Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»
рабочая программа
Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.
Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся сохранить историю и традиции своей малой родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» разработана на основе нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Устава и учебного плана МБОУ Верхнекужебарской СОШ.
Направленность программы туристско-краеведческая.
Уровень программы: базовый.
Актуальность. Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.
Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся сохранить историю и традиции своей малой родины.
Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута, обучающегося предоставляется каждому участнику творческого объединения. В связи с разнообразием направлений деятельности, каждому предоставляется возможность выбрать тот или иной раздел изучаемой дисциплины в зависимости от его индивидуальных пожеланий и заинтересованности: кому то нравится сам процесс изучения истории своего села и района, кому то изучать родословную своей семьи и не только, документировать и обрабатывать находки, кому то оформлять музейные выставочные экспозиции и школьные коллекции, выступать с сообщениями, докладами, презентациями на различных тематических конкурсах, семинарах, конференциях и многое другое.
Адресат программы:
Участниками программы являются дети в возрасте 11-18 лет. Программа «Наш Кужебар, храни себя, храни» рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.
Объём и срок освоения программы:
Программа курса рассчитана на 1 год, 216 часов:
Форма обучения: очная.
Формы занятий – групповые, индивидуальные, вводные, ознакомительные, комбинированные, практические, игровые, контроля, викторина, экскурсия, конкурс и др.
В программу включены методы: составления краеведческой характеристики населенного пункта, составления текста экскурсий, расширения краеведческого кругозора, что позволяет развивать пространственное мышление, овладеть профессиональными качествами и навыками.
Новизна данной программы заключается в том, что она комплексная, учитывает метапредметные и межпредметные связи, которые в интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста учащихся и помогают параллельно осваивать несколько направлений деятельности (познавательная, проектная, исследовательская), которые представляют больше возможностей для творческой самореализации.
Отличительные особенности программы:
- раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
- изучение особенностей истории своей местности
- учёт интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все её этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств.
Состав группы: 10 человек.
Режим занятий:
- Режим занятий, обучающихся регламентируется годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий.
- Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы является учебное занятие.
- Учебные занятия ведутся на базе МБОУ Верхнекужебарской СОШ, согласно лицензии школы.
Периодичность и продолжительность занятий:
- Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями в 10 мин.
- Учебный год для группы начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
- Продолжительность учебного года для группы составляет 37 недель.
- С 01 июня по 27 июня работает по летнему режиму. В данный период реализуются досуговые программы летнего отдыха и занятости детей и подростков.
- Обучение проводится во второй половине дня. Продолжительность учебного занятия 45 мин. с учётом возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учётом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
- В целях реализации здоровьесберегающего подхода при организации образовательного процесса во время учебных занятий в обязательном порядке предусмотрены физкультурные паузы.
Цель программы:
формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение и любовь к Отчизне, к своей малой Родине, её прошлому, умение сохранять и приумножать её традиции и историю.
Задачи:
Личностные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- формировать умение работать в коллективе;
- научить уважать чужой труд;
-содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Метапредметные:
- формировать чувство самоконтроля;
- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;
- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;
- развивать ораторские способности учащихся.
- воспитать патриотические и эстетические чувства.
Предметные:
- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре;
- обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического исследования;
- активизировать деятельность учащихся по улучшению природной среды своего края
Ожидаемые результаты
В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При освоении предметных результатов будет формироваться:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой села Верхний Кужебар.
