СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Мурашкина Елена Владимировна

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx63.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО (эксперт)

____________О. Ю. Люкшина

протокол №__ от___________

                                                                                      

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ М.В. Мартемьянова  

_____________

                                       

«Утверждаю»                              

Директор МКОУ Садовской СОШ №1

_____________Н.А.Ярошенко                                      

приказ №____ от  __________

                                           

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

для обучающейся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.

1 класс

Ребенок: Кирнова Валентина

    Составитель: учитель начальных классов  

                                                                                                Мурашкина Е.В.

с. Садовое

2020 г.

Структура СИПР

  1. Общие сведения о ребёнке.
  2. Психолого-педагогическая характеристика.
  3. Индивидуальный учебный план.

     4.  Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

7. Приложение (календарно-тематическое планирование).

  1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Кирнова Валентина Евгеньевна

Дата рождения: 17.07.12 г.

Возраст ребенка: 8 лет

Место жительства: С. Садовое, ул. Первомайская,29

Мать: Кирнова Ольга Викторовна

Отец:  Кирнов Евгений Васильевич

Год обучения в МКОУ Садовская СОШ №1: 1

2. Психолого-педагогическая характеристика.

Валя поступила в МКОУ Садовскую СОШ №1 в 1 класс  с 1 сентября 2020 года.

По заключению ПМПК у обучающегося умеренная  умственная отсталость с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра. Рекомендовано обучение по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, нацеленной на образование детей   с умеренной,  тяжелой и глубокой умственной отсталостью, (вариант 2) ФГОС. Относится к категории «ребенок-инвалид». Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально – 8 часов. Продолжительность урока-занятия 35 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

У Вали сложная структура нарушения развития,  обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Отмечается неловкость крупной и мелкой моторики. Реагирует на звуки в качестве ориентировочного рефлекса. Самостоятельная деятельность не целенаправленна.

Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Требуется неоднократная стимуляция внимания.

Языковые средства не сформированы. Валя не владеет речью.  Девочка понимает названия некоторых реальных предметов,  не всегда реагирует на свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.   Обращенную речь не всегда понимает.

Все игры проходят в форме совместного манипулирования предметами. Ориентировочная деятельность проходит как хаотичное бессистемное манипулирование.

Рисовать предметы не может.

К игрушкам проявляет неустойчивый интерес. В сюжетно-ролевые игры не играет.

Степень сформированности навыков самообслуживания – ниже средннего. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный.

   

   Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3.Окружающий природный мир.

4. Человек.

5. Окружающий социальный мир.

4. Музыка и движение.

7. Изобразительная деятельность.

3. Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I. Обязательная часть

  1. четверть
  1. четверть
  1. четверть
  1. четверть

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

2

2

2

2

2. Математика

2.1. Математические представления

2

2

2

2

3. Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

3.2. Человек

3.3. Окружающий социальный мир

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4. Искусство

4.1. Музыка и движение

4.2. Изобразительная деятельность

-

1

-

1

1

-

2

1

-

4

Итого

8

8

8

8

4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

   Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем.

2. Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени.

 Личностные базовые учебные действия:

  • принятие роли обучающегося;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
  • личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
  • формирование элементарных представлений о картине мира;
  • положительное отношение к окружающей действительности;
  • ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;

Регулятивные базовые учебные действия:

  • умение выполнять инструкции учителя;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
  • использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
  • умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выбор способов решения задач в зависимости от конкретных  знакомых условий;
  • алгоритмизация практического действия;

   умение слушать учебные тексты;

  • освоение элементарных общих понятий.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • умение слушать и вступать в диалог;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах    деятельности;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
  • владение элементарной диалогической речью.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:

  • Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией  Л.Б. Баряевой;
  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей   с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,  с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
  • Учебного плана школы;
  • Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности  на основании приказа Министерства образования и науки РФ №535 от 08.06.2017г.

 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,  среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Искусство

Предметные области (учебные предметы):

1. Язык и речевая практика.

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности.

Примерное содержание предмета

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (цветная картинка, черно-белая картинка). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов. Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) простых предложений.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

        Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имён членов семьи  посредством напечатанного слова. Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Коммуникация

19

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

47

Итого:        

66

2. Математика.

2.1 Математические представления

Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;

- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).

Содержание учебного предмета

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

Представление о форме.

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.  фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).

Понятия веса.

Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.

Повторение.

Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Сравнение предметов по ширине. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Количественные представления

8

Представления о величине

15

Представление о форме

11

Понятия веса

3

Пространственные представления

12

Повторение

17

Итого:        

66

3. «Окружающий мир».

3.1 Окружающий природный мир

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Содержание учебного предмета

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Знание значения деревьев в природе и жизни человека.

Узнавание (различение) фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц.

Объекты природы.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.  

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Временные представления

8

Растительный мир

6

Животный мир

10

Обьекты природы

9

Итого:        

33

3.2 Человек

Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Содержание учебного предмета

Представления о себе.

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Называние своего имени и фамилии. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе.

Гигиена тела.

Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание  щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности  действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Сообщение  о желании сходить в туалет.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение  социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Представления о себе

5

Гигиена тела

9

Обращение с одеждой и обувью

7

Прием пищи

5

Семья

7

Итого:        

33

3.3 Окружающий социальный мир

Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Содержание учебного предмета

Школа.

Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом.

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, кастрюля, сковорода, чайник. Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение. Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Предметы быта.

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

Мир людей.

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.  Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Транспорт.

Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Школа

9

Квартира, дом

6

Предметы быта

3

Продукты питания

5

Мир людей

6

Транспорт

4

Итого:        

33

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку  и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Содержание учебного предмета

Слушание.

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) веселой и грустной  музыки. Узнавание  знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

Пение.

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.

Движение под музыку.

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба,  бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание  предметом и т.п. Имитация  движений  животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Слушание

6

Пение

2

Движение под музыку

9

Итого:        

17

4.2 Изобразительная деятельность

Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Содержание учебного предмета

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела

Лепка

6

Аппликация

3

Рисование

8

Итого:        

17

5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель: Мурашкина Е.В.

Педагог-психолог : Гранкина Н.И.

Учитель - логопед: Чернянская О.А.

6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.).

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, трафареты,      закрепляемые      неподвижно      в      приборе «Школьник», с внутренним контуром; геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными возможностями; строительный материал: мягкие модули, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных); материал для лепки: пластилин; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Приоритетные образовательные облпсти:1.Речь и альтернативная коммуникация.2.Математические представления.3.Окружающий природный мир.4. Человек.5.Домоводство.6.Окружающий социальный мир.7. Музыка и дви...