Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»
рабочая программа (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_zemlya.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №1 р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области
«Рассмотрено» МО учителей начальных классов ___________/ / Протокол №____ от « »_____________ 20__ г. | «Одобрено» педагогическим советом МБОУСОШ № 1 _________/ / « » ____________ 20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУСОШ № 1 __________/ / Приказ № ___ от « » ________ 20__ г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Земля родная» 3 «Б» класс
Составила учитель
начальных классов
Чернышова О.И.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа создана на основе региональной программы Пензенской области по родиноведению и учебника «Родиноведение» по истории Пензенского края для начальной школы, рекомендовано Министерством образования Пензенской области, 2008 г.
Общая характеристика курса
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. Учащиеся знакомятся с историей школы, с основными видами ремесел своего края, культурой, занятиями, окружающей природой. Понятия Родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. В процессе познания у учащихся складывается понимание неразрывности истории своей малой родины и истории своего Отечества. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа курса «Земля родная» личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
В программе предусмотрены экскурсии, проектная деятельность.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
-пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пензенского края;
-воспитание любви к природе родного края;
-формирование гражданского самосознания, чувство гордости за достижения своих земляков;
-стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и преумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи:
- совершенствование воспитательной работы, организация досуга школьников ;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей индивидуальной траектории развития;
-создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
Место предмета в учебном плане
Учебным планом предусмотрено 34 ч (1 ч. в неделю)
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
- любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
- осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
- социальная активность,
- уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
- воспитание экологической культуры.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
В рамках эмоционального компонента необходимо сформировать:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, к Пензенскому краю, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- бережное отношение к природе.
Коммуникативные результаты
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.
Учащиеся должны знать:
- особенности природно-географического положения Пензенского края;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории Пензенского края;
- растительный и животный мир родного края;
Учащиеся должны уметь:
- владеть навыками использования различных исторических источников;
- устанавливать взаимосвязь между природой и деятельностью человека;
- составлять рассказ;
- оформлять фотодневник экскурсии;
- применять полученные знания на практике;
- практиковаться в умении проводить экскурсии.
Содержание курса
Наше образовательное учреждение -3 ч.
Родная школа. История образовательного учреждения. Первые учителя. Лучшие ученики школы.
История малой Родины – 9ч.
История возникновения крепости Пенза. Крепость – защита от кочевников. Страницы прошлого города Пензы. От крепости – к главному городу губернии. Главные здания Пензы. Достопримечательности прошлого и настоящего города Пензы. Памятные места, памятники улиц и площадей. Геральдика. Герб города Пензы – один из старейших гербов в России. Герб губернии. Народное творчество жителей Пензенского края. Предание. Песня. Сказка. Легенда. Былина. История народов в фольклоре. Легенды и предания о происхождении названий рек, озер, сел и городов. В каком году и кем освоено селение. История п. Башмаково. Происхождение названия. Как живут люди сегодня. Где работают. Как проводят досуг. Развитие поселка. Символика Башмаково
Люди земли Пензенской - 6ч.
Великие ученые Пензенского края: В.О.Ключевский, Ф.И.Буслаев, Н.Н.Бурденко. Их вклад в развитие науки. Писатели: А.Н.Радищев, М.Ю.Лермонотов, А.И.Куприн. Знакомство с биографией и произведениями. Художники: И.С.Горюшкин-Сорокопудов, А.В.Лентулов. Знакомство с биографией и творчеством. Музыканты: А.А.Архангельский, А.В.Касторский. Знакомство с биографией и творчеством Мастера театрального искусства, артисты кино: В.Э.Мейерхольд, И.И.Мозжухин. Известные спортсмены Пензенского края и Башмаково.
Природа родного края – 5 ч.
Растения и животные родного края. Водоемы родного края. Оформление книги «Берегите растения, животных Пензенского края » Декоративно-прикладное творчество наших земляков.
