Урок Победы. За край свой насмерть стой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Работа в группах по углублению знаний о Великой Отечественной войне. Исследовательская работа по четырём направлениям: Вяземская оборонительная операция, Мемориал "Богородицкое поле", Лагерь для военнопленных "Дулаг 184" и Соколов Василий Иванович

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СОШ

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК ПОБЕДЫ

ЗА КРАЙ СВОЙ НАСМЕРТЬ СТОЙ

(4 класс)

Номинация: урок родного языка

Выполнила: учитель начальных классов

Докучаева Лилия Ивановна

Тема: За край свой насмерть стой

Цель:  расширить знания о Великой Отечественной войне, защитниках нашего края.

Задачи:

  • способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа;
  • воспитывать уважительное отношение к памяти защитников Отечества, к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;
  • содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей;
  • формировать умения и навыки поиска нужной информации.

Планируемые результаты:

личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к их культуре, истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом, с историческими картами; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; готовить небольшие сообщения об исторических событиях; соотносить исторические события с датами;

метапредметные:

познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;

коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, ноутбуки, презентация, запись песни «Что я знаю о войне»  музыка А.Комарова, cл. В.Капустиной, плакат «Родина - мать зовет!».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

- Добрый день! Давайте мысленно пожелаем удачи друг другу, членам вашей группы и начнем урок. 

Звучит песня «Что я знаю о войне»  (музыка А.Комарова, cл. В.Капустиной).

II.  Актуализация опорных знаний

-Ребята, какое страшное слово вы услышали в песне? (Война)

-Я прикреплю на доску это слово.

В

О

Й

Н

А

-Что такое война? (Ответы детей)

- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? (Ответы детей)

(Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа)

-Предлагаю поработать в группах. В первом столбике таблицы вопрос-событие из истории России. Запишите ответ на вопрос  с  соответствующей  датой во второй столбик.

Вопрос

Ответ

В

Когда началась

Великая Отечественная война?

22 июня 1941 года

О

Сколько лет длилась эта война?

4 года

Й

Когда весь наш народ отмечает

День Победы?

9 мая День Победы

Н

С кем воевал советский народ

в Великой Отечественной войне?

С фашистской Германией под руководством Адольфа Гитлера

А

День освобождения Вязьмы

от немецко-фашистских захватчиков

12 марта 1943 года

МИНИИТОГ

- Проверим правильность выполнения работы.

III.  Постановка целей и задач урока. Целеполагание

- Что объединяет эти исторические даты? (В эти годы в России происходили военные действия)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Да, мы будем говорить о Великой Отечественной войне.

Перевернем на доске буквы слова ВОЙНА. Здесь записаны слова. Попробуем собрать рассыпавшуюся пословицу и записать тему нашего урока.

КРАЙ

ЗА

СТОЙ

СВОЙ

НАСМЕРТЬ

ЗА КРАЙ СВОЙ НАСМЕРТЬ СТОЙ                                               СЛАЙД 2

-  Тема урока появится на слайде. «За край свой насмерть стой»

-Каковы  цели урока?  

(Ответы членов групп)

-Действительно, на нашем уроке мы будем расширять знания о Великой Отечественной войне. Узнаем, кто и  как защищал наш край. Поговорим о том, почему нужно помнить об этой войне.

IV. Изучение нового материала

А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Ребята! Запишите в тетрадь слова с доски. Подчеркните орфограммы.

С…лдат, об…рона, пам…тник, св…бода.

- Какие слова у вас получились? (Как вы их написали?)

- Составим словосочетания со словарными словами (устно)

( Подвиг солдата, оборона города, новый памятник, свобода человека)

-Слова СОЛДАТ, ОБОРОНА, ПАМЯТНИК, СВОБОДА - ключевые  для фотографий, которые я прикреплю на доску.                                        СЛАЙД 3

Узнаёте ли вы  что изображено на этих фотографиях?

