Классный час в начальной школе «Умейте радоваться победе друга как своей» (А.В.Тарасов)
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час в начальной школе
«Умейте радоваться победе друга как своей» (А.В.Тарасов)
Цель: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, формирование толерантных отношений между младшими школьниками, осознание учащимися того, что зависть - порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью.
Задачи:
-формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
-развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
-воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
-способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
- воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
- способствовать развитию эмоциональной сферы личности.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-осознавать познавательную задачу;
-устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
-уметь работать по предложенным инструкциям.
-уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
-уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
Оборудование: экран; электронная презентация, клубок ниток, диск с записями Игоря Крутого, песни «Если с другом вышел в путь»
Ход классного часа.
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Поприветствуем друг друга. Мальчики на приветствие хлопают в ладоши. Девочки – машут рукой и улыбаются.
- Присаживайтесь.
-Перед тем как работать, я хочу познакомить вас с вашим инструментом на уроке – это рабочий лист и в нём размещаются задания на урок.
II. Актуализация знаний.
1.Вступительное слово учителя:
- Нашу встречу я начну со сказки. Я прочитаю отрывок из неё, а вы узнайте литературное произведение. (Слайд 2)
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. Все славные, вот только один… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
- Это никак невозможно, ваша милость! – ответила утка мать. – Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет меньше. Он слишком долго пролежал в яйце, оттого и не совсем удался. И она почесала у него в затылке и огладила перышки. – К тому же он селезень, а селезню красота не так нужна. Я думаю, он окрепнет и пробьет себе дорогу.
- Остальные утята очень, очень милы! – сказала старая утка. Ну, будьте как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне.
Вот утята и устроились как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и дразнили решительно все – и утки и куры. – Больно велик! – говорили они. (Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».)
2. Обсуждение отрывка из сказки .
- Понравился отрывок? О чем он? Вспомните персонажей. Как относились обитатели птичьего двора к нашему герою?
-Почему? (Потому что он был не похож на них)
-Чем он отличался от других птиц? (размер, возраст, цвет перьев, голосом, умениями и т.д.)
-Скажите, все ли должны быть похожи друг на друга?
3. Упражнение «Похожи – не похожи»
- Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга и выполните задание: «Поднимите руки вверх только те, …»
-у кого голубые глаза;
-светлые (темные) волосы;
-у кого имена содержат букву А;
- у кого встречается одинаковый цвет в одежде;
- кто имеет друга в классе?
- У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам иметь друга.
- Мешает ли вам дружить, играть, заниматься то, что у вашего соседа другой цвет глаз или волос?
- А как вы думаете, правы ли были обитатели птичьего двора в том, что обижали, грубили и злились на утенка только за то, что он был не похож на них?
-Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
-Сейчас выясним это. Предлагаю вам всем составить ассоциации к слову, ДРУГ.
-На столе возьмите цветной лист прямоугольной форме, вместе с соседом по парте напишите слово, с которыми у вас ассоциируется слово «друг» и объясните свой выбор.
(На доске на цветной бумаге написано слово – ДРУГ. От каждой пары выходит к доске один ученик и прикрепляет карточку. (Приложение 1)
(На доске: ДРУГ – добрый, надёжный, преданный, заботливый, верный, умный.)
-Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.
III. Физминутка
Звучит песня «Если с другом вышел в путь...» (дети подпевают и выполняют танцевальные движения)
IV. Постановка учебной задачи задачи.
-Мы с вами поговорим о самой страшной болезни души от которой, к сожалению, страдает дружба. А как называется эта болезнь, мы узнаем, прочитав письмо девочки Наташи, адресованное вам.
(письмо с текстом) (Слайд 3)
Я завидую Никите
У него в полоску свитер.
Я завидую Егору –
У него игрушек горы.
Я завидую Сереже -
Он на Бетмена похожий.
Я завидую Андрею –
Он сидит у батареи.
Я завидую Наташе –
На тарелке больше каши.
Я завидую Денису –
Он во сне увидел крысу.
Я завидую Олегу –
Лучший в классе он по бегу.
Я завидую Олесе
С ней так интересно вместе.
Я устала… Помогите!
И от зависти спасите!
-Какой болезнью страдает Наташа? (Завистью.)
V. Открытие нового знания. Первичное закрепление.
1. Работа со словарём.
- А что такое зависть?
- Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и прочитаем, что значит «Зависть» (Читает ученик) (Слайд 4)
(Зависть – это чувство досады (неудовольствия), вызванное успехом другого.)
2. Творческое задание 1. (Слайд 5)
- Положите перед собой рабочий лист. (Приложение 2) Прочитайте предложения в 1 задании. С помощью баллов (0,3,5) выразите, насколько верны эти высказывания по отношению к вам. Отвечайте очень честно.
Если высказывание:
«неверно» - поставь 0 баллов;
«немножко верно» - 3 балла;
«точно про меня» - 5 баллов.
-Мне не нравится, когда я встречаю девочку (мальчика) красивее меня.
