Развитие речи. Предшкольная подготовка
рабочая программа
Программа курса слушателей "Школы будущнго первоклассника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shbp_2018_kurs_razvitiya_rechi_ugaday-ka_.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от _________ №__ __________ _____________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата _________ _____________ Подпись ФИО
| Утверждено: Приказ от __________ № ___ Директор МАОУ СОШ №1 _________ _____________ Подпись ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по развитию речи «Угадай - ка»
для слушателей
«Школы будущего первоклассника»
Составитель рабочей программы: Науменко О.Н. ФИО Квалификационная категория ______________высшая____________
|
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Угадай-ка»
Цель курса: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок успешного школьного обучения. Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение. Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных способностей, словарного запаса, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Пояснительная записка
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь внимание и интерес к речи, привить любовь к книге. Дети 6 - летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Научить овладевать родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей курса по развитию речи в «Школе будущего первоклассника». У 6-летних детей необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры.
Это предполагает:
- развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой) речи;
- развитие фонематического слуха;
• развитие слуховой памяти и слухового аппарата;
- совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение повышать и понижать голос);
- совершенствование произношения слов, особенно сложных по слогозвуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения;
- верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б.
- подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв.
Эта работа будет строиться: на анализе и синтезе звучащей речи, путем
специальных упражнений, с включением речевого материала: скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.
Планируется занятия по развитию речи строить на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе на основных её уровнях - звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.
Основные методы работы:
- Дидактические игры и упражнения.
- Сюжетно-ролевые игры.
Учет психологических особенностей детей 6-летнего возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала с целью снятия напряжения, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным, формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам созданным трудом людей, любви к родному краю, совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости; развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, пониманию содержания произведений искусств, художественных произведений; умению задавать вопросы; совершенствованию культуры речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения; развитию наблюдательности и любознательности детей.
С целью развития мелкой моторики руки, для подготовки к письму используется прием штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок, с этой же целью используются книжки-раскраски.
- начало занятий должно быть необычным;
- на занятии должен царить “дух открытий” (ничего не сообщать детям в готовом виде);
- не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
- помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
- поддерживать ощущение успешности
Программа курса «Развитие речи» рассчитана на 15 часов.
- Развитие фонематического слуха - 5 часов
- Звуковой анализ слова - 5 часов
- Развитие связной речи - 5 часов
Развитие фонематического слуха (5 часов)
Основные цели:
- правильно произносить звуки;
- развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах;
- совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- работать над интонацией и выразительностью речи
П/№ | Тема занятия | Работа в тетради | Дата |
1 | Знакомство со звуком [ Р]. Работа над выделением звука. Разучивание чистоговорок, скороговорок. | «Рыбка» (по шаблону) Штриховка. | 13.01.2018 |
2 | Знакомство со звуком 3. Работа над выделением звука. Разучивание скороговорок, детских стихотворений. | «Зонт» - рисунок. Штриховка. | 20.01.2018 |
3 | Знакомство со звуками Ж-Ш. Работа над выделением звуков. Загадки. Скороговорки. | «Шарики» (рисунок 5 шариков) «Жук» Штриховка. | 27.01.2018 |
4 | Знакомство со звуками Б-П. Работа над выделением звуков. Чистоговорки. | Браслет Брошь- бабочка. Бусы (тест) | 03.02.2018 |
5 | «Путешествие в страну звуков» Развитие речи. Обобщение. | Рисунок «На что похоже». Диагностическая работа по звукам. | 10.02.2018 |
Индивидуальные консультации |
Звуковой анализ слова (5 часов)
Основные цели:
- научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков;
- организовать работу не с отдельным звуком, выделенным из слова, а со всей последовательностью звуков, составляющих слово;
- рассматривать объектом анализа только звучащее слово;
- обозначить особенность звукового анализа по схематической модели звукового состава слова;
- учить работать с готовой моделью, то есть понимать из скольких звуков состоит слово (количество квадратиков-«домиков» в схеме соответствует количеству «жильцов» - звуков);
- ориентировать действия ребенка на контроль за правильностью осуществления звукового анализа (количество выделенных звуков должно совпадать с количеством «домиков» и должен быть назван «жилец»)
П/№ | Тема занятия | Работа в тетради | Дата |
1 | Определение количества звуков в слове (сыр, роза, кот, рука, дом). Интонирование. | «Засели домик» Штриховка. «Кот и кит» | 17.02.2018 |
2 | Определение количества звуков в слове. Работа с сюжетными картинками. | «Засели домик» Рисунок сюжета «Дом в лесу» | 24.02.2018 |
3 | Подбор слов к схемам. Соотнесение количества звуков и « звуковых окон» Развитие речи. Загадки. | Рисунки к заданным схемам. Сказка «Репка» | 03.03.2018 |
4 | Подбор слов к заданным схемам. | Штриховка по шаблонам. Составление схем к рисункам. | 10.03.2018 |
5 | Тестовая работа по определению количества звуков в словах. «Лесенка» | Диагностическая работа. Часть 2 | 17.03.2018 |
Индивидуальные консультации |
Развитие связной речи (5 часов)
Основные цели:
- учить детей правильному согласованию слов в предложении;
- учить пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете;
- совершенствовать диалогическую речь детей;
- формировать умение детей задавать вопросы и отвечать на них,
- развернуто объяснять загадки; заучивать наизусть стихотворения, потешки, песенки, считалки и воспроизводить их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием;
- воспитывать внимательное доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей
Список используемой литературы и интернет ресурсов
курса развития речи «Угадай-ка»:
1)Волина В.В., «Азбуковедение» -М. Просвещение 1991г.;
2)Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» -М. ,С-П,
Нижний Новгород ПИТЕР 2006;
3)С.И. Гин, И.Е.Прокопенко «Первые дни в школе» М., ВИТА Пресс 2008г.,
4)http://www.zavuch.info/methodlib/61/;
5) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-predshkolnoi-podgotovki-shkola-razvitiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий
В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...
Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)
Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...
Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...
Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»
подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...