Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»
рабочая программа (3 класс)

Чернышова Ольга Ивановна
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. Учащиеся знакомятся с историей школы, с основными видами ремесел своего края, культурой, занятиями, окружающей природой. Понятия Родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. В процессе познания у учащихся складывается понимание неразрывности истории своей малой родины и истории своего Отечества. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа курса «Земля родная» личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. В программе предусмотрены экскурсии, проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_zemlya.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №1 р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области

«Рассмотрено»

 МО учителей

начальных классов

___________/                             /

Протокол №____

 от «   »_____________ 20__ г.

«Одобрено»

педагогическим советом

МБОУСОШ  № 1

_________/                             /

«   » ____________ 20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ № 1

__________/                          /

Приказ № ___

от  «       »  ________ 20__ г.    

                                                             

                                                                      Рабочая программа внеурочной деятельности

                                                                         «Земля родная»  3 «Б» класс

 

Составила учитель

начальных классов

  Чернышова О.И.

                                                                                                  2016-2017 учебный год                            

                                                                                                      Пояснительная записка

Статус документа

             Рабочая  программа  создана на основе региональной программы Пензенской области по родиноведению и учебника «Родиноведение» по истории Пензенского края для начальной школы, рекомендовано Министерством образования Пензенской области, 2008 г.

  Общая характеристика  курса

        Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. Учащиеся знакомятся с историей школы, с основными видами ремесел своего края, культурой, занятиями, окружающей природой. Понятия Родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. В процессе познания у учащихся складывается понимание неразрывности истории своей малой родины и истории своего Отечества.  Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа курса «Земля родная» личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.

В программе предусмотрены  экскурсии, проектная деятельность.

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

-пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пензенского края;

-воспитание любви к природе родного края;

-формирование гражданского самосознания, чувство гордости за достижения своих земляков;

-стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и преумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи:

- совершенствование воспитательной работы, организация досуга школьников ;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей индивидуальной траектории развития;

-создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

 

   Место предмета в учебном плане

Учебным планом предусмотрено 34 ч (1 ч. в неделю)

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

    -  любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

    - осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи,   

      гражданского общества, многонационального российского народа,   человечества;

   - познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;

   - социальная  активность,

- уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих   

  результатов;

      - воспитание экологической культуры.

 

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

-  освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

В рамках  эмоционального компонента  необходимо сформировать:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, к Пензенскому краю, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- бережное отношение к природе.

Коммуникативные результаты

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

 - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

-  основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.

 Учащиеся должны знать:
- особенности природно-географического положения Пензенского  края;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории Пензенского края;
- растительный и животный мир родного края;

Учащиеся должны уметь:
- владеть навыками использования различных исторических источников;
- устанавливать взаимосвязь между природой и деятельностью человека;

- составлять рассказ;

- оформлять фотодневник  экскурсии;

- применять полученные знания на практике;

- практиковаться в умении проводить экскурсии.

                                                                               

                                       

                                                                        Содержание курса

 Наше образовательное учреждение -3 ч.

      Родная школа. История образовательного учреждения. Первые учителя. Лучшие ученики школы.

История малой Родины – 9ч.

    История возникновения крепости Пенза. Крепость – защита от кочевников. Страницы прошлого города Пензы. От крепости – к главному городу губернии.  Главные здания Пензы. Достопримечательности прошлого и настоящего города Пензы. Памятные места, памятники улиц и площадей. Геральдика. Герб города Пензы – один из старейших гербов в России. Герб губернии. Народное творчество жителей Пензенского края. Предание. Песня. Сказка. Легенда. Былина. История народов в фольклоре.  Легенды и предания о происхождении названий рек, озер, сел и городов.    В каком году и кем освоено селение. История п. Башмаково.  Происхождение названия. Как живут люди сегодня. Где работают. Как проводят досуг. Развитие поселка. Символика Башмаково

Люди земли Пензенской  - 6ч.

    Великие ученые Пензенского края: В.О.Ключевский, Ф.И.Буслаев, Н.Н.Бурденко. Их вклад в развитие  науки. Писатели: А.Н.Радищев, М.Ю.Лермонотов, А.И.Куприн. Знакомство с биографией и произведениями.   Художники: И.С.Горюшкин-Сорокопудов, А.В.Лентулов. Знакомство с биографией и творчеством. Музыканты: А.А.Архангельский, А.В.Касторский. Знакомство с биографией и творчеством Мастера театрального искусства, артисты кино: В.Э.Мейерхольд, И.И.Мозжухин.  Известные спортсмены Пензенского края и Башмаково.

Природа родного края – 5 ч.

           Растения и животные родного края. Водоемы родного края. Оформление книги «Берегите растения, животных Пензенского края » Декоративно-прикладное творчество наших земляков.

       

            Наши земляки на службе Отечеству    – 11ч.

                   Наши  земляки, участники ВОВ. Земляки – Герои Советского союза.  К.Г. Мохов.  Его именем названа школа. Выполняя свой гражданский долг. А.М.Тюгаев. Нагорный Карабах. Выполняя свой гражданский долг.   В.Морозов. Чечня. Е. Родионов. Изучение и охрана памятников, имеющихся в поселке. Экскурсия в Аллею Героев. Оформление стенда с фотографиями земляков участвовавших в Великой Отечественной войне. Книга памяти.

                                                                                Учебно - тематическое планирование

Наименование разделов

Тема

Кол – во часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Наше образовательное учреждение -3 ч.

