"Навыки 21 века"
статья
Выступление на педагогическом совете школы о навыках 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 32.64 КБ |
презентация | 386.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Навыки 21 века»
Выступление на педагогическом совете школы
Подготовила: Фоос С.Л. , учитель начальных классов
с. Алексеевка 2020г
u«Навыки 21 века» – новая концепция обучения, которая дает
возможность устранить недостатки традиционной системы, и помогает отыскать современные пути к новым технологиям и личному росту.
Меняется мир, меняется человек, меняются задачи образования. Современный
человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему
организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной,
комфортной, то есть обладать навыками 21 века.
Термин «навыки 21 века», как правило, используется для обозначения определенных ключевых компетенций, таких как сотрудничество, цифровая грамотность, критическое мышление и умение решать задачи, поэтому современные школы должны учить так, чтобы помочь ученикам преуспеть в современном мире.__
В одном из своих интервью Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского
университета, сказал:
«Навыки 21 века – направление, привлекающее внимание многих образованных людей в настоящее время.
Суть концепции : ключевыми навыками, определявшими грамотность были чтение, письмо и арифметика. В 21 веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу».
По признанию Путина, конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills — «креативным, и плановым, и другими видами мышления».
Система образования имеет три компонента: содержание (чему учить?),
методы (как учить?) и цели (для чего учить?). Содержание, методы и цели
образования должны основываться на современных достижениях науки, во-первых, подготовить индивида к профессиональной деятельности и
жизнедеятельности вообще, во-вторых, сформировать новое мировидение,
мировоззрение с соответствующей научной картиной мира, соответствующей
содержанию науки на данном историческом этапе ее развития. Навыки и компетенции 21 века определяют личностные качества человека: его целостно-смысловую основу, духовно-нравственный мир – такие качества, как лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха, такие компетенции, как критическое мышление, творчество. И третья составляющая – это базовые знания, умения и навыки.
В связи с этим будут кардинально меняться:
• Подходы к преподаванию. На данном этапе развития общества сами
учащиеся порой обладают более широким кругозором и знаниями, нежели их
педагоги – все благодаря достижениям информационных технологий. Поэтому
скоро преподаватели станут не «передатчиками» знаний, а скорее
менеджерами-организаторами процесса обучения.
• Направления учебных программ. Программы обучения профессионалов должны быть направлены на развитие их коммуникативных способностей налаживать межличностные отношения. Ручной труд уходит в прошлое, актуальными становятся умения и навыки, направленные на развитие креативных способностей и творчества рабочей единицы.
• Расширение программ с учетом требований современности. В
профессиональном обучении основной упор переносится на расширение
профессиональной компетенции будущих специалистов – их будут обучать
принципам коллективной работы, готовить к принятию нестандартных решений.
Принципы, развития образования, обеспечивающие реализацию требований ФГОС общего образования и развитие у учащихся навыков 21 века:
• непрерывность образования, не ограниченного школьным зданием и
школьным возрастом;
• свобода выбора источников информации и механизма её анализа и
использования, подкреплённая развитием метапредметных навыков;
• формирование критического мышления как основного способа
исследования и анализа всех происходящих в мире процессов;
• акцент в образовательной практике на развитие самообразования,
технологий саморазвития, которые предполагают самостоятельный поиск
информации, её трансформацию в новые знания, тексты и проекты;
• возможность реализации личностно ориентированного обучения;
• возможность обучения в сотрудничестве;
• возможность интенсификации процесса обучения;
• создание ситуации успешности для учащихся;
• возможность осуществления индивидуальной и групповой проектной
деятельности;
• направленность на реализацию системно-деятельностного подхода и
формирование предметных, метапредметных и личностных навыков и
компетенций;
• социализация личности обучающегося.
Креативность, критическое мышление, командная работа — навыки,
востребованные работодателями в 21 веке, у выпускников школ в России
встречаются реже, чем в половине стран.
Навыки 21 века
Навыки чтения и письма (Россия – на 41-м месте из 91)
Математическая грамотность (33-е место из 91)
Естественнонаучная грамотность (36-е из 75)
ИКТ-грамотность (25-е из 31)
Финансовая грамотность (10-е из 18)
Культурная и гражданская грамотность (18-е из 35)
Критическое мышление/решение задач (25-е из 43)
Креативность (30-е из 64)
Навыки 21 века должны быть междисциплинарными и
комплексными, всё больше на основе проектов и исследовательской деятельности.
Они включают в себя знания, умения и черты характера: критическое мышление и умение решать проблемы; рассуждение, анализ, интерпретация,
обобщение информации; сотрудничество посредством Интернета в различных
сетях; ловкость, настойчивость и инициатива; самостоятельная работа и
самоконтроль; планирование и способность к предпринимательству; эффективная устная и письменная коммуникации; доступ к информации; исследовательские навыки и методы; любопытство и воображение; творчество, артистизм и самовыражение; лидерство и командная работа; сотрудничество и взаимодействие; экономическая и финансовая грамотность; экологическая грамотность и понимание законов экосистемы; гуманизм; научная грамотность (включая питание, диеты, физические упражнения).
