. Вводное занятие. ТБ при работе. История появления канзаши, материалы и инструменты. (1 час).
Теория: История появления канзаши, материалы и инструменты. Техника безопасности. Атласная лента, ее разнообразие. Обучающиеся узнают о способах соединения и крепления, способах подборки цветов для наилучшего сочетания в собранном изделие. Способы крепления цветков на резинки и другие аксессуары.
Тема 49. Знакомство с формой острый лепесток. (2 часа).
Теория: Острый лепесток канзаши. В это разделе, обучающиеся ознакомятся со способом сборки острых лепестков, подберут цвета для наилучшего сочетания в их изделии.
Практика: Научаться собирать острый лепесток вместе с руководителем.
Тема 50. Сборка цветов с острыми лепестками. (3 часа).
Теория: Виртуальная экскурсия в мир канзаши, технология изготовления острого лепестка. Материалы и инструменты для изготовления канзаши (острый лепесток).
Практика: Под руководством руководителя самостоятельно соберут острый лепесток.
Тема 51. Знакомство с двухцветным острым лепестком. (2 часа).
Теория: Технология изготовления двойного лепестка. Фурнитура и ее разнообразие. Материалы и инструменты для изготовления канзаши (двойной лепесток).
Практика: Научаться собирать двуцветный двойной лепесток вместе с руководителем.
Тема 52. Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками. (3 часа).
Теория: Правила экономичного расходования ленты. Способы склеивания лепестков. Обсуждение использования собранного цветка для украшения заколки или резинки.
Практика: Под руководством руководителя самостоятельно соберут двойной двуцветный острый лепесток.
Тема 53. Оформление заколок, резинок для волос цветами с острыми лепестками. (3 часа).
Теория: Способы крепления цветков на заколки и другие аксессуары.
Практика: Оформление резинок для волос получившимися цветами.
Тема 54. Знакомство с формой плоский круглый лепесток. (2 часа).
Теория: Повторение ТБ, с материалами и инструментами. Видео- урок «Круглый лепесток», технология изготовления. Обсуждение.
Практика: Нарезка заготовок из тканей и лент для изготовления цветов. Научаться собирать плоский круглый лепесток вместе с руководителем.
Тема 55. Сборка цветов с плоскими круглыми лепестками. (3 часа).
Теория: Правила экономичного расходования ленты. Способы склеивания лепестков. Обсуждение использования собранного цветка для украшения заколки или резинки.
Практика: Под руководством руководителя самостоятельно соберут плоский круглый лепесток.
Тема 56. Украшение заколок, резинок цветами из круглых лепестков. (3 часа).
Теория: Способы крепления цветков на заколки и другие аксессуары.
Практика: Оформление резинок для волос получившимися цветами.
Тема 57. Заготовка форм для поделки «Бабочка». (3 часа).
Теория: Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений (бисер, бусинки, крепление, усики).
Практика: Изготовление лепестков. Соединение и комбинирование их в крылышки.
Тема 58. Выполнение поделки «Бабочка». (2часа).
Теория: Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений (бисер, бусинки, крепление, усики).
Практика: Изготовление лепестков. Соединение и комбинирование их в крылышки. Сборка изделия.
Тема 59. Заготовка форм для композиции из цветов. (3 часа).
Теория: Повторение ТБ. Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений (бисер, бусинки, крепление).
Практика: Обдумывание композиции. Заготовка лент, нарезка лент.
Тема 60. Сборка цветов. (4 часа).
Теория: Обдумывание композиции.
Практика: Сборка цветов.
Тема 61. Составление композиции. (2 часа).
Теория: Обдумывание композиции.
Практика: Составление композици.
Тема 62. Итоговое занятие. Выставка работ. (1 час).
Практика: Подготовка к выставке работ. Выставка работ. Обсуждение.
Раздел VI. Вкусные фантазии. (19 час.)
Тема 63. Вводное занятие. Правила техники безопасности в работе с необходимыми предметами. Демонстрация изделий. (1 час).
Теория: Правила техники безопасности в работе с необходимыми предметами. Демонстрация изделий. Обсуждение.
Тема 64. Знакомство детей с художественным материалом – макаронные изделия, крупы. (1 час).
Теория: Ознакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия, крупы. Обсуждение. Учить аккуратно, раскрашивать мароны для создания будущих работ.
Тема 65. Выполнение композиции «Цветы». (3 часа).
Теория: Продумывание предстоящей работы. Подготовить макаронные изделия и крупы для создания будущих работ.
