РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Атаманчук Алла Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального образования, авторской программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_rabochaya_programma.docx28.39 КБ
Файл ktp_okruzhayushchiy.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального образования, авторской программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России»)

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный  характер, соединяет в равной мере  природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных  и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного  и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» для учащихся 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы  и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное  благополучие, так и на созидательное обустройство  родного города, родной страны и планеты Земля.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса в учебном плане

 Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих  компетентностей – умений проводить наблюдения  в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения  в окружающей природной и социальной среде.

Существенная особенность курса  состоит  в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир»  использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изо, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе  содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели) 2 раза в неделю, 2,3,4 классы – по 68 часов (34 учебные недели)

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению в жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса 

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального рос-сийского общества; становление гуманистических и демо-кратических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-альной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци-онально-нравственной отзыв-чивости, понимания и сопере-живания чувствам других людей;

- развитие навыков сотруд-ничествасо взрослыми и сверстниками в разных соци-альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха - неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств пред-ставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочниках и Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность сущест-вования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в совместной деятельности; осу-ществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- овладение начальнымисведе-ниями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, техни-ческих и др.) В соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные  свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. С получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять

Содержание курса (270 часов)

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 66ч (33 учебные недели).

Содержание курса

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза. (1 класс)

Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размер звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Луна – естественный спутник Земли. (1 кл.)

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе, карте. Важнейшие природные объекты страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение земли вокруг солнца. Смена времён года в родном крае.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).(1 класс)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Особенности поверхности родного края.

Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений).(1 класс)

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека Полезные ископаемые. Камни и их разнообразие (по форме, цвету, размерам) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека. (1 кл.)

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение, бережное отношение. Полезные ископаемые родного края.

Почва, её состав, значение.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).(1 кл)

 Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные, цветники, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).1 кл

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.(1 кл)

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы. Круговорот веществ.

Природные зоны России.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).(1 кл)

Всемирное наследие. Международная Красная Книга.

Строение тела человека. Системы органов. Гигиена.

Правила поведения в природе. 1 кл.

Человек и общество

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.(1 кл)

Общество – совокупность людей, которые объединены культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Экономика, её составные части: промышленность, сельское х-во, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. (1 кл.)

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. (1 кл)

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет. (1 кл)

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка. (1 кл)

Президент РФ – глава государства. (1кл)

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечество, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др. (1 кл)

Россия на карте, государственная граница.

Москва – столица России. (1 кл)

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности, города Золотого кольца России. Святыни.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. (1 кл)

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. (1 кл)

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское гос-во, Российская империя, СССР, РФ.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. (1 кл.)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания. (1 кл)

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах.

Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе.  Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование 

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Что и кто?

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем, Вопросиком и Мудрой Черепахой.Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

21

2

Как, откуда и куда?

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

10

3

Где и когда?

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

10

4

Почему и зачем?

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать  цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

25

66

Материально-техническое обеспечение:

1. Плешаков А.А. «Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г.

2. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир » в 2 частях. 1 класс, 2 изд. – М.: Просвещение, 2011г.

3. Плешаков А.А. Тесты «Окружающий мир». 1 класс, 6 изд. – М.: Просвещение, 2011г.

4. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. 1 класс, М.: Просвещение, 2011г.

5. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе.

Класс: 1А,Б,В

Количество часов в год – 66 часов

Количество часов в неделю –  2 часа

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Количество учебных недель

12нед.

10нед.

11 нед.

Количество часов за триместр

24 ч

20 ч

22 ч

Количество итоговых тестовых работ

1

2

1

№ п/п

Раздел

Темы уроков

Дата

По плану

Фактич.

1 триместр

Что и кто? (21 ч.)

Задавайте вопросы

03.09

Наши помощники.

07.09

Что такое Родина?

10.09

Что мы знаем о народах России?

14.09

Что мы знаем о Москве?

17.09

Проект «Моя малая Родина»

21.09

Что у нас над головой?

24.09

Что у нас под ногами?

28.09

Что общего у разных растений?

01.10

Что растёт на подоконнике?

05.10

Что растёт на клумбе?

08.10

Что это за листья?

12.10

Что такое хвоинки?

15.10

Кто такие насекомые?

19.10

Кто такие рыбы?

22.10

Кто такие птицы?

26.10

Кто такие звери?  

29.10

Что окружает нас дома?

09.11

Что вокруг нас может быть опасным?

12.11

На что похожа наша планета? Презентация проекта «Моя малая Родина»

16.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Тест: «Кто и что?»

19.11

«Как, откуда и куда?» (10 ч.)

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

23.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

26.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

30.11

2триместр

Как путешествует письмо?

03.12

Куда текут реки?

07.12

Откуда берутся снег и лёд?

10.12

Как живут растения?

14.12

Как живут животные?  Как зимой помочь птицам? 

17.12

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

21.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Тест: «Как, откуда и куда». Презентация проекта «Моя семья»

24.12

«Где и когда» (10 ч)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

11.01

Когда придёт суббота?

14.01

Когда наступит лето?

18.01

Где живут белые медведи?

21.01

Где живут слоны?

25.01

Где зимуют птицы?

28.01

Когда появилась одежда?

01.02

Когда изобрели велосипед?

04.02

Когда мы станем взрослыми?

15.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Тест: «Где и когда?»

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

18.02

«Почему и зачем?» (25 ч.)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью.

25.02

Почему Луна бывает разной?

27.02

Почему идёт дождь и дует ветер?

29.02

Почему звенит звонок?  

3триместр

Почему радуга разноцветная?

03.03

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

05.03

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

10.03

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

14.03

Зачем мы спим ночью?

17.03

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

31.03

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

04.04

Зачем нам телефон и телевизор?

05.04

Зачем нужны автомобили?

07.04

Зачем нужны поезда?

11.04

Зачем строят корабли?

14.04

Зачем строят самолёты?

18.04

Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности?

19.04

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

21.04

Зачем люди осваивают космос?

25.04

Почему мы часто слышим слово «экология»?

28.04

Проверим себя и оценим свои достижения.

05.05

Работа над ошибками Знакомство с Красной книгой

12.05

Итоговый тест за год . Как вести себя на воде.

16.05

Работа над ошибками . Скоро лето.

19.05

Экскурсия .

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...