Мастер-класс "Обучаться правилам на основе сказки"
план-конспект
Правила существуют в жизни каждого человека, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Существование правил помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир более предсказуемым и безопасным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sadrieva_r.f.docx | 646.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
« Обучаться правилам на основе сказки»
Цель: обучение детей самоконтролю, безопасности и приобретение опыта положительных социальных взаимодействий, этики поведения.
Был разработан алгоритм для работы над созданием правил, которыми можно воспользоваться в любой ситуации.
Алгоритм работы над созданием правил.
Шаги | Название шагов | Назначение ( пояснение) |
1 | Проблемная ситуация |
( выбора, конфликта и т.д.) в реальной жизни |
2 | Обсуждение | Персонал помогает обсудить ситуацию с детьми. Помогает им перейти от того, чего они уже знают, к новым знаниям. |
3 | Последствия | Персонал помогает детям выявить возможныепоследствия данной ситуации |
4 | Принятие необходимых мер | Персонал поддерживает детей в исправлении ошибок в сложившей ситуации. |
5 | Выводы, конечный результат | Дети сами предлагают правило. Персонал поддерживает интерес детей к тому, что они делают. |
6 | Фиксация правила | Дети фиксируют правило в виде картинки, рисунка, смайлика и т.д. Правило формируется кратким предложением, словосочетанием. |
7 | Внесение коррективов | Если ребята пришли к выводу, что необходимо внести изменения в правило, то им дается возможность внести свои коррективы (например, убрать или добавить какой-либо элемент). |
8 | Правило в жизни ребенка | Правило вошло в жизнь ребенка и не нуждается в постоянном напоминании, поэтому ребятам предлагается его убрать с поля зрения. |
Зачем нужны правила?
Правила существуют в жизни каждого человека, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Существование правил помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир более предсказуемым и безопасным.
Но часто взрослые сталкиваются с тем, что когда они вводят правила для ребенка, ребенок бывает не готов им следовать, реагирует на появление правил криками и истериками.
Как же сделать так, чтобы ребенок смог спокойнее реагировать на появление правил научился организовывать свое поведение в соответствии с ними? Для этого необходимо предложить детям придумывать самим правила, обсуждать их вместе и принимать. В этом процессе взрослый корректирует идеи детей, используя наводящие вопрос или выступая в качестве примера для подражания.
Наличие правил в жизни ребенка является важным условием его полноценного развития и делает жизнь ребенка более упорядоченной и безопасной. Например, мы знаем, что есть правила дорожного движения, и поэтому мы знаем, как нужно вести себя на дороге, и чувствуем себя более уверенно, так как понимаем, что большинство людей тоже будут стараться соблюдать эти правила.
Прежде чем, предложить детям принять участие в формулировании правила необходимо пояснить ребенку, зачем они нужны. Необходимо пояснить ребенку целесообразность правил на доступном ему языке и с использованием примеров. Так как это создает для ребенка понимание, что правила — это не прихоть взрослых, что они важны, так как обеспечивают безопасность, развивает умение в использовании оборудования, и, конечно же, делают любую игру и занятие интересным и увлекательным.
Если ребенку больше 4х лет, то рекомендуется составить список правил вместе с ребенком. Или найти сказки, истории, мультфильмы, где есть правила и обсудить это с детьми. Спросить у него: для чего появились правила в этой истории? Что поменялось, когда они появились? Давай и мы придумаем правила для себя!
В таком случае ребенку будет легче согласиться с появлением правил в его жизни. Так и у ребенка — существование правил помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир для ребенка более предсказуемым.
Кроме того, так или иначе, с определенного момента правила появятся в жизни ребенка. Это может произойти, когда ребенок идет в детский сад.
И тогда хорошо, если ребенок приобрел опыт согласования своего поведения с правилами до этого случая. Тогда ему будет легче принять правила, которые существуют и предложить свои правила.
Весь процесс зарождения правил самими детьми идет в диалоге с персоналом. Понятие диалога не является новым в сфере дошкольного воспитания. Изменения в понятие диалога являются в степени вовлеченности участников в диалог и роли самого персонала в этом процессе. По утверждению Л.С. Выготского, диалог развивает обучение, но не навязывает его во время диалога;
- ребёнок и педагог «думают вместе» и совместно взаимодействуют по формированию знаний;
- педагог при необходимости берет на себя поддержку и направление;
- большую роль имеет диалог между детьми, поскольку это также безопасная среда для них, без вмешательства персонала и с большими возможностями для познавательных споров. Несмотря, не на что роль педагог здесь остается важной, особенно для организации диалога между детьми, а именно определения ситуации, цели, правил.
Ребенок и педагог думают вместе в следующих моментах:
1. Когда обеими сторонами задаются вопросы.
2. Когда побуждают детей выразить и объяснить свои идеи.
3. При выборе направления опыта-деятельности.
4. Когда персонал и дети взаимодействуют, чтобы уточнить ситуацию, оценить действия и определить правила. На практике это означает, что обе стороны высказывают то, что они думают, предлагают свои идеи и предложения для дальнейших действий.