При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие УУД
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием архивов, дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учебный план
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Формы контроля | |
Теоретич. | Практич | |||
Введение. | 1 | - | Вводная диагностика | |
Введение в музейное дело | 4 | 7 | ||
Что такое родословная? | 3 | Текущий | ||
Написание исследовательской работы «Родословная моей семьи» | 2 | 12 | Промежуточный | |
Создание проекта «Когда душа перерастает в слово». | 3 | 12 | Промежуточный | |
Летопись моего села Верхний Кужебар. | 5 | 12 | Промежуточный | |
Улицы моего села. | 4 | 15 | Промежуточный | |
Люди села. | 5 | 14 | Промежуточный | |
Природное наследие. | 5 | 10 | Промежуточный | |
Архитектурные особенности построек в селе. | 5 | 13 | Промежуточный | |
Культурное наследие, местные традиции. | 3 | 12 | Промежуточный | |
Литературно – поэтическое краеведение. | 3 | 11 | Промежуточный | |
Великая Отечественная война и жители села. | 3 | 8 | Промежуточный | |
История образовательного учреждения | 4 | 8 | Промежуточный | |
Школьный музей | 5 | 8 | Промежуточный | |
История сельхозпредприятия АО им. Ленина. | 4 | 8 | Промежуточный | |
Оформление личностных достижений «Портфолио краеведа» | 1 | 4 | Итоговый | |
Итого: | 60 | 172 | ||
222 часа |
Содержание учебного плана программы «Наш Кужебар, храни себя, храни»
N | Задачи | Содержание | Формы обучения | |
Вводное занятие | Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время экскурсии по селу. Знакомство с детьми, их интересами. | Беседа, лекция, инструктаж | ||
Родословная моей семьи. | Изучение родословной своей семьи, составление генеалогического древа семьи. | Знакомство с теорией вопроса и понятием родословная. Рассматривание родословной своей семьи. Поиск информации у родственников старшего поколения, запись рассказов, поиск и исследование старинных семейных фотографий, выяснение имен и биографий родственников, степень родства. Обучение и составление древа в единой схеме. | Лекция, беседа, практическое занятие | |
Летопись моего села. | Изучение истории села и составление летописи с момента возникновения до наших дней. | Поиск фактов, проверка их достоверности, краткая формулировка текста. Расположение в хронологической последовательности. Публикация материалов. | Лекция, беседа, экскурсия | |
Улицы моего села. | Собрать материал о строительстве в селе домов и их жителях в разные годы. | Топонимика улиц и села. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов. Кто строил дома, жители в разные годы. | Лекция, беседа, экскурсия | |
Люди села. | Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, почетных граждан села. | Окружающие тебя люди интересны своими делами. Поэты, передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане села. Знакомство, встречи с интересными людьми, которые рассказывают о жителях, их судьбах. | Лекция, беседа | |
Природное наследие. | Прививать интерес и бережное отношение к природе родных мест, изучение и охрана окружающей среды. | Неповторимость природы, влияние на жизнь, традиции, окружающей среды, изменения в землепользовании. | Беседа, практическое занятие, | |
Архитектурные особенности построек в селе. | Изучение особенностей построения усадьб, построек, улиц. | Проект «Улицы моего села». Выяснение топонимики улиц и села, особенности применения местного стройматериала. Село сегодня. | Лекция, беседа, практическое занятие экскурсия | |
Культурное наследие, местные традиции. | Изучение культурного наследия и творчества жителей села, факты культурной жизни села | Литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции села. Школа – центр культурной жизни в селе в разные годы. | Лекция, беседа, практическое занятие | |
Литературно - поэтическое краеведение. | Изучение литературного наследия жителей и учащихся села. | Местные поэты о селе. Мемуары и воспоминания – важный источник знаний о селе. Творческие люди в наши дни. | Лекция, беседа, практическое занятие | |
Великая Отечественная война и жители села Верхний Кужебар | Изучение военной истории на местном краеведческом материале. | Судьба села в годы Великой Отечественной войны. Особенности военного времени для сельчан. Военная экспозиция в музее. Письма с фронта. Первые послевоенные годы в Верхнем Кужебаре. | Лекция, беседа, практическое занятие | |
