Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl.zemlya_nash_obshchiy_dom.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля  наш общий дом» духовно – нравственного направления для 2 класса разработана на основе нормативных документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с изменениями);

2.Письма Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;

   3.Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Школа №10» (ФГОС НОО 1-4 класс).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

В.А.Самковой "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2015 г.

Цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

  • Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей, осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
  • Воспитание потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

На изучение курса отводится   35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В соответствии с календарным графиком и расписанием занятий количество часов фактически составляет 35 часа.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  •  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на занятиях;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Содержание курса

Формы  проведения внеурочной деятельности:

  • конкурсы плакатов и рисунков на темы: «Мир вокруг меня», «Сохрани окружающий мир», «Я люблю эту землю».;
  • праздники «День Земли», «День воды» ;
  • выпуск детьми «экологических газет»,
  • создание проектов  «Птицы нашего края», «Растительный мир Донского края»;
  • экскурсии в городской планетарий, Ботанический сад;
  • экологические викторины.

«Экология моего дома»  

«Введение»  

 Что такое экология?

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии  на основе анализа примеров

«Мой дом за окном»

Мой дом.  

 Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.  Дома в деревне и в городе.

Дом, где мы живем.

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.Техника безопасности.

 «Деревья твоего двора».

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Птицы нашего двора.

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».  

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.

«Я и моё окружении е»

Моя  семья.  

 Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Соседи-жильцы.  

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Мой  класс.  

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах?

Дом моей мечты.  

 Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Рассказы, стихи о семье

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе.  

 Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки  комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Рассмотрение условий жизни и роста растений: освещенность, частота полива. Уход за комнатными растениями.

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике».  

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

«Гигиена моего дома»

Гигиена класса.

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными. Необходимость в соблюдении правил гигиены

Бытовые приборы в квартире.

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Экскурсия на мамину кухню.

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Наша одежда и обувь.

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические  и гигиенические требования, условия содержания, уход.

Русская народная одежда.

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю  одежду?

«Вода – источник жизни»  

Вода в моем доме и в природе.  

 Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Стихи, рассказы о воде в природе

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.

Вода в жизни растений и животных.

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

 «Вода и здоровье человека. Личная гигиена».

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

«Солнце и свет в нашей жизни»  

Солнце, Луна, звезды – источники света.

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

Влияние тепла и света на комнатные растения.

Наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

«Весенние работы»  

Занятие по подготовке почвы к посеву.

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений».  Инструктаж по технике безопасности.

          Посадка растений и уход за ними.

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

«Воздух и здоровье»    

Воздух и здоровье человека.  

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Введение     (1час)

1

05.09

Что такое экология?

1

1.  Мой дом за окном         (6 часов)

2

12.09

Мой дом

1

3

19.09

Дом, где мы живем

1

4

26.09

Соблюдение порядка и чистоты в доме

1

5

03.10

Деревья твоего двора

1

6

10.10

Птицы нашего двора

1

7

17.10

Изготовление кормушек для птиц

1

    2.   Я и мое окружение        ( 9 часов)

8

24.10

Моя семья

1

9

07.11

Соседи-жильцы

1

10

14.11

Мой класс

1

11

21.11

Создание уюта в классной и игровой комнатах

1

12

28.11

Дом моей мечты

1

13

05.12

Рассказы, стихи о семье

1

14

12.12

Комнатные растения в квартире, в классе

1

15

19.12

Правила ухода за комнатными растениями

1

16

26.12

Маленький огород на подоконнике

1

   3.   Гигиена моего дома (7 часов)

17

09.01

Гигиена класса. Что это такое?

1

18

16.01

Основные правила гигиены помещения

1

19

23.01

Бытовые приборы в квартире

1

20

30.01

Экскурсия на мамину кухню

1

21

06.02

Наша одежда и обувь

1

22

13.02

Русская народная одежда

1

23

20.02

Русская народная одежда

1

     4.   Вода  -  источник жизни  (4 часа)

24

27.02

Вода в моем доме и в природе

1

25

06.03

Стихи, рассказы о воде в природе

1

26

13.03

Вода в жизни растений и животных.

1

27

20.03

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

  5.  Солнце и свет в нашей жизни     (3 часа)

28

03.04

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

29

10.04

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

30

17.04

Правила  размещения комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

     6.   Весенние работы       (2 часа)

31

24.04

Как  подготовить почву к посеву?

1

32

08.05

 Посадка растений в открытый грунт и уход за ними

1

      7.   Воздух и здоровье    (3 часа)

33

15.05

Воздух и здоровье человека

1

34

22.05

Воздух и здоровье человека

1

35

29.05

Воздух и здоровье человека

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...