(Солдат Василий Иванович Соколов, оборона города Вязьмы, памятник на Богородицком поле,  мемориал заключённым Дулаг 184)

Б) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

-Предлагаю капитанам команд выйти к доске и взять по одной фотографии. Предлагаю вам стать исследователями и самостоятельно добыть знания по этим темам. Три команды в помощь получают ноутбуки и одна команда газетные вырезки. Подготовьте небольшое сообщение с помощью сети интернет или газетных статей и выступите с ним перед одноклассниками.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выступление команды по теме «Вяземская оборонительная операция»

                                                                                                              СЛАЙДЫ 4,5

Выступление команды по теме «Операция «Вяземский котёл» и Мемориал «Богородикое поле»»                                                                        СЛАЙДЫ 6, 7

Выступление команды по теме «Лагерь для военнопленных Дулаг 184»                        

                                                                                                                    СЛАЙД 8

Выступление команды по теме «Василий Иванович Соколов»                              

                                                                                                                    СЛАЙД 9

МИНИИТОГ

Итак, Вяземская оборонительная операция и Вяземский котел стали для Красной Армии одной из самых серьезных катастроф в период Великой Отечественной войны. В котле погибло порядка 200-270 тысяч человек. Около 450-500 тысяч человек были либо взяты в плен (в том числе находились и в пересыльном лагере «Дулаг184») и впоследствии угнаны в Германию, либо пропали без вести.

Наш земляк – ветеран ВОВ, Почётный гражданин города Вязьмы Иван Васильевич  Соколов мужественно защищал Родину и является постоянным гостем нашей школы.

V. Закрепление изученного материала

А) РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

- Ребята! Назовите пословицы о Родине. Запишите понравившуюся вам пословицу   в тетрадь. Над словами укажите части речи. Подумаете, и объясните, как вы ее понимаете.

Проверка выполнения задания

(Русский солдат не знает преград. Войной да огнём не шутят. Бой- святое дело, иди на врага смело.)

Б) СИНКВЕЙН

9        мая 1945 года Москва взорвалась салютом долгожданной Победы. Было дано 30 залпов из 1000 орудий. Советские воины обнимали друг друга.

И сейчас мы с вами тоже составим Салют. Задание каждой группе. Каждой команде я дам лист, на котором приклеена звездочка с ключевым словом, а  рядом  красненькие звездочки. Вы должны составить синквейн, своеобразное стихотворение и приклеить в виде салюта по строчке.

Вспомним ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. Оно уже приклеено.

2 строчка – два слова (прилагательные). Пишите на двух звездочках прилагательные по одному слову на каждой  и приклеиваете и т.д.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Как закончите, поднимаете руки.

1группа – ветеран, 2 группа – мир, 3 группа – День Победы, 4 группа- парад

Время 3 минуты

Ветеран

Храбрый, немолодой

Воевал, боролся, победил

За родину он кровь пролил

Герой

Мир

Долгожданный, радостный

Удивляет, заинтересовывает, увлекает

Он дарит мне счастье

Солнце

День Победы

Грустный, радостный

Помним, любим, благодарим

Праздник со слезами на глазах

Великий день

 

Парад

Праздничный, военный

Начался, проходит, восхищает

Захватывает дух

Шествие

Проверяем. Молодцы. Покажите другим командам то, что у вас получилось.

ЗВУКИ САЛЮТА

- Мы начали урок со страшного слова ВОЙНА.

Прошла война,
Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

-Назовите антоним этого слова (мир).

-Вы хотели бы жить в мире?

-А что вы представляете, когда говорите то слово? (солнышко, радуга, цветы, цветущие деревья, мирные дома).

-Прошло уже 75 лет со дня Победы. Но мы помним тех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны. Кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня. Кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно!  Это победа наших дедов и прадедов.

— Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Минута молчания

VI .Рефлексия

- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим  в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который  соответствует сейчас вашему настроению (серого, белого). На каждом голубе вы напишите свое пожелание мира для всех людей нашей большой планеты. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войны.

VII. Обобщение. Итог урока.

-Чему научились?

-Какой вид работы показался вам наиболее интересным?

-Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?

-На каком этапе работы испытывали трудности

VIII. Домашнее задание

-Какое задание по этому уроку ты дал бы себе?

-Предлагаю вам выучить стихотворение о войне.

Литература:

1. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2018.

2. Канакина, В.П. Русский язык. / В.П. Канакина [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2014.

3.В Вязьме открыт мемориал жертвам немецкого пересыльного лагеря «Дулаг- 184/ /Газета «Мой город- Вязьма» №28 от 17 июня 2014 года

4. В Вязьме открыт мемориал жертвам фашистского пересыльного лагеря для военнопленных «Дулаг- 184 //Газета «Вяземский вестник» №26 от 24 июня 2014 года

5.Памятник советским военнопленным откроют в Вязьме //Газета «Вяземский вестник» №25 от 19 июня 2014 года


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лагерь для военнопленных Дулаг 184

Мемориал узникам фашистского пересыльного лагеря «Дулаг-184» был открыт на пересечении улиц Кронштадтская и Репина 21 июня 2014 года.

http://s017.radikal.ru/i412/1712/cf/27e06ff237a0.jpg

vyazmanews.net 

За период с 1941 по 1943 год- время существования лагеря- здесь погибли десятки тысяч человек.