Наши земляки на службе Отечеству – 11ч. Наши земляки, участники ВОВ. Земляки – Герои Советского союза. К.Г. Мохов. Его именем названа школа. Выполняя свой гражданский долг. А.М.Тюгаев. Нагорный Карабах. Выполняя свой гражданский долг. В.Морозов. Чечня. Е. Родионов. Изучение и охрана памятников, имеющихся в поселке. Экскурсия в Аллею Героев. Оформление стенда с фотографиями земляков участвовавших в Великой Отечественной войне. Книга памяти. |
Учебно - тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Тема | Кол – во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Наше образовательное учреждение -3 ч. | Родная школа. История образовательного учреждения | 1 | Знать историю образовательного учреждения. Уметь анализировать справочную литературу. |
Первые учителя. Лучшие ученики школы. | 1 | Знать учеников – медалистов, учеников – спортсменов . Уметь анализировать справочную литературу. | ||
Экскурсия в школьный музей | 1 | Знать историю образовательного учреждения Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
2 | История малой Родины – 9ч. | История возникновения крепости Пенза. Крепость – защита от кочевников. | 1 | Знать прежнее название своей страны, своего села, названия улиц, достопримечательностей. Уметь мотивировать, чем дороги для тебя твоя Родина, твоё село |
Страницы прошлого города Пензы. От крепости – к главному городу губернии. | 1 | Знать историческое прошлое областного центра Уметь анализировать справочную литературу. | ||
Главные здания Пензы. Достопримечательности прошлого и настоящего города Пензы. Памятные места, памятники улиц и площадей. | 1 | Знать достопримечательности города Пензы. Уметь применять основные средства художественной выразительности. | ||
Геральдика. Герб города Пензы – один из старейших гербов в России. Герб губернии. | 1 | Знать понятия, связанные с темой « Геральдика». | ||
Народное творчество жителей Пензенского края. Предание. Песня. Сказка. Легенда. Былина. История народов в фольклоре. Легенды и предания о происхождении названий рек, озер, сел и городов. | 1 | Знать особенности жанра былины. Уметь отличать былину от сказки. | ||
История п. Башмаково. Происхождение названия | 1 | Знать историческое прошлое своего поселка, Уметь анализировать справочную литературу. | ||
Как живут люди сегодня. Где работают. Как проводят досуг | 1 | Знать профессии родителей. Знать таланты и творческие увлечения родителей. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела | ||
Символика Башмаково (герб, флаг, гимн). | 1 | Знать понятия, связанные с темой « Геральдика». | ||
Улицы поселка. | 1 | Знать улицы поселка | ||
3 | Люди земли Пензенской - 6ч. | Великие ученые: В.О.Ключевский, Ф.И.Буслаев, Н.Н.Бурденко. | 1 | Знать биографию В.О.Ключевского,Ф.И. Буслаева, Н.Н.Бурденко Уметь высказывать свои мысли и чувства |
Писатели: А.Н.Радищев, М.Ю.Лермонотов, А.И.Куприн. | 1 | Знать биографию А.Н.Радищева, М.Ю.Лермонотова, А.И.Куприна и их произведения. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
Художники: И.С.Горюшкин-Сорокопудов, А.В.Лентулов. | 1 | Знать биографию И.С.Горюшкина-Сорокопудова, А.В.Лентулова. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
Музыканты: А.А.Архангельский, А.В.Касторский | 1 | Знать биографию музыкантов и их произведения. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
Мастера театрального искусства, артисты кино: В.Э.Мейерхольд, И.И.Мозжухин. | 1 | Знать биографию актеров. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
Известные спортсмены. | 1 | Знать спортсменов Пензенского края. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
4 | Природа родного края – 5 ч. | Растения родного края. | 1 | Знать растения Пензенского края. Уметь высказывать свои мысли и чувства |
Животные родного края. | 1 | Знать животных Пензенского края. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
Водоемы родного края | 1 | Знать водоемы Пензенского края. Уметь высказывать свои мысли и чувства | ||
Оформление книги «Берегите растения, животных Пензенского края » Проект | 1 | Защита проектов учащихся | ||
Экскурсия в районный музей | 1 | Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
5 | Наши земляки на службе Отечеству – 11ч. | Наши земляки, участники ВОВ | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов |
Земляки – Герои Советского союза. Проект. | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
К.Г. Мохов. Его именем названа школа | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
Выполняя свой гражданский долг. А.М.Тюгаев. Нагорный Карабах. | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
Выполняя свой гражданский долг. В.Морозов. Чечня. | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
Выполняя свой гражданский долг. Евгений Родионов. Чечня. | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
Изучение и охрана памятников имеющихся в поселке | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
Экскурсия в Аллею Героев | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов | ||
Оформление стенда с фотографиями земляков участвовавших в Великой Отечественной войне. Книга памяти. Проект | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления проекта | ||
Оформление стенда с фотографиями земляков участвовавших в Великой Отечественной войне. Книга памяти | 1 | Знать известные имена защитников и героев России. Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления пректа | ||
Подведение итогов. Подготовка творческих проектов | 1 | Защита проектов учащихся | ||
Творческие проекты | 1 | Защита проектов учащихся |
Литература и интернет ресурсы
1. История Пензенского края. – Пенза, 1996 (Н.П. Берлякова, Г.Н.Белорыбкин);
2. Родиноведение. Учебник для начальной школы. – Пенза, 2002 ( Н.П. Берлякова, Н.И.Полосин и др.);
3. Серебряный родник: Книга для чтения в начальных классах по курсу литературного краеведения /Под ред. О.М. Савина. - Пенза, 1997.
4. Занимательная энциклопедия Пензенского края. - Выпуск первый. - Пенза.: Изд. «Печатный двор», 2003.
5 . Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов / Сост. Е.Г. Гусева. – Пенза, 2016. /
6. «Есть место на земле…» Башмаково, 2013 - В.С. Умнов
7. http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
8. GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
9. animal.geoman.ru - Животные
10. plant.geoman.ru - Растения
11. forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
12. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 - список ресурсов по природоведению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом"
Программа "Земля-наш дом" имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса
Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Представленная целостна...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"
Рабочая программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...