История образовательного учреждения | Изучение истории возникновения и развития школы и образования в селе. | Учителя и ученики разных лет. Интересные воспоминания, традиции. Развитие школы, этапы. Проект «От школы прошлой, к школе будущего». Школьные традиции. | Лекция, беседа, практическое занятие | |
Школьный музей | Совершенствование работы музея и его роль в образовании и воспитании обучающихся. | Первые музееведы. Экспозиции. Тематикоэкспозиционные планы. Интересные находки и экспонаты. Роль музея в пропаганде исторических знаний по истории села и школы. Сбор материалов продолжается. | Лекция, беседа, практическое занятие | |
История сельхозпредприятия. | Изучение фактов развития предприятия, разных форм собственности на нашей территории в XX веке. | Проблемы и успехи в наши дни: АО им. Ленина | Лекция, беседа, практическое занятие | |
Оформление личностных достижений «Портфолио краеведа» | Оформление личного портфолио. | Практическое занятие |
Календарный учебный график
Тема | Месяц | Дата | Неделя | Количество часов | |
Введение. Введение в музейное дело | сентябрь | 01.09-04.09 | 1 | 6 | |
Что такое родословная? Написание исследовательской работы «Родословная моей семьи» | 08.09-11.09 | 2 | 6 | ||
14.09-18.09 | 3 | 6 | |||
Создание проекта «Когда душа перерастает в слово». | 21.09-25.09 | 4 | 6 | ||
28.09-02.10 | 5 | 6 | |||
Летопись моего села Верхний Кужебар. | октябрь | 05.10-09.10 | 6 | 6 | |
Улицы моего села. | 12.10-16.10 | 7 | 6 | ||
19.10-23.10 | 8 | 6 | |||
26.10-30.11 | 9 | 6 | |||
Люди села. | ноябрь | 02.11-06.11 | 10 | 6 | |
09.11-13.11 | 11 | 6 | |||
Природное наследие. | 16.11-20. 11 | 12 | 6 | ||
23.11-27.11 | 13 | 6 | |||
Архитектурные особенности построек в селе. | декабрь | 30.12-04.12 | 14 | 6 | |
07.12-11.12 | 15 | 6 | |||
14.12-18.12 | 16 | 6 | |||
Культурное наследие, местные традиции. | 21.12-25.12 | 17 | 6 | ||
январь | 11.01-15.01 | 18 | 6 | ||
18.01-22.01 | 19 | 6 | |||
Архитектурные особенности построек в селе. | 25.01-29.01 | 20 | 6 | ||
февраль | 01.02-05.02 | 21 | 6 | ||
08.02-12.02 | 22 | 6 | |||
15.02-19.02 | 23 | 6 | |||
Культурное наследие, местные традиции. | 22.02-26.02 | 24 | 6 | ||
март | 01.03-05.03 | 25 | 6 | ||
Литературно – поэтическое краеведение. | 09.03-12.03 | 26 | 6 | ||
15.03-19.03 | 27 | 6 | |||
22.03-26.03 | 28 | 6 | |||
Великая Отечественная война и жители села. | апрель | 29.03-02.04 | 29 | 6 | |
05.04-09.04 | 30 | 6 | |||
История образовательного учреждения | 12.04-16.04 | 31 | 6 | ||
19.04-23.04 | 32 | 6 | |||
Школьный музей | 26.04-30.04 | 33 | 6 | ||
май | 03.05-07.05 | 34 | 6 | ||
История сельхозпредприятия АО им. Ленина. | 10.05-14.05 | 35 | 6 | ||
17.05-21-05 | 36 | 6 | |||
Оформление личностных достижений «Портфолио краеведа» | 24.05-28.05 | 37 | 6 | ||
Всего учебных недель/часов | 37/222 | ||||
Всего часов по программе | лекц. | 60 | |||
практ. | 172 |
Результаты обучения обучающихся
по программе «Наш Кужебар, храни себя, храни»
Учащиеся должны знать/ понимать:
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;
- замечательных людей своего населенного пункта;
- историю своей семьи;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;
- определять географические координаты и границы населенного пункта,
- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.
Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш Кужебар, храни себя, храни» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини –проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я живу в этом селе, я знаю своё село Верхний Кужебар».
Система мониторинга объединения
Вид мониторинга | Цель мониторинга | Диагностические средства | Участники | Сроки |
Начальный | Выявление уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы | Анкетирование, индивидуальная беседа | Обучающиеся родители | Сентябрь |
Текущий | Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения | Задания педагога (тесты, кроссворды, карточки с индивидуальными заданиями); взаимоконтроль, самоконтроль, организация экскурсий | Обучающиеся | В течение года |
Промежуточный | Оценка результатов обучения крупного блока учебной информации для систематизации и обобщения учебного материала | Тесты, кроссворды, участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности | Обучающиеся | Декабрь, май |
Итоговый | Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения | Защита и презентация проектной работы по историческому краеведению | Обучающиеся | Май |
Оценочный материал
Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих (проектных) работ по истории родного края.
