Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr_zemlya_rodnaya.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Башмаково
Башмаковского района Пензенской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов ___________// Протокол №____ от « »_____________ 20__ г. | « Одобрено» педагогическим советом МБОУСОШ № 1р.п. Башмаково Протокол № «» ____________ 20__ г. | « Утверждаю» Директор МБОУСОШ № 1 __________// Приказ № ___ от « » ________ 20__ г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Земля родная»
для 1 класса
Составил учитель
начальных классов
высшей категории
Комарова Зоя Анатольевна
2016-2017уч. г.
Пояснительная записка
Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель курса.
— формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к
малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-
историческим наследием и природно-географическим богатством Пензенской области.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Пензенской области; об историческом прошлом и настоящем; о культурном наследии и
духовных традициях; о значении поселка и области в истории развития России; о символах Пензенской области; о людях, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном городе (поселке), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих
способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать,
анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные
наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края;
умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и
географическими картами.
З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей
области; любви и уважения к землякам, прославившим город (поселок) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Программа составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково — исследовательской работе. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.
Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом.
Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие
личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, района.
Ожидаемые результаты изучения курса «Земля родная».
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
- • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
- • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
- Участие в социальных акциях;
- Создание и реализация социальных проектов.
Формы работы с детьми.
Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность
Основные принципы, положенные в основу программы:— принцип
доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание
благоприятных условий для их развития;— принцип демократичности, предполагающий
сотрудничество учителя и ученика;— научности, предполагающий отбор материала из
научных источников, проверенных практикой;— систематичности и последовательности
– знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является
ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления
детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и
психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, учреждения и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические
технологии, проектные технологии.
Место в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУСОШ №1 р.п.Башмаково занятия
проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).
Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)
1. Вводная беседа - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие
места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед,
прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина» - 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя.Мой дом, моя улица.История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции
школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое
расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно.Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.Умей оказать первую медицинскую помощь. Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу. Что должен помнить турист. Правила техники безопасности.
Практические занятия:
1. Поход в березовую рощу.
5. Охрана природы – 4ч.
Растительность нашего края.Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности. Съедобные и ядовитые грибы и растения. Животный мир нашей местности. Охрана окружающей среды,“Красная книга”.
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
6. Поиск - 5ч.
Война – глазами очевидцев.Учителя - выпускники нашей школы.Оформление записей, фотоматериалов.
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков. Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Тематическое планирование (33 часа)
№ п/п | Тема | Содержание деятельности. | |
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности) | Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности) | ||
Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов | |||
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | Просмотр презентации | |
Имя твое. | Беседа «Что означает твое имя». | Самостоятельно найти в книгах. | |
Фамилия – герб семьи | Беседа «Что означает твоя фамилия» . | Самостоятельно найти в книгах. | |
Моя семья. Семейные традиции. | Беседа «Где работают мои родители». | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. | |
Моя семья. Семейные традиции. | Беседа «Где работают мои родители». | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. | |
Семейные гербы | Знакомство со знаменитыми семейными гербами России | Составление герба своей семьи. | |
Семейные гербы | Знакомство со знаменитыми семейными гербами России | Составление герба своей семьи. | |
Летопись семьи | Беседа «Генеалогичес- кое древо семьи». | Составление генеалогического древа семьи. | |
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков. | |
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков. | |
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков. | |
Раздел 2 «Малая родина» - 10 часов | |||
12 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | Конкурс рисунков «Моя школа» |
13 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | Конкурс рисунков «Моя школа» |
14 | Учителя нашей школы | Рассказ учителя об учителях поселка | Сбор материала об учителях поселка |
15 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
16 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
17 | Экскурсия по памятным местам . | Изучение истории поселка | Экскурсия. |
18 | Экскурсия по памятным местам. | Изучение достопримечательностей поселка | Экскурсия. |
19 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа | Составление небольших рассказов о своем дворе |
20 | Улицы поселка. Беседа | Экскурсия. | Сбор материала о названиях улиц поселка |
21 | Улицы поселка. Беседа | Экскурсия. | Сбор материала о названиях улиц поселка |
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа | |||
22 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. | Беседа. | Практическая работа: укладывание рюкзака |
23 | Гигиена туриста. Правила техники безопасности. | Беседа. | Практическая работа. Доврачебная помощь. |
24 | Поход в березовую рощу. | Инструктаж по ТБ. | Экскурсия. |
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа | |||
25 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа. | Экскурсия . Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю- щих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. |
26 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа. | Экскурсия . Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю- щих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. |
27 | Животный мир нашей местности. | Беседа. | Сбор информации о животных местности. |
28 | Красная книга родного края.
| Беседа. | Защита проекта |
Раздел 5 « Поиск» – 5часов | |||
29 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа. | Оформление записей, фотоматериалов. |
30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа. | Оформление записей, фотоматериалов. |
31 | Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит» | Беседа. | Конкурс презентаций |
32 | Герб района | Беседа. | Конкурс рисунков |
33 | Фотовыставка “Живи, Моя малая Родина!” | Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. «Мой современный поселок». |
Список литературы.
- Алексеева. Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. СПб: Тритон, 1997.
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис пресс, 2003.
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа: konf //' vvvvw.ipkps.bsii.edii.ru
- Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /ОС. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007
- Концепция патриотическою воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. 2005. - №1. - 147с.
10. Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов - М.: Просвещение. 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13.Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Аеар. 1999.
14. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание
школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
15.Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. Смоленск: Русич, 1996.
16.Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
17. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 191., 204с.
18. Сухолет,И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.
19. Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся
общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете». 2003.№7.
20. Черемисина,В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
21. Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания
школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание. 2006-№2
22.Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина II Этическое воспитание. 2005-№1
23.Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я Яковлев.-М.: 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...
программа внеурочной деятельности(интенсив)"Уголок земли родной."
Программа разработана в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности(интенсив) Уголок земли родной
Программа разработана в соответствиис федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения(приказ Министерства образования и науки Российской Фе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
рабочая программа по русскому( родному) языку3 класс
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"
Рабочая программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...