Родная школа. История образовательного учреждения

1

Знать историю образовательного учреждения.

Уметь анализировать справочную литературу.

Первые учителя. Лучшие ученики школы.

1

Знать  учеников – медалистов, учеников – спортсменов .

Уметь анализировать справочную литературу.

Экскурсия в школьный музей

1

Знать историю образовательного учреждения

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

2

История малой Родины – 9ч.

История возникновения крепости Пенза. Крепость – защита от кочевников.

1

Знать прежнее название своей страны, своего села, названия улиц, достопримечательностей.

Уметь мотивировать, чем дороги для тебя твоя Родина, твоё село

Страницы прошлого города Пензы. От крепости – к главному городу губернии.

1

Знать историческое прошлое областного центра

Уметь анализировать справочную литературу.

Главные здания Пензы. Достопримечательности прошлого и настоящего города Пензы. Памятные места, памятники улиц и площадей.

1

Знать достопримечательности города Пензы.

Уметь   применять основные средства художественной выразительности.

Геральдика. Герб города Пензы – один из старейших гербов в России. Герб губернии. 

1

Знать понятия, связанные с темой

 « Геральдика».

Народное творчество жителей Пензенского края. Предание. Песня. Сказка. Легенда. Былина. История народов в фольклоре.  Легенды и предания о происхождении названий рек, озер, сел и городов.

1

Знать особенности жанра былины.

Уметь отличать былину от сказки.

История п. Башмаково.  Происхождение названия

1

Знать историческое прошлое своего поселка,

Уметь анализировать справочную литературу.

Как живут люди сегодня. Где работают. Как проводят досуг

1

Знать профессии родителей. Знать таланты и творческие увлечения родителей.

Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела

Символика Башмаково  (герб, флаг, гимн).  

1

Знать понятия, связанные с темой

 « Геральдика». 

Улицы поселка.

1

Знать улицы поселка

3

Люди земли Пензенской  - 6ч.

Великие ученые: В.О.Ключевский, Ф.И.Буслаев, Н.Н.Бурденко.

1

Знать биографию В.О.Ключевского,Ф.И. Буслаева, Н.Н.Бурденко

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Писатели: А.Н.Радищев, М.Ю.Лермонотов, А.И.Куприн.

1

Знать биографию А.Н.Радищева, М.Ю.Лермонотова, А.И.Куприна и их произведения.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Художники: И.С.Горюшкин-Сорокопудов, А.В.Лентулов.

1

Знать биографию И.С.Горюшкина-Сорокопудова, А.В.Лентулова.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Музыканты: А.А.Архангельский, А.В.Касторский

1

Знать биографию музыкантов и их произведения.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Мастера театрального искусства, артисты кино: В.Э.Мейерхольд, И.И.Мозжухин.

1

Знать биографию актеров.

 Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Известные спортсмены.

1

Знать  спортсменов Пензенского края.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

4

Природа родного края – 5 ч.

Растения  родного края. 

1

Знать  растения Пензенского края.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Животные родного края.

1

Знать  животных  Пензенского края.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Водоемы родного края

1

Знать  водоемы Пензенского края.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства

Оформление книги «Берегите растения, животных Пензенского края » Проект

1

Защита проектов учащихся

Экскурсия в районный музей

1

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

5

Наши земляки на службе Отечеству    – 11ч.

Наши  земляки, участники  ВОВ

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Земляки – Герои Советского союза. Проект.

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

К.Г. Мохов.  Его именем названа школа

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Выполняя свой гражданский долг. А.М.Тюгаев. Нагорный Карабах.

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Выполняя свой гражданский долг.   В.Морозов. Чечня.

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Выполняя свой гражданский долг.   Евгений Родионов.  Чечня.

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Изучение и охрана памятников имеющихся в поселке

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Экскурсия в Аллею Героев

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов

Оформление стенда с фотографиями земляков участвовавших в Великой Отечественной войне. Книга памяти. Проект

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления проекта

Оформление стенда с фотографиями земляков участвовавших в Великой Отечественной войне. Книга памяти

1

Знать известные имена защитников и героев России.

Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления пректа

 Подведение итогов. Подготовка творческих проектов

1

Защита проектов учащихся

Творческие проекты

1

Защита проектов учащихся

                                                           

                         Литература  и интернет ресурсы

1.  История Пензенского края. – Пенза, 1996 (Н.П.  Берлякова,  Г.Н.Белорыбкин);

2. Родиноведение. Учебник для начальной школы. – Пенза, 2002 (  Н.П. Берлякова, Н.И.Полосин и др.);

3.  Серебряный родник: Книга для чтения в начальных классах по курсу литературного краеведения /Под ред. О.М. Савина. - Пенза, 1997.

4.   Занимательная энциклопедия Пензенского края. - Выпуск первый. - Пенза.: Изд. «Печатный двор», 2003.

 5 .  Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов / Сост. Е.Г. Гусева. – Пенза, 2016. /

6.  «Есть место на земле…»  Башмаково, 2013  - В.С. Умнов

7.  http://www.uroki.net/ - бесплатные  разработки  уроков, сценарии, планирование

 

8.   GeoMan.ru: Географическая энциклопедия 

9.   animal.geoman.ru - Животные

 10.   plant.geoman.ru - Растения 

11.     forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия 

 12.  http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 список ресурсов по природоведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Земля - наш общий дом"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом"

Программа "Земля-наш дом" имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса

Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.       Представленная целостна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"

Рабочая   программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов  на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...