Критерии оценивания творческой (проектной) работы
Высокий уровень – 40-50 баллов
Средний уровень –30-40 баллов
Низкий уровень – 0-30 баллов
Данная таблица заполняется на каждого ребенка. Каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать за проектную работу- 50.
Критерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Качество наблюдений (достигнутых результатов); | ||||||||||
Качество описаний выполненных наблюдений (достигнутых результатов); | ||||||||||
Результаты и способность к сопоставлению выполненных наблюдений (результатов), а также с наблюдениями (результатами) других авторов; | ||||||||||
Понимание темы исследований, а также ее места в общей проблематике выбранной области знания | ||||||||||
Качество презентации проекта (по результатам публичного прослушивания) |
Диагностика результативности освоения дополнительной образовательной программы
Цель диагностики | Направление диагностики | Формы диагностики | Срок Проведения (ежегодно) |
I. Теоретическая подготовка ребенка (знания). 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; | Зачетная работа | Май |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Зачетная работа | Май |
II Практическая подготовка ребенка. | |||
2.1. Практические умения1 и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Зачетная работа | Май |
2.2. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Креативность в выполнении практических заданий | Проектные работы | Март-май |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка | |||
3.1.Учебно-интеллектуальные умения: | |||
Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Проектные работы | Март-май |
Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Проектные работы | Март-май |
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в проектной и учебно-исследовательской работе | Проектные работы | Март-май |
3.2. Учебно-коммуникативные умения:(умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии) | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации. Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика | Конференция | Май |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: (организация своего рабочее места, соблюдение правил безопасности) | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Аккуратность. | Практические занятия | Сентябрь -май |
Методические материалы
В зависимости от дидактических целей занятия творческого объединения делятся на следующие основные типы:
- занятия приобретения учащимися новых знаний –
- применение знаний на практике.
На занятиях используются различные методы (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
Методические приемы:
Исследовательская деятельность. Поисковая деятельность.
Формы занятий:
Занятия по курсу краеведения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- беседы;
- экологические сказки;
- народные, подвижные и интеллектуальные игры;
- ролевые игры;
- работа с наглядными пособиями;
Формы краеведческой работы
- Походы к жителям села для сбора информации.
- Создание конкретных баз данных по выбранным темам.
- Составление летописи села, очерков об отдельных исторических событиях.
- Составление карты села: карта хуторов, карта-схема современного села.
- Составление путеводителя «Моя малая Родина: село Верхний Кужебар».
- Сбор вещественных и письменных материалов для школьного музея, работа по созданию музея и его открытие.
Организационная деятельность:
- Организация и проведение экскурсий, тематических бесед.
- Индивидуальная работа с обучающимися.
- Участие в конференциях, конкурсах, связанных с историей села.
- Организация выставок, экскурсий в музей, праздников с целью пропаганды знаний по истории села и школы среди детей и взрослых.
При организации научно-исследовательской поисковой работы, кроме участников творческого объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни», привлекаются обучающиеся 5 - 11 классов:
· через классных руководителей - поисковое задание всему классу;
· через уроки истории и обществознания (доклады, сообщения, поисковые задания о своей семье и др.);
· через работу краеведческого кружка «Наш Кужебар, храни себя, храни!» (Сменяемый состав учащихся в творческом объединении в течение года при наличии постоянного актива увлеченных краеведческой работой детей).
Основные условия, которые учитываются в работе:
1. Добровольность, без желания успешной работы не будет. Необходимо
самому выбрать задание по душе, посильное, с учетом возраста.
2. Гласность в работе через беседы с детьми в классах, где разъясняется объект исследования, выступления на линейках, сходах граждан (для привлечения населения к созданию музея, для налаживания связей сельчане и дети при сборе материалов для музея).
3. Ответственность учащихся за порученное дело. Если взялся - доведи выполнение задания до конца. Индивидуально, тактично нужно беседовать с ребенком о важности обязательности выполнения задания для общего дела и для формирования характера самого ребенка.
4.Увидеть итог и значимость своей работы. Важен выход: выступление ребенка в классе или на занятии кружка, газетная статья, страничка в экспозиции, найденная фотография музейного стенда, доклад и др.
