Методическая разработка занятия по теме "Пластилинография «Сказочная Гжель» с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Канабаева Лена Ихсановна

Тема: Пластилинография «Сказочная Гжель».

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народном промысле Дымково.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
  •  

Оборудование: МИМИО презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, заготовки посуды, пластилин синего и белого цвета, салфетки, доски, стеки.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, аудиозапись вокальной композиции «Сказочная гжель», муз . В. Темнова, стихи О. Левицкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_fgos.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пластилинография «Сказочная Гжель».

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народном промысле Дымково.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: МИМИО презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, заготовки посуды, пластилин синего и белого цвета, салфетки, доски, стеки.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, аудиозапись вокальной композиции «Сказочная гжель», муз . В. Темнова, стихи О. Левицкого.

Ход урока

Этап

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя

 

 

 

Самооценка готовности к уроку

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:

Заготовки посуды, пластилин синего и белого цвета, салфетки, доски, стеки.

Настрой на урок.                              

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

II. Целеполагание .

Определение цели урока

-Какие народные промыслы России вы знаете?

-Почему они так называются? (от места изготовления)

- Как вы думаете - какая это игрушка? (СЛАЙД 1)

- А это какая? (Показываю на картинки и стилусом по мере ответов детей по очереди открываю шторки).

- Чем похожи игрушки?

- Чем различаются?

- Дымковская и гжельская игрушки,—   один из русских народных глиняных художественных промыслов. (СЛАЙД 2).

 -Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сегодня мы будем продолжать знакомиться с народными промыслами России.

 

Отвечают на вопросы

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

 

 

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

III. Введение в тему урока.

Проявление интереса к теме

- Дымковская игрушка возникла в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). (показываю на карте)

- Гжель возникла в городе Гжель, расположенном недалеко от Москвы.

Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».

-Вы знаете, что такое гжель, из чего она делается и где возник этот промысел? (СЛАЙД 3).

-Такой красоты, как гжельская, больше нет, она одна такая.

- Гжель называют все сказочной, но я вам не сказку, а быль расскажу.
"В Российском государстве, в очень давние времена, среди лесов дремучих недалече от города Москвы стояла деревенька (СЛАЙД 4). 

-Жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи. 
-И вот собрались они как-то мастера на совет и решили лепить посуду такую, какую ни кто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, чтоб на весь мир прославиться.
-Стали мастера своё умение показывать. У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется (СЛАЙД 5).

-Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана (СЛАЙД 5).

-Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает (СЛАЙД 5).

-Разошлись по домам, идут да любуются на синеокое небо, на синеватый лес вдалеке, да голубую гладь рек и озер и васильковые поля. Вот и задумали они перенести всю эту синеву на свой белый фарфор. 
-И цветы, и люди, и птицы, и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров.
-Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель»
(СЛАЙД 5).

-И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду и другие предметы (СЛАЙД 6).

-Давайте отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)
На нем самовар кипит. (руки на поясе, повороты в сторону)
Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)
Очень хрупкие бедняжки. (наклоны в сторону головой)
Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)
Всех я угощаю.
Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)
К чаю нам пирог принес. (ходьба)

Рассуждают о многообразии промысла и его красоте.

Познавательные (ознакомление с народным промыслом «Гжель»)

Личностные (развитие эстетических чувств)

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (формирование собственного мнения )

 

 

 

 

Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к  природе)

III. Объявление темы, постановка учебной задачи.

       

Уточняет понимание уч-ся поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает условия для формулирования темы и определения целей урока.

Проводит подводящий диалог для формулирования целей.

-Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо (СЛАЙДЫ 7-11).

- Для чего нужны гжельские изделия?

- Почему Гжель называют сине-голубой?

-Есть на выставке и необычная часть чайного сервиза (СЛАЙД 12). 

-Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. С его помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт

Рассматривают изделия народного промысла.

Оценочное суждение.

Самооценка умения определять и формулировать проблему, цель урока.