Учеников сегодня нам следует видеть в новом контексте: необходимо
поддерживать интерес учащихся к образованию, помогая им увидеть то, что
они познают, готовит их к жизни в реальном мире; нужно прививать черту характера, как любопытство, оно имеет основополагающее значение для непрерывного обучения; следует быть более гибкими в том, как мы учим; мотивировать учащихся стать еще более изобретательными, так как они будут продолжать учиться за пределами школы, и этого требует от них сегодняшнее время. Успех в двадцать первом веке требует знания, как учиться. Сегодня обучающиеся должны развивать критическое мышление и навыки
межличностного общения для того, чтобы быть успешным в этом сложном,
меняющемся мире. Образование 21-го века основывается на такой концепции
обучения, как базовые знания по предметам, но переделанные для современного
мира, где навыки сотрудничества и глобальная перспектива имеют решающее
значение.
Сейчас, недостаточно «знать вещи», важным является привить ребёнку желание «узнать эти вещи». В современном мире информация и знания растут с астрономической скоростью, те знания, которые учащиеся получат после окончания школы или вуза, могут уже и не существовать. По этой причине люди должны учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они нуждаются, а также адаптировать полученные навыки и применять их ко всем областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях. Школы также должны адаптироваться и разрабатывать новые способы преподавания и обучения, которые отражают меняющийся мир.
Целью образовательной организации должна стать подготовка учащихся к
успеху после её окончания, и, следовательно, школам нужно уделять
приоритетное внимание знаниям и навыкам, которые будут наиболее
востребованы в будущей профессии.
Людей сейчас необходимо обучать умению мыслить,
самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто
накапливать и запоминать. Новые учебные программы должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, так как наиболее востребованными в новую эпоху являются способности к выстраиванию межличностных отношений.
Ценность «навыков XXI века» заключается в том, что они позволяют лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, в разных новых направлениях, дисциплинах и технологиях и разбираться в потоках новой информации. Овладев «навыками XXI века», каждый сможет самостоятельно заниматься своим образованием и развитием
Гибкие навыки - это комплекс навыков, как-то: ♣ Навыки межличностного общения; ♣ Человеческие навыки; ♣ Жизненные навыки; ♣ Социальные навыки; ♣ Черты характера; ♣ Социальный интеллект; ♣ Эмоциональный интеллект. О навыках XXI века
глубокое критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, интуиция, предвидение; исследовательские навыки и методы; креативность: артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение; инициативность: настойчивость, самостоятельная работа, планирование, самодисциплина, способность к адаптации; коммуникация: навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать; сотрудничество: лидерство, работа в команде, сотрудничество, виртуальный коворкинг;
медиа-грамотность: знание информационных и коммуникационных технологий, интерпретация и анализ данных;
ответственность: гражданская, этическая и социальная грамотность, личная и социальная ответственность;
глобальное сознание: мультикультурная компетентность, гуманизм.
Важно не только «думать по-современному», но и «накапливать знания из совершенно разных областей науки», уметь их комбинировать и эффективно применять для решения необходимых задач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патрик Гриффин - профессор Мельбурнского университета Ключевые навыки индустриальной эпохи : чтение, письмо и арифметика Постиндустриальная эпоха – умение критически мыслить , способность к коммуникации и творческому подходу к делу
ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Способность к отбору информации Способность мыслить нестандартно и гибко Способность понимать смыслы Социальный интеллект Способность работать с современными СМИ Универсальность навыков и мышления Способность мыслить проективно Способность вычислять Сотрудничество в виртуальном пространстве Межкультурная компетентность
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ Читательская грамотность / Языковая грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность ИКТ-грамотность Финансовая грамотность Культурная и гражданская грамотность
КОМПЕТЕНЦИИ Критическое мышление/решение проблем Креативность Коммуникация Сотрудничество
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Любознательность Инициативность Упорство/настойчивость Приспособляемость Лидерство Социальная и культурная осведомлённость Обратная связь
Универсальные учебные действия Личностные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание метапредметные Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегулирование Познавательные Общеучебные Логические Постановка проблемы Коммуникативные Учебное сотрудничество Построение речевых высказываний Лидерство и согласованность действий с партнёром
И нновационные системы построения учебного процесса Смешанное обучение Перевёрнутое обучение Смена рабочих зон Автономная группа Индивидуальная траектория
Педагогические принципы обучения 1.Значимость изучаемого материала 2. Обучение областям знаний 3.Развитие навыков мышления 4 .Стимулирование переноса знаний из одной области в другую 5 . Учение учению 6 . Устранение сразу всех неясностей 7 . Продвижение работы в команде 8 . Использование информационных технологий 9.Поощрение креативности
Навыки выпускника
Навыки выпускника
Нам нужно сформировать поколение блестящих профессионалов, всё остальное для страны они сделают сами. Потому что у кого есть профессия, у того есть совесть — есть, перед кем отвечать. У него есть критерии оценки — объективные критерии своего таланта и своих возможностей. Нужно формировать прежде всего профессионалов. Журналист , писатель и педагог Дмитрий Быков
Спасибо за внимание! Хочется надеяться, что творческая работа педагогов по обучению навыкам 21 века поможет обрести каждой школе второе дыхание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....
УМК "Начальная школа 21 века" Ефросинина Л.А. Оценка знаний. 2 класс (контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания)
Разноуровневые многофункциональные задания позволят организовать дифференцированную текущую и итоговую проверку занний....
03. Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста
Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая ...
Развитие навыков 21 века на уроках русского языка
Навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в...
«STEAM - современный, инновационный метод формирования важных навыков XXI века»
laquo;STEAM - современный, инновационный метод формирования важных навыков XXI века»...
Статья "Эффективные методики преподавания для развития в учениках навыков и компетенций ххI века"
Описание Сингапурских структур для использования на уроках в начальной школе....
Навыки 21 века
Из опыта работы...