5. Самостоятельность в поиске без лишней опеки и команд. Нужно умело дать совет, помочь при затруднении в организации встречи с жителями, которые могут помочь в поиске. При этом идет предварительная работа с детьми о правилах поведения в гостях, взятии интервью, тактичности, культуре речи и др. Очень важна эмоциональная интонация учителя, индивидуальный подход к каждому ребенку. Часто, увлекаются сбором материалов так называемые «трудные» подростки и с удовольствием приходят на занятия кружка.
Материально-техническое обеспечение
Неотъемлемой частью занятий является наглядная демонстрация основных этапов поиска, обнаружения, сбора, обработки экспонатов, и размещения их в музейной экспозиции.
Выбор фото/видео материалов и презентаций определяется содержанием изучаемого раздела программы.
Занятия проводятся в приспособленном для этих целей помещении (кабинет истории, музейная комната). Для организации наглядных и практических занятий имеется следующее оснащение:
- кабинет, оборудованный компьютером (принтер, сканер , колонки), подключенный к Интернет и проектору;
- музейная комната;
- шкаф для хранения наглядных пособий и раздаточного материала;
- фотоаппарат.
Программа предусматривает использование форм дистанционного обучения через электронный журнал, электронную почту, программу Skype, месседжеры VK или «Одноклассники», используя всевозможные каналы выхода в Интернет:
- в период неблагоприятных погодных условий, болезни, карантина;
-при подготовке к конкурсам, олимпиадам;
- для устранения пробелов в знаниях;
- индивидуальных консультаций.
Список использованной литературы для педагога
- М. Я. Алексеева Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. - М: Школьная пресса - 2003 г.
- Т.Е. Веденеева, М.И. Воинова «Организационная форма презентации результатов проектноисследовательской деятельности учащихся».// Дидакт. - М: Дидакт - 2003 г.
- А.В. Кушко Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».// Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002 г.
- Триппель А.Г. Сборник методических рекомендаций по подготовке к Всероссийскому конкурсу «Моя малая Родина».- Новосибирск 2004г.
Для обеспечения данной программы используются:
- Материалы школьного музея;
- Каратузский район. История малой родины. В. М. Байзель - Абакан:ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2011. - 156 стр.;
- Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие / В. Н. Суслов. - Ростов н/Д: Легион, 2011. - 200 с. - (Начальное общее образование.)
Список использованной литературы учащихся и для родителей
- Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.-/Гл.ред. Козлов - М.: Сов. энциклопедия, 1985. -832 с.
- Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т.- М.: Современник, 1986. - ... с., фотоил.
- Материалы газеты «Знамя труда» и приложения к ней «Амыльские перекаты» - № 36 (2001 г.); № 54 (2002 г.); № 55 (2002 г.).
- Кн. В. М. Байзель «Каратузский район. История малой родины», кн. изд-во «Бригантина»; Абакан - 2010 г.
- Кн. Л. Л. Майкова-Емельяненко, ч.1 «Шадатский форпост - всему начало», кн. изд-во «Бригантина»; Абакан - 2010 г.
- Кн. Л. Л. Майкова-Емельяненко, ч. 2 «Каратузская землица», кн. изд-во «Бригантина»; Абакан - 2011 г.
- «Энциклопедия Красноярского края. Юг»; изд-во «Буква-С», Красноярск - 2008 г.
- Архивные материалы Каратузского района «Похозяйственная книга».
Интернет-ресурсы
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).
http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
http://www.ru-regions.ru/ (Информационный портал «Знакомство с Россией»).
http://russia-karta.ru (Электронная карта России).
http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая родословная»
http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Как составить родословную
http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии»
http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики
http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»
http://www.kravchenkoryslan.narod.ru (Историко-генеалогический сайт Кравченко Р. А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....
материал для атестации по программе туристско-краеведческой направленности "Азбука туризма"
Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, руководителям кружков туристско-краеведческой направленности...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ»
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ» рассчитана на возраст обучающихся 7-11 лет. Срок реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Родные истоки"
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Родные истоки"...
Возможности сети Интернет при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности
В статье рассматриваются возможности различных ресурсов сети Интернет при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности для младших школьников...