Практика: Выполнение композиции «Цветы».
Тема 66. Выполнение композиции «Ежик в лесу». (3 часа).
Теория: Продумывание предстоящей работы. Подготовить макаронные изделия и крупы для создания будущих работ.
Практика: Выполнение композиции «Ежик в лесу».
Тема 67. Выполнение композиции «Океан». (3 часа).
Теория: Продумывание предстоящей работы. Подготовить макаронные изделия и крупы для создания будущих работ.
Практика: Выполнение композиции «Океан».
Тема 68. Выполнение композиции «Горшок с цветами». (3 часа).
Теория: Продумывание предстоящей работы. Подготовить макаронные изделия и крупы для создания будущих работ.
Практика: Выполнение композиции «Горшок с цветами».
Тема 69. Выполнение композиции на свободную тему. (4 часа).
Теория: Продумывание предстоящей работы. Подготовить макаронные изделия и крупы для создания будущих работ.
Практика: Выполнение композиции на свободную тему.
Тема 70. Итоговое занятие. Выставка работ. (1 час).
Практика: Подготовка к выставке работ. Выставка работ. Обсуждение.
Итоговая аттестация. Заключительное занятие.
Выполнение аттестационного задания по пройдённому материалу. Выставка работ.
Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: рабочий стол, ножницы, канцелярский нож, клей, спицы, отрезки ткани, фетр, нитки вязанные, газеты, бумага, природный материал, атласные ленты, фурнитура, бисер и др.
Методические рекомендации:
Задачи данной программы будут выполнены, если воспитанник на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я».
Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Планирование имеет направленность на формирование у детей обще трудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.
Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.
Список литературы, используемый педагогом:
- Блондо, С. Н. Цветы из ткани канзаши: Украшения для волос, модные аксессуары и декор. [Текст] / С Н. Блондо // Издательство: ИГ «Контэнт», - 2014г.
- Гибб, Х. Р. Изысканные цветы из лент. Украшения и аксессуары. Винтаж и современность. [Текст] / Х. Р. Гибб // Издательство: Кристина - 2007 г.
- Зайцева, А. А. Войлок и фетр. [Текст] / А. А. Зайцева // - Эксмо, -2013 г.
- Ивановская, Т. В. Игрушки и аксессуары из фетра. [Текст] / Т. В. Ивановская // Рипол классик, - 2013 г.
- Кнаке, Ж. В. Картины из фетра своими руками. [Текст] / Ж. В. Кнаке // Ниола – Пресс, - 2014 г.
- Лебедева, О. Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для ВУЗов /под ред. О. Е. Лебедева, [Текст] / О. Е. Лебедева // М.: ВЛАДОС, -2003 г.
- Романенко, В. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. — М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2009г.
- Соколова, Г. А. Подобные фигуры. [Текст] / Научно – методическое пособие / Г. А. Соколова // Новосибирск. - 2004.
- Токарева, Е. А. Цветы из ткани и лент. Красиво и просто. [Текст] / Е. А. Токарева //Издательство: Эксмо-Пресс, - 2014 г.
- Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. [Текст] / А.С. Хворостов — М.: Просвещение, 1981г.
Список литературы, рекомендуемый для детей
- Агапова, И. А., Давыдова, М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова, // М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», - 2006г.
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги. [Текст] / З. А. Богатеева // М.: Просвещение, 1992г.
- Выгонов, В. В. Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолеты. [Текст] / В. В. Выгонов // М.: Издательский Дом МСП, 2004г.
- Груша, О.С. Яркие поделки и аппликации из фетра [Текст] / О. С. Груша // Издательство: Эксмо-Пресс, - 2007 г.
- Кочетова, С. С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером [Текст] / С. С. Кочетова // Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001г.
- Соколова, О. Ю. Этот удивительный фетр. [Текст] О. Ю. Соколова // Феникс, 2015 г.
- Токарева, Е. А. Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние. [Текст] / Е. А. Токарева Издательство: Эксмо, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"
Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество. Творческая мастерская".
Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно- прикладное творчество" адресована обучающимся 4-х классов....
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Добрые ладошки»
Программа дополнительного образования детей «Добрые ладошки» является дополнительной общеобразовательной программой социально-педагогической направленности. Глобальные социальные, экономич...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
Программа "Занимательный английский" предназначена для обучения детей 1 класса. Программный материал распределён на 1 год. ...
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»
Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.Изучение истории родного края по данной программе предпол...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык"
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык" разработанна для школьников первого класса, возраста 7 лет. Уровень программы ознакомител...