Лагерь «Дулаг-184» создавался прямо в долине реки Вязьма и  в недостроенном здании мясокомбината. Вбивались столбы, огораживающие территорию, натягивалась колючая проволока, устанавливались вышки для караула. В таких загонах люди были обречены умирать без еды и воды, от холода и болезней.

В октябре 1941 года немцы загнали туда выживших в окружении защитников Москвы.  

В первые недели после захвата Вязьмы гитлеровцами, по воспоминаниям местных жителей, количество пленных в лагере было настолько велико, что не было места, чтобы лечь, и солдатам, многие из которых были ранены, приходилось стоять.

Автор проекта – народный художник России, один из ведущих скульпторов нашей страны Салават Щербаков.

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1429587/2a00000166ac4ddbd209cebe3a9091a14826/XXL

Газета «Вяземский вестник» №25 от 19 июня 2014 года

Мемориал представляет собой три темно-серые бетонные стелы высотой 3-4 метра. На центральной стеле, в бронзовом рельефе, изображены в полный рост погибшие в лагерных застенках солдаты и мирное население. Позади них – ели и лагерная вышка. Композицию обрамляют снимки людей, сделанные с подлинных фотографий погибших, переданных скульптору родственниками и поисковиками. В поверхность памятника вмонтировано около 50 фотоизображений с указанием фамилий погибших.

Кроме того, вяземскими поисковиками были обнаружены чудом сохранившиеся страницы блокнота, на которых было написано обращение погибающего красноармейца к потомкам 10 октября 1941года. Этот красноармеец находился в плену, в пересылочном лагере, но сумел написать строчки и спрятать блокнот. Этот блокнот нашли поисковики. И одна из этих страничек теперь в металле увековечена на мемориале рядом с фотографиями погибших:

«… Дорогие русские люди, соотечественники. Не забывайте нас. Мы что могли бороться, боролись с фашистским псом. Ну, вот пришел конец. Нас схватили в плен, раненных. Истекаем кровью и морят голодом, издеваются над нами. Гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет, не знаем. Много народу уже поумирало от голода и погибли.

Кто найдет эту записку пускай ее передаст в любые органы власти, в сельсовет, или в колхоз, или в архив. Может быть, останутся люди живы где-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады всех перебили. Кто после нас будет живой пускай помнят, что люди боролис за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы!

Боец Красной Армии С.М. Крутов»

https://www.vyazmanews.net/uploads/posts/2016-09/1475103021_dulag3.jpg

Газета «Мой город- Вязьма» №28 от 17 июня 2014 года

До сих пор известно лишь 4 тысячи имен погибших. Это те, кто проходил по спискам трех лазаретов «Дулаг-184», располагавшихся на примыкающих к лагерю территориях. Однако десятки тысяч захороненных здесь военнопленных, так и останутся безымянными героями, мучениками, в буквальном смысле – без вести пропавшими.

 «Сразу после освобождения города Вязьма (12 марта 1943 года) было произведено обследование территории и обнаружено и вскрыто 45 погребальных рвов, 100 метров в длину и 4 в ширину. По данным Министерства обороны, численность погребенных в рвах может превышать 80 тысяч человек…   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Соколов Василий Иванович

7 августа 2020 года ветерану Великой Отечественной войны, Почетному гражданину города Вязьма,  Ивану Васильевичу Соколову исполнилось 99 лет.

https://www.smolensk2.ru/timg/160/%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B222520x520.jpg

Иван Васильевич - постоянный гость нашей школы. Поздравили его с этой датой, родные и близкие, учащиеся нашей школы,смоленские таможенники, представители администрации, силовых структур и организаций города Вязьмы, друзья.

По случаю дня рождения таможенники вручили Ивану Васильевичу подарки со словами благодарности за героизм, мужество и стойкость, за помощь в воспитании молодежи. Во дворе дома для ветерана прозвучали лирические песни и песни военных лет. Иван Васильевич вместе с таможенниками спел и свою любимую песню «Вечер на рейде».

