Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"
рабочая программа (1 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nash_obshchiy_dom.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                    ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                

Директор школы                    

_______Н.А. Киреева                  

«___»  _________2016г.          

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности

«Земля – наш дом»

      естественнонаучной направленности

   для 1-х классов

Составители программы:

учителя начальных классов

Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,

Шарипова Лилия Аскаровна

2016-2017 учебный год

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Земля-наш общий дом» естественнонаучной направленности

Класс

1 класс

Рабочая программа разработана на основе:

Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.

Срок реализации

1 год

Количество часов (в год/в неделю)

Программа рассчитана 66 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут. Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной   деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Составители

Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,

Шарипова Лилия Аскаровна

Цель и задачи

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Программу обеспечивают (УМК)

Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

  Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

 Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

 Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

 Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

Планируемые результаты

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  Содержание курса

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  - 66 часа

                «ВВЕДЕНИЕ». (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(2 часа)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

                Раздел 1.      «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (38 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (2 часа)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (2часа) 

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (2часа) 

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (2часа) 

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (2часа) 

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. Куница - охотник на белок (2часа) 

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (2часа) 

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (2часа) 

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (2часа) 

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук  (2часа) 

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (2часа) 

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (2часа) 

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (2часа) 

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (2часа) 

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (2часа) 

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (2часа) 

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (2часа) 

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (2часа) 

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (2часа) 

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2.  .  «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21.  Воробей - самая распространённая птица на Земле (2часа) 

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (2часа) 

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (2часа) 

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (2часа) 

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (2часа) 

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (2часа) 

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (2часа) 

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (2часа) 

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (2часа) 

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (2часа) 

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (2часа) 

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш  добрый сосед - скворец. (2часа) 

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая  птица» — иволга. (2часа) 

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.   (1час)

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».

Материальное обеспечение.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие  принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по окружающему миру.

Тематическое планирование.

 «ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» - 66 часов

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1.   Введение     (2 часа)

2

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

2

  2.   Дикие животные  ( 38 часов)

18

20

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

1

4

Серый хищник - волк

1

1

5

Хозяин леса - медведь

1

1

6

Любознательный зверёк -белка

1

1

7

Куница - охотник на белок

1

1

8

Лесной красавец - лось

1

1

9

Сердитый недотрога- ёж

1

1

10

Подземный житель - крот

1

1

11

Всеядное животное — барсук

1

1

12

Бобр-строитель

1

1

13

Запасливый бурундук

1

1

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

1

15

Мышка-норушка

1

1

16

Рысь - родственник кошки

1

1

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

1

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

1

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

1

20

Обобщающие занятие о диких животных

2

3.   Пернатые  жители   (26 часов)

12

14

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

1

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

1

23

Ворон - красивая, умная птица

1

1

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

1

25

«Лесной доктор» - дятел

1

1

26

Соловей - «великий маэстро»

1

1

27

Галка - городская птица

1

1

28

Загадочная птица - кукушка

1

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

1

30

Любимая птица - снегирь

1

1

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

1

32

Наш добрый сосед - скворец

1

1

33

«Золотая птица» — иволга

1

1

34

Обобщающее занятие о птицах

1

32

34

                                                 Итого:

66

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом"

Программа "Земля-наш дом" имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса

Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.       Представленная целостна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"

Рабочая   программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов  на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...