-Меня раздражает, если мой одноклассник лучше рассказывает стихотворение, чем я.
-Мне нравится, когда меня больше всех из класса хвалит учитель.
Всего: … баллов.
- Ребята, оказывается, чувство зависти присуще не только Наташе, но и каждому из нас. И от этого надо избавляться. А как? (Ответы детей)
-Рецепт избавления от этой болезни мы найдем в следующих строчках.
(стихотворение читают ученики)
Как здорово, что мой дружок
Пятерку снова получил.
Ведь с ним пойдем мы на каток,
Играть, покуда хватит сил,
Мой друг сегодня победил,
Он лучший среди всех!
Я так горжусь им! Нету сил!
Как будто сам я победил!
Девочка читает стих
У моей подруги Кати
Очень длинная коса.
Я любуюсь ей всегда!
У меня, конечно, хуже.
Но зато мы сильно дружим!
-Как относятся дети из стихотворений к чужим успехам и внешним достоинствам своих, друзей, одноклассников? (Мнения детей.)
-Действительно, ребята радуются успехам своих друзей. Как говориться злой плачет от зависти, а добрый – от радости. Завистью ничего не сделаешь. В зависти нет ни проку, ни радости.
- Знаменитый тренер хоккейной команды А. В. Тарасов о своём игроке Валерии Харламове говорил: «Вот уж кто ничего не требовал для себя! Вот кто умел радоваться удаче товарища! И не просто радоваться, а помогать рождению этой удачи! Ради этого Харламов лез в самое пекло». (Слайд 6)
3. Творческое задание 2.
- Итак, вы определите самое лучшее лекарство от зависти, выполнив следующее задание в рабочих листах. Узнайте рецепт избавления от зависти, подчеркнув в скобках необходимые слова. (Лучшее лекарство от зависти – научиться радоваться чужим успехам.)
-Итак, лучшее лекарство от зависти – это? Научиться радоваться чужим успехам. Скажу сразу – это очень нелегко и под силу не всем людям.
- Какой главный совет мы дадим Наташе, чтобы она перестала завидовать? (Нужно научиться радоваться чужим успехам). (Слайд 7)
-Правильно, ребята. Это поняла и Наташа, которой благодаря нашему классному часу удалось справиться с чувством зависти.
(Учитель переворачивает карточки со словом «завидую», на обратной стороне которых написано «так рада за»)
- Давайте хором прочитаем: (Слайд 8)
Я так рада за Никиту
У него в полоску свитер.
Я так рада за Егора –
У него игрушек горы.
Я так рада за Сережу -
Он на Бетмена похожий.
Я так рада за Андрея –
Он сидит у батареи.
Я так рада за Наташу –
На тарелке больше каши.
Я так рада за Дениса –
Он во сне увидел крысу.
Я так рада за Олега –
Лучший в классе он по бегу.
Я так рада за Олесю
С ней так интересно вместе.
VI. Подведение итогов.
-А сейчас у меня для вас есть небольшая загадка. На листочках написаны местоимения Я, ТЫ, МЫ, но между ними не хватает каких-то знаков. Как вы думаете – каких?
Правильно, здесь не хватает + и =! Объясните свой выбор. (Ответы учеников) (Слайд 9)
-Давайте проверим, так ли это.
VII. Рефлексия.
-Наша встреча подходит к концу. Хочется верить, что этот классный час заставил вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
-Письма, телефон – сотовая связь, фото и видеосъемка, а также Интернет. Связь, которая как паутина опутала весь мир.
- Предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу надо сказать хорошие добрые слова!
(Дети плетут паутинку и говорят слова) (Слад 10)
-Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Надо чтобы в дружбу верил
Каждый человек!
- Я вам желаю, чтобы вы остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь друг другу! Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Мой друг - собака" Классный час для начальных классов
Содержание классного часа повысит интерес детей к животным, научит младших школьников любить животных и гуманно относиться к своим меньшим братьям. ...
классный час "В СЧАСТЬЕ И СПОРТЕ РАДУЙТЕСЬ, ДЕТИ!"
Праздник начала работы по проекту "Здоровье - это здорово!"...
Открытый урок по теме: «Учись рассказывать о своем друге (о своей подруге)»
Тип урока:ОНЗ (урок открытия новых знаний)Учебник: Г.С.Базыр .Русский язык.Учебник для второго класса тувинских школ.Кызыл: Тувинское книжное издательство-2005...
Беседа с детьми 2 класс "Умейте радоваться победе друга, как своей"
"Умейте радоваться победе друга, как своей" ...
Классный час для начальной школы «Друг за друга стой – выиграешь бой»
Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Это день памяти всех, кто защищал нашу Родину. День защитника Отечества – день человека в погонах, посвятившего свою жизнь служению Отеч...
Классный час ; "Жизнью ради того чтобы защитить свою родину"
Добрый день, ребята.Всех хочу поздравить с началом нового уч.года, пожелать хороших отметок.Но сегодня наш классный час посвящен другой тематике, Герои России.И сегодня я хотела бы рассказать вам,...