Персонал, используя необходимые инструменты, помогает вопросами, поощрениями и комментариями ребёнку организовать своё мышление по определению правил по предотвращению опасных ситуаций, использованию оборудования, приобретению опыта положительных социальных взаимодействий. Для того, чтобы сделать этот процесс эффективным и интересным для детей , он использует в зависимости от потребности ребёнка такие приёмы, как :
- поощряет детей развивать свои идей( например, мне очень интересно то, что ты предложил, это хорошая идея, нужно попробовать);
- вспоминает ( например, вспомните, когда вы сказали, предложили, что ….);
- предполагает (например, вы думаете, если так поступить, то ….);
- повторяет (например, значит ты предлагаешь …);
- рассказывает детям о собственном опыте (например, мне это тоже понравилось) ;
- предлагает (например, можно это сделать, и увидите, что произойдёт);
-представляет альтернативную точку зрения (например, может кто-то думает иначе);
- поощряет (например, молодец, это хорошая идея, давайте попробуем).
Сформировать правила относящиеся к сфере человеческих отношений и этики поведения помогают сказки, а точнее, их анализ. Педагог может предложить детям придумывать и обучаться правилам на основе сказки. Сказки, напевки, колыбельные для ребенка - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для детей. Педагог предлагает детям послушать сказку, например, «Колобок». После прочтение сказки задает вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному .
Вопросы для детей постарше:
- Обратите внимание ребёнка на то, что встречались колобку и хорошие звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе.
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И - не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)
Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок - будете учить потом, когда подрастет. Сейчас наша задача - заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий - и здание
красивым.
Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме.
Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки. Можно ребятам предложить национальные сказки. Например, на основе татарской народной сказки «Су анасы» дети сформировывают правило, чужое брать нельзя и уходить на речку без разрешения взрослых опасно.
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Ребёнок делает выводы и предлагает правила : уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Дети предлагают правило, например, уходить с площадки одному и разговаривать с незнакомыми людьми нельзя.
Правила могут зарождать из просмотра мультфильмов. Например, всеми любимый мультфильм «Фиксики». Просмотрев один из мультфильмов, дети могут предложить правила о безопасном использовании инструментов.
Так легче запомнить
Все сформулированные детьми правила должны быть представлены каким-либо наглядным образом.
Для этого можно использовать картинки, рисунки, наклейки, схемы и т.п. Правила можно зарисовать вместе с ребенком в виде понятных ребенку картинок. И обращаться к ним по мере необходимости и использовать в качестве напоминания, а не его бесконечное проговаривания. Можно рядом с правилом отмечать каким-либо образом (картинкой, смайлики), когда ребенку удалось их выполнить, и радоваться вместе с ним. Ребятам предлагается выбрать, где они хотят расположить эти правила. Педагогу необходимо помнить, что правила должны находиться на уровне глаз детей.
В дальнейшем, когда правила войдут в жизнь ребенка, можно создать книгу и поделиться с ребятами из другой группы.
На ошибках учатся
Собственные ошибки - это своего рода, обычные грабли, оказываясь на которых, становится очень больно и неприятно, оставляя осадок в душе и понимание, что второй или третий раз я так не поступлю. Это своего рода защитный рефлекс у человека, который нарабатывается со временем. Опыт, который ребёнок приобретает в ходе своей жизни, расходуется им в большинстве случаев в положительном русле,зачастую, формируя сильную личность общества. Просто невозможно быть волевым и целеустремленным и не совершать при это оплошностей, для того человек и есть живое существо, чтобы учиться, понимать, различать.. Для этого мы взрослые должен создавать такие жизненные ситуации, из которых бы ребёнок мог извлечь правило и научиться поступать по - другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс, "Предлоги со словами" ( по Л.В.Занкову, на основе сказки "Книга мастеров")
Урок по русскому языку, на этап получения новых знаний по теме предлоги. Урок построен по программе развивающего обучения Занкова. В процессе урока дети вместе с героями сказки и учителем получают алг...
Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».
К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....
Уроки нравственности на основе сказки Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц"
Добрый день! Меня зовут Татьяна. Тридцать лет я работаю учителем начальных классов. У меня есть с кем общаться, и я не нуждаюсь в чьей-либо оценке, но вот появилась возможность поделиться некоторым оп...
Обучение переводу аутентичных текстов с английского языка на русский учеников начальной школы на основе сказки Chicken Little (Цыплёнок Цыпа).
На время летних каникул обучающимся начальной школы предлагается прочитать увлекательную историю про Цыплёнка Цыпу на английском языке.Данное задание предназначено для самостоятельной работы обучающих...
Мастер-класс "Обучаться правилам на основе сказки"
Правила существуют в жизни каждого человека, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Существование правил помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир ...
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению на основе сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» . Тема: “Обобщаем и стараемся писать без ошибок”
Данный урок нацелен на формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, повторения правила правописания безударных гласных в корне при помощи подбора однокоренных слов, изменения ч...
«Сказка – выражение народной мудрости, через сказку в наставничество на основе сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Через сказку в наставничество...