03. Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста
статья

Федяева Ольга Александровна

Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая система воспитания, которая разовьет в детях (будущих взрослых), самые актуальные и эффективные навыки, которые отвечают современной и будущей реальности. Если в советское время успех определялся умением быть послушным и правильно воспроизводить, то в настоящее время для достижения успеха необходимо быть инициативным и уметь создавать новое, т.е. абсолютно противоположные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста

Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая система воспитания, которая разовьет в детях (будущих взрослых), самые актуальные и эффективные навыки, которые отвечают современной и будущей реальности. Если в советское время успех определялся умением быть послушным и правильно воспроизводить, то в настоящее время для достижения успеха необходимо быть инициативным и уметь создавать новое, т.е. абсолютно противоположные умения.

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой. На данный момент важно сформировать у учащихся социальные навыки, которые проявляются в умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, умение высказываться  и отстаивать свою точку зрения.

 В последнее время отмечается такая тенденция, у учащихся 1 класса очень редко встречается образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, многие дети испытывают трудности при заучивание стихотворений, пересказе литературных произведений, запоминании словарных слов. Проблема развития связной речи детей представляет большую сложность при организации обучения. Одной из задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Для активизации процесса становления и развития связной речи детей мне помогают такие нетрадиционные формы, как мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Многие приёмы мнемотехники мы знаем ещё со школы. Например: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

Данный приём мнемотехники  я использую при работе над словарными словами, что помогает создать ассоциацию, зрительный образ слова, которое нужно запомнить как оно пишется, у учащихся.

Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация.  Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.

Ушинский Константин Дмитриевич писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них  предложение или расположить в правильной последовательности. Например, тема: Одежда. Времена года. Нужно рассказать, как собираются дети на прогулку. Сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку.

Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.

Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.

Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей при обогащении словарного запаса, составлении рассказов пересказах художественной литературы, работе с загадками и заучивании стихов.

Разучивание стихотворений. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе нужно давать ребёнку готовую план-схему, а по мере обучения он сам активно включается в процесс создания своей схемы.

Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
        Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета. Ребенку нужно посмотреть на таблицу, затем учитель расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.

И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует не на правильном построении предложений, а на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет сформировать у учащихся навыки XXI века, а также повышает интерес к уроку, а соответственно и его эффективность. Так как наглядный материал у учащихся усваивается лучше, использование данных приёмов позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. У учащихся расширяется словарный запас, как активный, так и пассивный, формируется связная речь, улучшается мыслительная деятельность (наглядно-образное мышление), они учатся последовательно описывать предмет, выделяя его существенные признаки, пересказывать текст.

Список используемой литературы

1. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

2. Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003

3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...

«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Аннотация  Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста

Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...


 

Комментарии

Артемьева Елена Михайловна

Спасибо за материал по мнемотехнике. Возьму себе на заметку!

Федяева Ольга Александровна

Пожалуйста, рада, что материал оказался нужным!