IV. Анализ образцов дымковской росписи.

Организует ситуацию решения учебной задачи.

Организовывает работу уч-ся.

Организует поисковую работу уч-ся.

Выбирает совместно с уч-ся способ действий для решения проблемы.

-Но сначала проведем Анализ образцов гжельской росписи (СЛАЙД 13).

- По какому фону  выполнена роспись? (роспись выполнена по белому фону)

- Какие цвета используют гжельские мастера? (Синий, оттенки синего, голубой и его оттенки).

- Какие элементы составляют дымковскую роспись?

(капельки, бордюры, агашка- гжельская роза и точки и линии,  завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки)

- Какое настроение создаёт такая цветовая палитра?

- Цвета используемые в дымковской игрушке это (стандартно): Синий, оттенки синего, голубой и его оттенки.

- У гжельской росписи есть свои цвета,  есть свой орнамент, своя форма, которая придает промыслу индивидуальность, что делает ее не похожей на другие.

- Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы.

-Поиграем в Игру «Роспись на Мимио» (СЛАЙДЫ 14-16). Поможет вам в игре вокальная композиция «Сказочная гжель».

Обобщение по этапу  Игра «Роспись на Мимио»:

- По какому фону выполняется гжельская роспись?

- Какие цвета традиционно используют в гжельской росписи?

- Из каких элементов состоит гжельская роспись?

Выполняют задания.

Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач.

Отвечают на поставленные вопросы.

Участие в дискуссии.

Ответы на вопросы.

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию ,планируя свои действия в соответствии с ней)

 

 

 

 

 

Коммуникативные (задавать существенные вопросы)

V. Практическая часть.

Создает условия для применения полученных знаний на практике.

- Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. Каждый из вас подойдет и  выберет предмет из сервиза.

Рассмотрим узор на чайнике (СЛАЙД 17).

-Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

-Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

-Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).

-На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Лепестки. Раскатываем маленькие шарики пластилина и выкладываем их на контур. Затем «наступаем» на шарик пластилина пальчиком и тянем его в центр рисунка, так создаётся объём.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.
  • Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.

-Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

-Перед вами - образцы работ гжельской росписи в технике «Пластилинография» (на доске образцы работ других детей).

-Вы должны украсить свои изделия. Итак, приступайте к работе.

-(СЛАЙД 18).

- Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

-А теперь приглашаю всех показать свой предмет сервиза.

Дети выбирают посуду и садятся за парты.

Самостоятельная работа.

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Личностные (составление своего узора).

Коммуникативные (общение с соседом по парте).

Регулятивные  (работа по образцу).

VI.  Обобщение по занятию. Коллективный анализ ученических работ. Выставка.

-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

-О каком промысле мы сегодня беседовали?

Представляют результаты работы.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

VIII. Рефлексия.

Организует рефлексию и самооценку уч-ся.

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Подводит итог урока.

Закончи предложение:

            На занятии я узнал, (научился) …….

            На занятии мне понравилось ……..

            Мне было трудно ………

            А ещё я хочу научиться, (попробовать), (узнать)……

            Сейчас у меня ……. настроение.

- Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с

вами работать работать. Вы – молодцы!

Формулируют и высказывают своё мнение.

Обсуждение допущенных ошибок.

Оценивают результативность и деятельность на уроке.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы).

Регулятивные.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Сказочная гжель"

Занятие по художественно-эстетическому направлению (народный Гжельский промысел)...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...

ВИДЕО. Использование интерактивного оборудования на логопедических занятиях

Ссылки на видеоуроки . Использование STEM-оборудованиния во время индивидуальных занятий, а  mimio во время подгрупповой работы....

Методическая разработка "Сценарий проведения игровой развивающей программы с использованием оборудования адаптированной детской площадки"

Не секрет, что во время игры, любому ребенку запомнить что-то новое на много проще. Тем более, если занятие проходит на свежем воздухе. Именно поэтому мы снова учимся играя на детской площадке. Мотори...