Развитие речи. Предшкольная подготовка
рабочая программа

Науменко Ольга Николаевна

Программа курса слушателей "Школы будущнго первоклассника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbp_2018_kurs_razvitiya_rechi_ugaday-ka_.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией  протокол от _________ №__

__________  _____________

     Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

 _________   _____________

              Подпись                    ФИО

       

Утверждено:

Приказ от __________ № ___

Директор МАОУ СОШ №1

_________   _____________

          Подпись                    ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по развитию речи  «Угадай - ка»

для слушателей

«Школы будущего первоклассника»

Составитель  рабочей программы:

Науменко О.Н.

ФИО

 Квалификационная категория ______________высшая____________                                                                                                                                        

                                                                 

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Угадай-ка»

Цель курса: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок успешного школьного обучения. Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение. Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных способностей, словарного запаса, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Пояснительная записка

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь внимание и интерес к речи, привить любовь к книге. Дети 6 - летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Научить овладевать родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей курса по развитию речи в «Школе будущего первоклассника». У 6-летних детей необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры.

Это предполагает:

  • развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой) речи;
  • развитие фонематического слуха;

•    развитие слуховой памяти и слухового аппарата;

  • совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение повышать и понижать голос);
  • совершенствование произношения слов, особенно сложных по слогозвуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения;
  • верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б.
  • подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв.

        Эта работа будет строиться: на анализе и синтезе звучащей речи, путем

специальных упражнений, с включением речевого материала: скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.

Планируется занятия по развитию речи строить на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе на основных её уровнях - звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.

Основные методы работы:

  1. Дидактические игры и упражнения.
  2. Сюжетно-ролевые игры.

Учет психологических особенностей детей 6-летнего возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала с целью снятия напряжения, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным, формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам созданным трудом людей, любви к родному краю, совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости; развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, пониманию содержания произведений искусств, художественных произведений; умению задавать вопросы; совершенствованию культуры речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения; развитию наблюдательности и любознательности детей.

С целью развития мелкой моторики руки, для подготовки к письму используется прием штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок, с этой же целью используются книжки-раскраски.

  • начало занятий должно быть необычным;
  • на занятии должен царить “дух открытий” (ничего не сообщать детям в готовом виде);
  • не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
  • помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
  • поддерживать ощущение успешности

Программа курса  «Развитие речи»  рассчитана на 15 часов.

  1. Развитие фонематического слуха - 5 часов
  2. Звуковой анализ слова - 5 часов
  3. Развитие связной речи - 5 часов

Развитие фонематического слуха (5 часов)

Основные цели:

  • правильно произносить звуки;
  • развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах;
  • совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • работать над интонацией и выразительностью речи

П/№

Тема занятия

Работа в тетради

Дата

1

Знакомство со звуком [ Р]. Работа над выделением звука. Разучивание чистоговорок, скороговорок.

«Рыбка» (по

шаблону)

Штриховка.

13.01.2018

2

Знакомство со звуком 3. Работа над выделением звука. Разучивание скороговорок, детских стихотворений.

«Зонт» - рисунок. Штриховка.

20.01.2018

3

Знакомство со звуками Ж-Ш. Работа над выделением звуков. Загадки. Скороговорки.

«Шарики» (рисунок 5 шариков) «Жук» Штриховка.

27.01.2018

4

Знакомство со звуками Б-П. Работа над выделением звуков. Чистоговорки.

Браслет Брошь- бабочка. Бусы (тест)

03.02.2018

5

«Путешествие в страну звуков» Развитие речи. Обобщение.

Рисунок «На что похоже». Диагностическая работа по звукам.

10.02.2018

Индивидуальные консультации

    Звуковой анализ слова (5 часов)

Основные цели:

  •  научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков;
  • организовать  работу не с отдельным звуком, выделенным из слова, а со всей последовательностью звуков, составляющих слово;
  • рассматривать  объектом анализа только звучащее слово;
  • обозначить особенность звукового анализа  по схематической  модели  звукового состава слова;
  •  учить  работать  с готовой моделью, то есть понимать из скольких звуков состоит слово (количество квадратиков-«домиков» в схеме соответствует количеству «жильцов» - звуков);
  • ориентировать действия ребенка на контроль за правильностью осуществления звукового анализа  (количество выделенных звуков должно  совпадать  с количеством «домиков» и должен  быть назван «жилец»)

П/№

Тема занятия

Работа в тетради

Дата

1

Определение количества звуков в слове (сыр, роза, кот, рука, дом). Интонирование.

«Засели домик» Штриховка. «Кот и кит»

17.02.2018

2

Определение количества звуков в слове. Работа с сюжетными картинками.

«Засели домик» Рисунок сюжета «Дом в лесу»

24.02.2018

3

Подбор слов к схемам. Соотнесение количества звуков и « звуковых окон» Развитие речи. Загадки.

Рисунки к заданным схемам. Сказка «Репка»

03.03.2018

4

Подбор слов к заданным схемам.

Штриховка по шаблонам. Составление схем к рисункам.

10.03.2018

5

Тестовая работа по определению количества звуков в словах. «Лесенка»

Диагностическая работа. Часть 2

17.03.2018

Индивидуальные консультации

Развитие связной речи (5 часов)

Основные цели:

  • учить  детей правильному согласованию слов в предложении;
  • учить пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете;
  • совершенствовать  диалогическую речь детей;
  • формировать  умение  детей задавать вопросы и отвечать на них,  
  • развернуто объяснять  загадки; заучивать наизусть стихотворения, потешки, песенки, считалки  и воспроизводить  их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием;
  • воспитывать внимательное доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей

п/№

Тема занятия

Работа в тетради

Дата

1

Обучение приёмам групповой работы. Сказки. Загадки о героях любимых сказок. Инсценирование сказки.

Рисунок «Угадай мою сказку».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией  протокол от _________ №__

__________  _____________

     Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

 _________   _____________

              Подпись                    ФИО

       

Утверждено:

Приказ от __________ № ___

Директор МАОУ СОШ №1

_________   _____________

          Подпись                    ФИО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физическая культура»

для учащегося   "3 - А" класса,

обучающегося на дому,

68  часов  (2 часа  в неделю)

 24.03.2018

2

Развитие воображения. Разучивание стихотворения «Пять слонов». Игра «небылицы»

Рисунок «Чего на свете не бывает?»

07.04.2018

3

Рефлексия. Загадки. Сочинить загадку про апельсин (групповая работа). Игра «Угадай-ка»

Рисунок

«бабочка»

14.04.2018

4

Обучение приемам работы в паре. Восстановление событий изображенных на сюжетных картинках. Составить небольшой рассказ по заданному сюжету.

Рисунок «люблю - не люблю»

21.04.2018

5

Итоговая диагностическая работа.

Часть 3

28.04.2018

Родительское собрание. Индивидуальные консультации

Список используемой литературы и интернет ресурсов

курса развития речи «Угадай-ка»:

1)Волина В.В., «Азбуковедение» -М. Просвещение 1991г.;

2)Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» -М. ,С-П,

Нижний Новгород ПИТЕР 2006;

3)С.И. Гин, И.Е.Прокопенко «Первые дни в школе» М., ВИТА Пресс 2008г.,

4)http://www.zavuch.info/methodlib/61/;

5) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-predshkolnoi-podgotovki-shkola-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий

В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...

Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»

подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.

Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...