Иван Васильевич Соколов родился 7 августа 1921 года в деревне Лебедеве Юшковского сельсовета Вяземского района. Военную службу начал в октябре 1940 года рядовым в полковой школе связи в Выборге. Отсюда и начался его боевой путь по дорогам войны.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\соколов\Соколов фото.JPG

Иван Васильевич участник обороны Ленинграда. Именно здесь он получил свое первое ранение и свою первую награду - медаль «За боевые заслуги» за то, что под вражеским обстрелом восстановил поврежденную линию связи.

9 мая 1945 года Иван Васильевич встретил в Праге. На груди у И.В. Соколова ордена «Боевого Красного Знамени»,  «Красной звезды», «Отечественной войны» I и II  степеней, две медали «За боевые заслуги», медаль «За оборону Ленинграда», многочисленные юбилейные и памятные медали.   

Завершил военную службу Иван Васильевич в 1956 году в звании капитана.  После демобилизации переехал в Вязьму, где долгие годы трудился в потребкооперации, пройдя путь от заместителя заведующего складом до директора универсальной межрайонной базы.

Сегодня, несмотря на солидный возраст, он по-прежнему бодр, активно участвует в ветеранском движении, является достойным примером для молодежи.

И.В. Соколов стремится поведать, прежде всего, нам, молодому поколению о том, что увидел и пережил во время войны. Его жизненной энергией и силой духа стоит восхищаться.



Предварительный просмотр:

Таблица 1

Вопрос

Ответ

В

Когда началась Великая Отечественная война?

22 июня 1941 года

О

Сколько лет длилась эта война?

4 года

Й

Когда весь наш народ отмечает День Победы?

9 мая День Победы

Н

С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

С фашистской Германией под руководством Адольфа Гитлера

А

День освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков

12 марта 1943 года

«Пословица рассыпалась»

КРАЙ

ЗА

СТОЙ

СВОЙ

НАСМЕРТЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок родного языка ПРЕЗЕНТАЦИЯ учителя начальных классов МБОУ Вязьма-Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области Докучаева Лилия Ивановна 2020 год

Слайд 2

ЗА КРАЙ СВОЙ НАСМЕРТЬ СТОЙ

Слайд 3

СОЛДАТ ОБОРОНА ПАМЯТНИК СВОБОДА

Слайд 4

ВЯЗЕМСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 2-13 октября 1941 года

Слайд 5

http://yandex.ru/ https://www.google.com royallib.com vyazmanews.net Газета «Вяземский вестник» №26 от 24 июня 2014 года Газета «Вяземский вестник» №25 от 19 июня 2014 года Газета «Мой город- Вязьма» №28 от 17 июня 2014 года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЯЗЕМСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Слайд 2

ОПЕРАЦИЯ «ВЯЗЕМСКИЙ КОТЁЛ» Карта окружения частей Красной Армии в районе Вязьмы

Слайд 3

МЕМОРИАЛ «БОГОРОДИЦКОЕ ПОЛЕ»

Слайд 4

http://yandex.ru/ https://www.google.com royallib.com vyazmanews.net Газета «Вяземский вестник» №26 от 24 июня 2014 года Газета «Вяземский вестник» №25 от 19 июня 2014 года Газета «Мой город- Вязьма» №28 от 17 июня 2014 года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛАГЕРЬ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ ДУЛАГ 184

Слайд 2

СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Слайд 3

ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. Оно уже приклеено. 2 строчка – два слова (прилагательные). Пишите на двух звездочках прилагательные по одному слову на каждой и приклеиваете и т.д. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Слайд 5

http://yandex.ru/ https://www.google.com royallib.com vyazmanews.net Газета «Вяземский вестник» №26 от 24 июня 2014 года Газета «Вяземский вестник» №25 от 19 июня 2014 года Газета «Мой город- Вязьма» №28 от 17 июня 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к 70 -летию Великой победы "Я горжусь своим дедушкой"

Презентация посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В ней рассказано не только о последних днях войны, но и о герое Сопине Василие Гавриловиче....

Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"

Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях ...

Сочинение, посвященное 70-летию Великой Победы. Рассказ о своем прадеде, прошедшем войну.

       Дневники – лучшее свидетельство пережитого. В них всегда чувствуется неостывшее дыхание времени, виден и сам человек-летописец.В истории известны немало записей дней ...

Обобщающий урок – игра «Я знаю свой край»

Цели: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу;               развивать познавательную активность, логическое мышле...

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....

Беседа с детьми 2 класс "Умейте радоваться победе друга, как своей"

"Умейте радоваться победе друга, как своей" ...